Политические реформы, демократизация, плюрализм – c этого начинается глава «Приоритеты дальнейшего развития» в статье главы государства Касым-Жомарта Токаева «Независимость превыше всего». Констатировав растущий запрос казахстанцев на более активное их участие в процессе принятия важнейших для страны решений, он провозгласил курс на поэтапную политическую модернизацию.
С одной стороны, этот курс не должен быть форсированным, а с другой, затягивать с реформами тоже нельзя, считает президент. Иначе говоря, демократизация необходима, но осуществлять ее нужно постепенно, шаг за шагом, тщательно проанализировав результаты предыдущих мер, прежде чем приступить к следующим. Крайне важно не наломать дров, сохранить стабильность в обществе, управляемость страной. Тем более что перед нашими глазами стоит печальный опыт целого ряда других постсоветских государств, где скоропалительные и даже революционные решения, связанные с политической трансформацией, обернулись гражданским расколом, социально-экономическими кризисами и даже территориальными потерями. Позволить себе такого мы не можем.
Приверженность принципу «поспешай медленно» Касым-Жомарт Токаев демонстрирует с самых первых дней своего президентства. Он выдвинул концепцию «слышащего государства», инициировал создание Национального совета общественного доверия, принятие нового Закона РК «О порядке организации и проведения мирных собраний», внесение изменений и дополнений в законы «О политических партиях», «О выборах», «О парламенте и статусе его депутатов». Конечно, те, кто привык требовать всего и сразу, ждали большего, однако даже критики власти (пусть не все, но многие) разглядели в этих шагах курс на политическую модернизацию. Да, неспешную, да осмотрительную, но все же модернизацию.
Новые законодательные нормы, заложенные в первый из упомянутых выше законов, направлены на то, чтобы граждане республики получили возможность максимально полно реализовать свое право на публичное выражение своей позиции путем участия в митингах, шествиях и т.д., а также на сокращение количества административных и бюрократических проволочек для организаторов таких мероприятий. Разумеется, как и во всех цивилизованных, демократических странах, предусмотрены определенные ограничения, связанные с необходимостью обеспечения безопасности и с тем, чтобы не нарушался нормальный ритм жизни населенных пунктов и их жителей.
Вдвое, с сорока до двадцати тысяч, снижен количественный порог для государственной регистрации политических партий. В правовое поле введено понятие «парламентская оппозиция», причем оно наполнено конкретным содержанием. Партийным фракциям, составляющим меньшинство в законодательном органе, гарантированы следующие права: выносить различные темы и вопросы на парламентские слушания; предлагать законопроекты, альтернативные тем, которые инициирует партия, имеющая в мажилисе большинство; занимать руководящие должности в отдельных постоянных комитетах нижней палаты. В частности, на первом заседании нового состава мажилиса, прошедшем 15 января нынешнего года, руководителями двух комитетов из семи были избраны члены фракций «Ак жола» и НПК: Ерлан Барлыбаев возглавил аграрный, а Александр Милютин – экологический. Еще по одному представителю каждой из этих партий получили посты секретарей в других постоянных комитетах.
Опять же по инициативе главы государства сегодня ведется работа над внесением изменений и дополнений в Закон РК «О выборах». Одним из принципиально важных новшеств станет снижение порога для прохождения партий в мажилис с 7 до 5 процентов. Это должно стимулировать участие более широкого круга различных политических сил в выборах и в целом активизацию процесса партийного строительства в стране. Допустим, если «Ауыл», набравший по итогам недавней избирательной кампании 5,29 процента голосов и не получивший ни одного депутатского места, в следующий раз хотя бы повторит этот результат, то обретет статус парламентской партии со всеми вытекающими из этого возможностями. Чем не стимул к усилению работы с электоратом, выдвижению новых идей и инициатив, способных нарастить количество потенциальных сторонников? Кстати, скорее всего, аналогичное снижение порога коснется и маслихатов, которые, как известно, теперь тоже формируются по партийным спискам.
Следующий этап политической модернизации – переход к выборности акимов. Необходимость такого шага Касым-Жомарт Токаев отметил в своем послании от 1 сентября прошлого года. А в статье «Независимость превыше всего» развил свою мысль: «Мы переходим к выборности сельских акимов, которая позволит укрепить систему местного самоуправления, начиная с низового уровня. После этого будем проводить выборы районных акимов. Если новая система покажет свою эффективность, перейдем к выборам акимов следующего уровня». Иначе говоря, в перспективе всех глав местных органов исполнительной власти будут избирать, но опять же процесс этот будет поэтапным, постепенным.
Выборы сельских акимов в Казахстане уже проводились. Но они были не прямыми, а с использованием так называемого косвенного права: в голосовании участвовали выборщики из числа депутатов соответствующих маслихатов, то есть достаточно узкий круг людей. Теперь же каждого такого акима будет избирать непосредственно население (взрослое, достигшее 18-летнего возраста) данной территории, а это уже, как вы понимаете, совсем другое дело. Сейчас ведется работа над соответствующим законопроектом, предусматривающим внесение поправок в уже упомянутый Закон «О выборах». Ожидается, что правом выдвигать кандидатов в акимы будут наделены политические партии (это опять же к вопросу о расширении их возможностей и полномочий с точки зрения участия в системе государственного управления), но также допускается и возможность самовыдвижения. Претенденту, который сам выдвинет свою кандидатуру, достаточно будет заручиться письменной поддержкой (подписями) одного процента от общей численности электората, проживающего на данной территории. В любом случае определение будущих победителей должно проходить на альтернативной, конкурентной основе.
В целом по стране в ближайшие годы предстоит избрать порядка двух с половиной тысяч акимов низового уровня. Их выборы будут проходить по мере истечения срока полномочий ныне действующих. И если исходить из этого, то до конца нынешнего года по новым правилам должны быть избраны 836 акимов. В бюджет уже заложены финансовые средства, необходимые для проведения данной избирательной кампании. Ожидается, что новые нормы закона будут предусматривать двойную ответственность и подотчетность главы сельского округа – во-первых, перед избравшим его населением, а во-вторых, перед районным маслихатом, который предлагается наделить полномочиями по рассмотрению вопроса о выражении ему вотума недоверия, если появятся на то основания.
Как видим, менее чем за два года президентства Касым-Жомарта Токаева был принят целый ряд решений, которые имеют целью дальнейшую демократизацию общественно-политической жизни в стране, расширение возможностей казахстанцев в плане создания партий и других объединений, проведения митингов и собраний, права избирать и быть избранными в органы власти. Причем глава государства дал четкий сигнал, что этот курс продолжится и дальше, но без популизма и резких движений, способных вызвать дезорганизацию и хаос. В свою очередь, эволюционная политическая трансформация призвана стимулировать рост гражданской активности, усилить во всех нас, казахстанцах, чувство сопричастности ко всему тому, что делается и будет делаться на нашей земле. А это и есть главная гарантия успешного развития страны, незыблемости ее независимого существования.