28 марта исполнится ровно год со дня назначения Гульшары Абдыкаликовой акимом Кызылординской области. Первая в истории Казахстана женщина, возглавившая целый регион, пока только подтверждает прогнозы скептиков, которые год назад уверенно заявляли, что такая ноша ей явно не по плечу. Но, с другой стороны, а многого ли добились ее предшественники-мужчины? Именно о них и пойдет сегодня речь.
Регион-аутсайдер
Со времени обретения независимости и до назначения Абдыкаликовой этой областью руководили восемь человек. Впрочем, последний из них, Куанышбек Искаков, был вынужден «скоропостижно» оставить высокий пост – весной прошлого года его обвинили в совершении коррупционного преступления, а позже осудили. И поскольку на должности акима он пробыл совсем немного, его можно не считать. А значит, остаются семеро.
Каков результат их общих «усилий» почти за три десятилетия? Практически по всем основным показателям, характеризующим состояние экономики и качество жизни населения, Кызылординская область сегодня является одним из аутсайдеров в стране. По уровню валового регионального продукта (ВРП) в расчете на каждого жителя она, будучи нефтедобывающей, занимает 4-е место с конца, уступая даже чисто аграрным областям. Причем ее доля в ВВП Казахстана на протяжении всех последних лет сокращается. Если брать объем субвенций из республиканского бюджета опять же в расчете на душу населения, то больше кызылординцев (на каждого жителя низовьев Сырдарьи центр выделяет более 220 тысяч тенге в год) получают только североказахстанцы. Это и есть два самых дотационных региона.
По уровню зарплат область смотрится чуть более выигрышно: она идет 6-й с конца, опережая пять аграрных – три южные и две целинные. Но, во-первых, ее показатель существенно ниже, чем средний по республике: 168,4 тысячи против 204,3 тысячи тенге в месяц по итогам прошлого года. А во-вторых, что особенно важно, в этих 168,4 тысячи тенге «сидят» так называемые «аральские коэффициенты», выплачиваемые во всех государственных учреждениях, включая школы, больницы и т.д., в подразделениях национальных компаний, на нефтедобывающих предприятиях. Коэффициенты, введенные согласно закону от 1992 года, составляют 1.5 для Аральского и Казалинского районов, 1.3 – для всей остальной территории области. Если бы не эти 50-и 30-процентные надбавки (значительному большинству работающих они выплачиваются за счет республиканского бюджета), то жители региона, скорее всего, имели бы самые низкие в стране доходы.
Да и перспективы, мягко говоря, не самые радужные. Наблюдается серьезный спад промышленного производства: в 2019-м, то есть еще до пандемии, его индекс относительно предыдущего года составил 89,3 процента, в 2020-м – 86,7 (больше нигде в Казахстане такого не было). Объясняется это, прежде всего, сокращением добычи нефти, что в свою очередь вызвано истощением запасов разведанных месторождений. Обрабатывающая же промышленность развита крайне слабо: в утвержденном правительством РК «Комплексном плане социально-экономического развития Кызылординской области на 2019 - 2022 годы» говорится, что ее доля в структуре промышленного производства «незначительная, всего 12,6%». Сельское хозяйство держится на рисоводстве, требующем больших объемов воды и сильно зависимом от позиции стран, которые расположены выше по Сырдарье, – а те же Кыргызстан и Узбекистан становятся все более несговорчивыми.
Словом, «точек роста» практически не просматривается. Единственное, в чем Кызылординская область может конкурировать с другими регионами, – это жилищное строительство и благоустройство, а точнее, «украшательство», которое к тому же коснулось в основном областного центра. Гостей Кызылорды впечатляет то, как город внешне преобразился. Но если они зайдут в квартиры и спросят у их обитателей, поднимается ли питьевая вода до 4-5 этажей, всегда ли есть свет, поступает ли тепло в радиаторы, где они берут горячую воду – то, боюсь, эйфория моментально улетучится. А если приезжие спустятся в подвалы некоторых многоэтажек, то им вообще может стать дурно.
Вот такое наследство оставили предыдущие акимы. Поэтому нет смысла останавливаться на их «вкладе» в социально-экономическое развитие области. Ограничимся только штрихами к портретам.
