Сотрудничество между государством и гражданским обществом выходит на более качественный уровень
В начале июля текущего года президент Касым-Жомарт Токаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам волонтерской деятельности, благотворительности, государственного социального заказа, государственного заказа на реализацию стратегического партнерства, грантов и премий для неправительственных организаций, лекарственного и социального обеспечения». В законную силу он вступит 5 сентября. В конце прошлой недели депутаты, работавшие над ним, и представители госорганов рассказали, какие возможности внесенные изменения открывают для качественной трансформации взаимодействия государства и гражданского сектора.
Государство создает условия – НПО действуют
По словам председателя Комитета по делам гражданского общества Министерства информации и общественного развития Мадияра Кожахмета, законодательные изменения направлены на стимулирование и развитие неправительственного сектора, что является ключевым фактором формирования и развития гражданского общества. Как он констатировал, в целом сектор развивается динамично. «Активизировалось участие бизнеса, граждан в благотворительной и волонтерской деятельности, особенно во время пандемии, - подчеркнул глава комитета. - Это также можно увидеть в статистике, и на это повлияло объявление 2020-го Годом волонтеров. Проведенные социологические исследования показывают положительную динамику по оказанию благотворительной помощи населению». Вместе с тем он отметил, что «несмотря на реализуемые меры и инициативы, в результате социологических исследований, экспертных обсуждений, анализа правоприменительной практики был выявлен ряд проблем, препятствующих развитию этих направлений». Собственно, на их решение и направлена модернизация законодательства.
- Этот закон был разработан во исполнение поручений главы государства в целях поддержки гражданского общества и совершенствования уже действующего законодательства в сфере волонтерской деятельности, благотворительности и деятельности неправительственных организаций, - уточнила депутата мажилиса, руководитель рабочей группы по законопроекту Вера Ким. – Закон был инициирован Министерством информации и общественного развития. Для нас, депутатов, было принципиально важным охватить весь спектр существующих мнений относительно закладываемых в него изменений. Для их обсуждения мы провели 22 заседания рабочей группы с участием представителей как государственных органов, так и неправительственного сектора, экспертного сообщества. Следует отметить, что изменения, внесенные в законодательство, направлены не на регулирование со стороны государства деятельности неправительственных организаций, а на стимулирование, создание для них благоприятных условий, что будет положительно влиять на развитие социальной сферы и способствовать повышению эффективного взаимодействия между государством и некоммерческими организациями.
Мадияр Кожахмет акцентировал внимание на имплементации в закон передового международного опыта, что призвано способствовать налаживанию более плодотворных контактов между государством и гражданским обществом. За основу был взят пример Великобритании, где госструктуры выстроили эффективную модель долгосрочного сотрудничества с наиболее авторитетными в своих сферах неправительственными организациями.
- Формирование пула стратегических партнеров государственных органов из числа НПО с профильной и широкой представительной базой позволит активизировать работу с обществом, своевременно включать общественные запросы в повестку дня государства, - отметил он. - Утверждены следующие подходы к этому механизму. Направления стратегического партнерства будут определяться правительством на основе предложений государственных органов, исходя из общенациональных приоритетов. Реализация стратегического партнерства возможна только на уровне министерств на долгосрочной основе. Стратегические партнеры будут определяться госорганами посредством конкурса. По каждому направлению определяется одна неправительственная организация.
«Снизу вверх»: в фокусе внимания нужды населения
Реализации этих новшеств будут способствовать другие нормы, заложенные в закон. По словам Веры Ким, при работе над документом депутатами были учтены такие понятия, как «волонтерская деятельность», «волонтер благотворительности», «уполномоченный орган в сфере волонтерской деятельности». И это, как показывает практика, далеко не тривиальные шаги. Дело в том, что, например, до нынешнего времени в стране не была сформирована единая база волонтерской деятельности. Каждое ведомство фиксирует наличие таких организаций в рамках своей компетенции и довольно жестко очерченного круга сфер деятельности, а сколько в целом по республике волонтеров и каков спектр их деятельности, никому не ведомо. И это довольно серьезное упущение, помешавшее, например, разработчикам закона и депутатам принять норму о страховании волонтерской деятельности, которая бы серьезно укрепила данный общественный институт. Страхование направлено на защиту жизни и здоровья волонтеров, которые при осуществлении своей деятельности нередко подвергаются серьезным рискам и могут получить либо травмы, в том числе серьезные, либо погибнуть. Но поскольку волонтерство – это добровольчество, не предполагающее какой-либо оплаты, то в случае ЧП волонтеры остаются один на один со своей бедой. Поэтому страхование их деятельности сродни процедуре получения компенсаций работниками на производстве в случае производственных травм. В соседней России, например, такой механизм законодательно утвержден. Он позволяет волонтерам, пострадавшим при осуществлении своей деятельности, претендовать на выплату компенсации до миллиона рублей, а также на ряд социальных льгот.
