С 10 ноября партии, решившие бороться за места в мажилисе, приступили к формированию своих предвыборных списков, которые примут окончательный вид на их съездах и за которые будет предложено проголосовать казахстанцам 10 января. Сколько человек можно включить в каждый из этих списков, что будет служить здесь ограничивающим фактором, какие из партий получили изначально более выгодные условия на старте – об этом и пойдет сегодня речь. 

Амбиции и финансы

Любая из политических сил, вступивших в избирательную гонку, вправе включить в свой предвыборный список такое количество лиц, «которое не превышает установленное число депутатских мандатов, распределяемых среди политических партий, на тридцать процентов». Иначе говоря, 98 плюс 30%, или 127 человек. Это максимум. Ровно столько было в списке «Нур Отана» на прошлых парламентских выборах, состоявшихся в 2016-м. Тогда как «заявочные листы» всех других участников были намного более короткими: у «Ак жола» он включал 35 фамилий, у Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) – 23, у «народных коммунистов» (КНПК) – 22, у «Ауыла» – 19, у «Бирлика», как тогда назывался сегодняшний «Адал», – 8. 

На старт нынешнего предвыборного марафона вышли те же шесть партий. И, скорее всего, списки каждой из них в количественном отношении будут примерно такими же, как и пять лет назад. Разве что «Адал», за которым теперь стоит бизнес-сообщество, наверняка доведет число кандидатов в своем избирательном списке до 20-25 и покинет место аутсайдера. 

Причина тут не только в неодинаковых амбициях разных политических сил в плане завоевания депутатских мандатов – понятно, что у «Нур Отана» они неизмеримо выше, чем у других. Определенным ограничивающим фактором здесь является и финансовый. Согласно действующему в нашей стране законодательству, любая партия, участвующая в выборах, должна за счет своих средств внести за каждого включенного в ее список кандидата избирательный взнос в пятнадцатикратном размере минимальной заработной платы (МЗП). Последняя составляет на сегодня 42.500 тенге, а значит, одна фамилия в списке «стоит» 637.500 тенге. И если какая-то партия захочет по примеру «Нур Отана» заполнить максимально возможную квоту (127 человек), то ей придется выложить свыше 80 миллионов тенге. Причем в случае получения ею по итогам выборов менее чем семи процентов голосов избирателей она безвозвратно потеряет эту сумму – деньги уйдут в доход республиканского бюджета. 

Понятно, что гарантия преодоления 7-процентного барьера есть только у партии власти. Ей можно даже не беспокоиться по этому поводу. Но тем не менее, согласно воле законодателей, которые в подавляющем большинстве своем являются ее членами, она имеет право не вносить на счет Центризбиркома в качестве избирательного взноса …ни единого тиына. Дело в том, что политические партии, получившие на предыдущих выборах в мажилис семь и более процентов голосов, полностью освобождаются от уплаты этого взноса. Таким образом, в нынешней электоральной кампании «Нур Отан», как и «Акжол» с КНПК, могут участвовать бесплатно. 

А вот трем другим политическим силам, включившимся в гонку за места в парламенте, придется раскошелиться. Причем, что называется, по полной. Если опять же следовать букве закона, то партия, получившая на предыдущих выборах поддержку от пяти до семи процентов участников голосования, должна внести половину установленного размера избирательного взноса, от трех до пяти – 70%, меньше трех – всю сумму. А теперь напомним результаты прошлой кампании: за «Ауыл» отдали свои голоса около 2-х процентов избирателей, за ОСДП – 1,18, за «Бирлик» («Адал») – 0,29 процента. Иначе говоря, эти три партии теперь должны будут внести на счет Центризбиркома максимальный взнос в 637.500 тенге за каждого человека, включенного в их списки. 

Кстати, отныне аналогичная норма распространяется и на выборы депутатов местных представительных органов, которые, как известно, теперь тоже избираются по партийным спискам. Да, в этом случае размер взноса в три раза меньше – пять МЗП, или 212.500 тенге. Но нужно учесть: в Казахстане насчитывается 17 «больших» маслихатов (в 14 областях и трех городах республиканского значения) и свыше двухсот «малых» (в районах и городах областного значения). Допустим, что какая-то партия – например, «Ауыл» или ОСДП – решит представить в каждый из местных представительных органов список всего-то из трех кандидатов. В сумме это более чем 600 человек. За них нужно будет заплатить в общей сложности свыше 120 миллионов тенге, которые, возможно (и даже скорее всего), вернуть обратно не удастся. Разумеется, небогатым партиям придется серьезно ограничить свои амбиции и выдвигать кандидатов очень точечно.  