Они были первыми
Сеилбек Шаухаманов возглавлял регион с июля 1989-го (он сменил Еркина Ауельбекова, которого многие кызылординцы по сей день считают чуть ли не эталоном руководителя) по сентябрь 1995-го. Сначала как первый секретарь обкома партии, потом как председатель областного совета и, наконец, как аким. Блестящий оратор и острослов, он мог часами говорить на совещаниях, а его очень образный казахский язык вызывал восхищение. Но после речей Шаухаманова блокноты записывающих (тех, к кому он обращался, журналистов) оставались, по сути, пустыми – в отличие от Ауельбекова, говорившего мало, но всегда по делу, его преемник был многословным и неконкретным.
Самой большой страстью акима было озеленение. Приезжая с инспекцией в любой район, он в первую очередь смотрел на то, много ли посажено деревьев, не обглодали ли их козы. А если видел клумбы и цветники, то местный руководитель получал индульгенцию на год вперед. Совещаний и семинаров на тему озеленения в бытность Шаухаманова главой региона было не счесть.
А еще он запомнился тем, как отреагировал на возникшие после распада СССР трудности с поставками топлива. В целях экономии угля аким на полном серьезе предложил массово заняться заготовкой кизяка – высушенного навоза. Правда, было не совсем понятно, откуда взять столько, тем более что к тому времени оставшиеся без денег животноводы пустили «под нож» почти половину поголовья скота. А чтобы сберечь бензин, руководитель области призвал всех пересесть с автомобилей на лошадей. Ну и, разумеется, на эту тему тоже провели региональное совещание.
Явно не вписывавшегося в новые экономические реалии Шаухаманова осенью 1995-го сменил его земляк (они родились в одном районе) Бердыбек Сапарбаев, который после окончания «нархоза» остался в Алма-Ате, пообтерся там, а перед назначением в Кызылорду занимал руководящий пост в аппарате правительства. Это обстоятельство позволяло местным жителям рассматривать его как человека, вернувшегося на родину, чтобы «делать реформу».
Именно Сапарбаев «пробил» октябрьский 1996-го указ президента страны о создании Кызылординской специальной экономической зоны. Главными целями были названы: «освоение и внедрение в производство современных достижений науки и техники и передовой технологии путем активизации предпринимательской деятельности, создание высокоэффективных экспортоориентированных производств, освоение выпуска новых видов продукции, привлечение инвестиций, управленческого опыта, интенсификация научно-технического и торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами».
Ничего этого, как вы понимаете, в итоге не произошло, а СЭЗ осталась в народной памяти лишь тем, что через нее оформляли покупку иностранных автомобилей многие казахстанцы, стремившиеся сэкономить на таможенных платежах. И спустя всего два с половиной года после своего появления СЭЗ была упразднена, хотя срок ее деятельности планировался до 2007-го. Впрочем, это отнюдь не помешало Бердыбеку Машбековичу издать книгу «Специальные экономические зоны. Опыт создания», защитить докторскую диссертацию «на материалах Кызылординской области» и даже пойти на повышение.
Следующий аким Серикбай Нургисаев руководил регионом почти пять лет, с июля 1999-го по апрель 2004-го. Запомнился он одной инициативой, которая настроила против него очень многих жителей края. То ли кто-то сверху ему подсказал, то ли он сам решил, что статус зоны экологического бедствия, которым наделили область согласно уже упомянутому закону от 1992 года, препятствует продвижению местной продукции на мировые рынки. Поэтому аким предложил отказаться от него. Но в таком случае работающее население лишилось бы тех самых коэффициентов к зарплате, о которых говорилось выше. И, разумеется, оно возмутилось. Тем более что «продвигать на мировой рынок», кроме риса и аральской соли, было в общем-то нечего. Интересно, эта история нашла отражение в книге Нургисаева «Проблемы экономической безопасности Приаралья»?
