За годы независимости Казахстану удалось достичь значительных успехов в сфере межнациональных и межэтнических отношений. Эти успехи стали возможными во многом благодаря мудрой и взвешенной политике первого президента Нурсултана Назарбаева. Именно под руководством Елбасы была выстроена уникальная казахстанская модель общественного согласия, в основе которой лежит сохранение единства, этнического многообразия, равенство граждан вне зависимости от этнической и религиозной принадлежности.

По прошествии многих лет казахстанский опыт национального строительства стал высоко оцениваться во всем мире и служить позитивным примером для многих стран. Сегодня, в канун 30-летия празднования независимости, представляется важным еще раз осмыслить основные факторы, которые обеспечили успешное развитие нашей страны в сфере межэтнической политики и межнациональных отношений, а также конструктивного взаимодействия институтов гражданского общества в лице этнокультурных объединений и государства.

Принципы межэтнической политики

В первые годы независимости страна находилась в тяжелейшем экономическом положении, которое ставило под сомнение будущее нового независимого государства. В качестве примера можно вспомнить, как в этот период в Казахстане остановилось более 1500 предприятий, безработица составила около 2 миллионов человек, ВВП страны сократилось более чем на одну треть.

При этом исторически, ввиду нескольких волн масштабных переселений в ХХ веке, этноконфессиональный состав населения был очень разнообразным, а доля этнических казахов к 1991 году искусственно снижена до менее 50 процентов. В этих условиях одним из потенциальных рисков для нашей страны было возможное возникновение межэтнических конфликтов, что могло привести к дестабилизации внутриполитической ситуации и потере территориальной целостности.

События, развернувшиеся в ряде регионов бывшего СССР (Нагорном Карабахе, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровье, Оше и Фергане), показывали, что угроза межэтнических конфликтов носит реальный характер и может коснуться и Казахстан. Нурсултан Назарбаев четко осознавал стоящие риски, понимая, что одной из ключевых основ дальнейшего развития страны является не только эффективная экономическая политика, но и гармоничное развитие межэтнических отношений.

Поэтому еще с самых первых этапов независимости Елбасы были обозначены основные принципы межнациональной политики, главный из которых – равенство граждан вне зависимости от их этнической принадлежности, веры или языка. Эти принципы были закреплены в Основном законе страны – Конституции 1993 года. При этом еще ранее, в 1992 году, в разработанной по поручению Елбасы «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства» к ключевым направлениям социального развития были отнесены развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана. Тем самым основополагающие принципы в межэтнической политике были заложены, но они требовали своего развития и продолжения.

Объединительный фактор

Дальнейшее развитие межэтнической политики и ее качественное совершенствование в определяющей степени связано с созданием в 1995 году Ассамблеи народа Казахстана – уникального института гражданского общества. Работа АНК сформировала единую платформу управления развитием этническими процессами, способствуя сохранению мира и согласия в казахстанском обществе. Она не только обеспечила возрождение этнического самосознания и культуры народов Казахстана, но и объединила вокруг себя многочисленные этнокультурные объединения страны.

В целом АНК стала ответственной за обеспечение общественно-политической стабильности и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений. Одновременно происходило и постепенное повышение политического влияния Ассамблеи, свидетельством чего стало придание в 2017 году организации конституционного статуса, позволяющего ей избирать в Мажилис Парламента девять депутатов.

Особую значимость работа АНК приобрела в условиях нарастания международной нестабильности, межэтнических и межрелигиозных конфликтов, кризиса мультикультурной политики в мире. В этом контексте, в частности, выделяется работа по оказанию содействия госорганам в противодействии проявлениям экстремизма и радикализма в обществе и формировании политико-правовой культуры граждан, опирающейся на демократические нормы. И поэтому вполне закономерно, что опыт Ассамблеи народа Казахстана служит сегодня примером для многих стран мира, в особенности для стран постсоветского пространства.

Вместе с тем развитие АНК продолжается, и сегодня к числу актуальных задач следует отнести: развитие института медиации, содействие в деятельности общественных советов, созданных при органах власти в центре и на местах, более активное использование потенциала депутатского корпуса Ассамблеи. Также можно отметить ее активную работу в части оказания помощи социально-уязвимым категориям населения в условиях пандемии.

Таким образом, за годы независимости Ассамблея народа Казахстана доказала свою важнейшую роль в укреплении межэтнического согласия и политической стабильности, продемонстрировала высокую значимость и эффективность своей работы.

Курс продолжается

Государственную политику в сфере межэтнических и межнациональных отношений, основанную Нурсултаном Назарбаевым, продолжает сегодня Касым-Жомарт Токаев. Преемственность политики Ассамблеи народа Казахстана подчеркнула состоявшаяся передача Елбасы своих полномочий председателя АНК президенту Казахстана и его переход в статус почетного председателя АНК, произошедшие в рамках 29-ой сессии Ассамблеи в 2021 году.

При этом в своей предвыборной программе президентом Токаевым подчеркивалось, что «преемственность – это эффективное продолжение курса Елбасы на новом этапе развития страны; в том числе, это обеспечение стабильности, гражданского мира и согласия в обществе».

Таким образом, казахстанская модель общественного согласия и общенационального единства, заложенная Елбасы, была и остается ключевым фактором дальнейшего поступательного развития современного Казахстана.

Арман Токтушаков,

эксперт Института мировой экономики и политики