Миллиарды в помощь 

Насколько адекватна и справедлива такая система? Тем более если учесть, что есть еще и другой важный аспект, в котором одни партии имеют заведомое и очевидное преимущество над остальными. Речь идет о «национальных особенностях» их финансирования за счет государственных, то есть фактически наших с вами, средств. 

Данная норма заложена в Законе РК «О политических партиях». Статья 18-1 этого закона гласит, что по итогам выборов тем партиям, которые получили места в мажилисе, ежегодно в течение всех следующих пяти лет (до новых выборов) выделяются бюджетные средства в порядке, определяемом Центризбиркомом. В правилах же, изданных последним, говорится следующее: «Размер бюджетных средств, выделяемых на финансирование деятельности политических партий, определяется в законе о республиканском бюджете на соответствующий год с учетом трех процентов от минимального размера заработной платы за каждый голос избирателя, поданный при голосовании за политические партии, представленные в мажилисе парламента по итогам последних выборов»

Теперь подсчитаем. За «Нур Отан» в последний раз, по данным ЦИК, проголосовали 6.161.250 избирателей. Размер МЗП ежегодно менялся: 2016-й – 22.859 тенге, годом позже – 24.459, затем – 28.824, после чего он резко подскочил до 42.500. И благодаря такому существенному (почти полуторному) росту минимального размера заработной платы столь же существенно должны были увеличиться расходы государства на содержание партии власти. Три процента от 42.500 – это 1.275 тенге, которые умножаем на количество проголосовавших за «Нур Отан», и получаем в итоге около 7,9 миллиарда тенге. В год! Денежное довольствие двух других партий, заседающих в мажилисе, составило в нынешнем году от 685 до 690 миллионов. 

Финансирование деятельности общественных объединений за государственный счет, содержание на народные деньги в том числе их управленческого аппарата (по сути, партийной бюрократии) – все это само по себе вызывает вопросы. Прежде всего, такой: насколько заслуженны и справедливы подобные выплаты? 

Впрочем, применительно к рассматриваемой сегодня теме нас больше интересует другой момент. Разжившись миллиардами тенге из республиканского бюджета, парламентские партии получают заведомое и явное преимущество перед прочими, не располагающими таким источником финансирования, в плане подготовки к следующим выборам. Они могут на эти средства позволить себе открыть филиалы в регионах, рекрутировать новых активистов, усилить рекламу самих себя (с привлечением СМИ и блогеров, которым надо платить), организовать благотворительные акции, дабы «купить» лояльность потенциальных избирателей, и т.д. И плюс ко всему этому они освобождаются от уплаты избирательных взносов. Не слишком ли много привилегий? 

Честная конкуренция предполагает одинаковые стартовые условия для всех участников. Как это происходит, например, в спорте: действующий чемпион начинает новые соревнования с «чистого листа», его победы и заслуги в учет уже не берутся, он должен проявить себя, будучи абсолютно на равных со всеми остальными. Однако в политике, к сожалению, зачастую действуют совершенно другие правила игры. 

Кстати…

В ряде зарубежных стран тоже практикуется государственное финансирование деятельности политических партий. Но там все-таки нет таких явных диспропорций, как в Казахстане. Например, в Германии субсидии выделяются не только партиям, заседающим в бундестаге, но и всем, набравшим на последних выборах хотя бы 0,5 процента голосов избирателей. Общая сумма их финансирования (рассматриваемого как возмещение расходов на проведение электоральных компаний) делится на две части: примерно 45 процентов распределяется среди всех участников, а 55 – согласно количеству полученных голосов. 

В соседней с нами России на деньги из федерального бюджета могут рассчитывать партии, набравшие не менее 3% голосов на последних выборах в Госдуму (у нас, напомню, этот порог гораздо выше и труднодостижимее – 7%). Там за каждый полученный голос государство в нынешнем году выплатило 152 рубля, или в переводе на нашу национальную валюту около 850 тенге – в полтора раз меньше, чем в Казахстане. Кроме того, что тоже очень важно, в российском законодательстве нет нормы, обязывающей партии вносить избирательный взнос за каждого кандидата, включенного в предвыборные списки. То есть, в этом плане все они – и парламентские, и непарламентские – находятся в совершенно одинаковых условиях. 

Иначе говоря, в РФ партии, заседающие в Госдуме, и особенно партия власти, имеют определенное преимущество перед остальными с точки зрения бюджетного финансирования и стартовых условий при вступлении в следующую электоральную кампанию, но оно не столь подавляющее, как у нас…