Акимы разные, но КПД одинаковый
Бывшего «комсомольца» (Нургисаев семь лет в начале своей карьеры провел на руководящих должностях в органах ВЛКСМ) сменил бывший дипломат Икрам Адырбеков. Причем дипломат не только по роду деятельности, но и по характеру: мягкий, деликатный, умеющий слушать собеседника. Правда, этим самым «умением слушать» некоторые откровенно злоупотребляли, что в итоге привело, например, к созданию конфликтной ситуации, вынудившей его заместителя Нурлана Еримбетова подать в отставку. А «мягкость» Адырбекова не позволила ему защитить назначенного им же самим всего пятью месяцами раньше акима города Кызылорды: ходили слухи, причем небезосновательные, что последнего с должности сняли по настоянию посланца из центра за осторожно высказанное сомнение в возможности обеспечить на предстоящих выборах «установленный» процент поддержки. Явно не хватало решительности Адырбекову и в делах, связанных с экономикой, поэтому в памяти кызылординцев он остался как «хороший и честный (не бравший взятки) мужик, но не орел».
Его преемник Мухтар Кул-Мухаммед, судя по всему, вообще чувствовал себя не в своей тарелке. Все-таки он чистый гуманитарий: руководить культурой, языковой сферой – это одно, а отвечать за сложный регион – совершенно другое. Тем более что хозяйственный опыт нового акима ограничивался лишь выпуском книг в собственном издательстве «Атамура». Возможно, его просто решили «обкатать» в этой должности с более дальним прицелом, но эксперимент, продолжавшийся немногим больше года, оказался неудачным. А вскоре после падения вертолета Ми-8, на котором он во время паводка облетал русло Сырдарьи (пятеро тогда погибли), Кул-Мухаммеда решили вернуть в столицу. И больше не подвергать «риску регионально-хозяйственной деятельности».
Сменивший его Болатбек Куандыков смотрелся на этом посту органичнее. К тому же он уроженец здешних мест (предыдущие три акима – «варяги»), ранее на протяжении пяти лет был заместителем, первым заместителем главы Кызылординской области, курировал экономический и финансовый блок. Но по характеру, как и Адырбеков, явно «не орел», к тому же больше банкир, чем политик и чем даже хозяйственник. Четыре с половиной года его руководства пришлись в основном на «тучные» годы (в последнее трехлетие «правления» Куандыкова нефть стоила 90-110 долларов за баррель), а значит, денег хватало, были ресурсы на то, чтобы перестроить экономику, создать новые производства. Однако этими возможностями он так и не воспользовался.
Ожидалось, что гораздо более «весовой» и амбициозный Крымбек Кушербаев, назначенный акимом области в начале 2013-го, сделает то, к чему так и не подобрались его предшественники. Тем более что он вроде бы круто взялся за дело: при участии знаменитого в прошлом российского экономиста Абеля Аганбегяна была разработана программа развития региона под названием «Стратегия-2020», предусматривавшая создание целого ряда крупных производств, кластеров, всплеск предпринимательской активности, туристический бум и т.д. К тому же Кушербаеву дали возможность порулить областью почти шесть с половиной лет – больше, чем кому бы то ни было раньше. До установленного им же самим «рубежного» 2020-го он недоработал всего-то полгода. И где все это «громадье планов»? Как говорится, весь пар (точнее, пиар) ушел в гудок, а «Стратегия-2020» и прочие подобные программы, принятые в эти годы, останутся пылиться в кызылординских архивах.
Самой же яркой иллюстрацией КПД деятельности глав региона является история со строительством стекольного завода. Впервые идея появилась в начале «нулевых» годов, еще при Нургисаеве. Когда акимом был Адырбеков, во время приезда в Кызылорду президента страны (апрель 2005-го) состоялось подписание меморандума с британской компанией Pilkington. В первый день весны 2007-го Кул-Мухаммед заложил камень под фундамент будущего завода. При Куандыкове тоже происходили какие-то движения, так и не приведшие к практическому результату. Кушербаев почти сразу после своего назначения в Кызылорду заявил, что стекольному заводу – быть! И спустя два года строительство началось. Сдать объект в эксплуатацию обещали осенью 2017-го, потом – в конце 2019-го. Искаков сразу после своего назначения заявил, что завод даст первое, пробное, кызылординское стекло в 2020-м, ко дню столицы (6 июля). Теперь какие-то сроки называет Абдыкаликова… Если шесть акимов области почти за два десятилетия не смогли построить один далеко не самый большой завод, то о чем можно говорить?