Вера Ким выразила надежду на то, что со временем, когда в Казахстане появится реестр волонтеров и волонтерских организаций, все-таки удастся просчитать необходимое количество бюджетных средств на внедрение обязательного социального страхования для тех, кто оказывает безвозмездную помощь населению. И тогда депутаты смогут вернуться к обсуждению этого вопроса. «Очень хотелось бы, чтобы наши волонтеры имели защиту и поддержку со стороны государства», - отметила парламентарий.
Что касается других изменений, то законом также усилены, например, нормы, касающиеся проведения оценки эффективности государственных грантов. Они предусматривают в том числе участие представителей общественности, о необходимости вовлечения которой в процедуры контроля не перестает говорить глава государства. Также законом вводятся меры по стимулированию граждан для участия в волонтерской деятельности и благотворительности. В их числе передача в доверительное управление волонтерским и благотворительным организациям государственного имущества.
- Все помнят, что в пик пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией, огромное количество волонтеров и волонтерских организаций, которые оказывали помощь населению, медикам, военным, столкнулось с проблемой отсутствия офисов и складских помещений и, следовательно, не могли формировать продуктовые, медицинские наборы. Также у нас много волонтеров, занимающихся поиском людей. У них есть необходимое оборудование, инвентарь, который нужно где-то хранить. Значит, тоже нужны помещения. Но поскольку волонтерские организации не оказывают коммерческие услуги, средств на аренду у них нет. Теперь эта проблема будет решена. Получить в аренду помещения НПО смогут на льготных условиях, без права их выкупа, - прокомментировала нововведение депутат.
- Согласно нормам закона, претендующие на предоставление коммунальной собственности организации должны соответствовать определенным критериям. Это их присутствие в базе НПО, а также не менее чем трехлетний опыт работы в сфере благотворительности или волонтерства, - дополнила исполнительный директор частного фонда «Дара» Айнур Аймурзина.
Еще одно новшество касается вопросов поощрения и премирования представителей гражданского общества. Например, опыт волонтерской деятельности станет серьезным бонусом для казахстанцев при поступлении на государственную службу.
- Кроме того, в законе расширены сферы размещения государственного социального заказа, грантового финансирования и присуждения премий некоммерческим организациям, - сообщила Вера Ким. – Введены два новых пункта, которые ранее отсутствовали в законодательстве. Это развитие и поддержка волонтерских инициатив и формирование ответственного отношения к животным, которое в том числе предусматривает поддержку приютов.
Что касается государственных грантов, то более подробно суть произошедших изменений объяснил Мадияр Кожахмет. По его словам, для неправительственного сектора внедрена система консультаций и выдачи грантов на градуированной основе. То есть, отныне финансирование отдельно будет открываться на краткосрочные (срок реализации от 3 до 12 месяцев с объемом финансирования от 500 до 3 тысяч МРП), среднесрочные (срок реализации от 12 до 24 месяцев с объемом финансирования от 3 до 10 тысяч МРП) и долгосрочные (срок реализации от 24 до 36 месяцев с объемом финансирования от 10 тысяч МРП) проекты.
- В зависимости от вида гранта предъявляются различные требования к объему финансирования, срокам реализации, условиям участия НПО в конкурсе и отчетности, - уточнил он. – Такой дифференцированный подход позволит упростить процедуры грантового финансирования. Также внедрен новый формат планирования грантов по актуальным направлениям, позволяющий направлять гранты на нужды населения. Данный механизм позволит внедрить подход «снизу вверх», то есть НПО, представляя свои проекты, смогут оперативно реагировать и своевременно решать актуальные вопросы общественных инициатив. Кроме того, в целях расширения отраслевого подхода к грантовой политике возможно предоставление грантов через оператора – Центр поддержки гражданских инициатив.
Также будет внедрен механизм оценки эффективности грантов с участием представителей гражданского общества. Речь идет о трехсторонней оценке, которой будут подвергнуты грантодатели, грантополучатели и конечные получатели помощи. Давать её будет специальная комиссия. Полученная оценка будет влиять на принятие решения о продолжении финансирования того или иного грантополучателя, скажется на его репутации. Сейчас с этой целью разрабатывается система критериев и начисления баллов.
Если говорить в целом, то весь комплекс перечисленных выше законодательных изменений призван способствовать появлению дополнительной гибкости в принятии решений и оказании воздействия на какие-то конкретные точечные проблемы.
По закону, а не по понятиям
Важным моментом, на котором заострили внимание спикеры, стало упорядочение законом работы волонтеров и благотворителей, осуществляющих сбор средств в пользу специализированных организаций, либо для конкретных физических лиц.
- Теперь такая деятельность будет возможна только при наличии договора гражданско-правового характера, заключенного между благотворительной организацией и волонтером, либо между волонтером и физическим лицом, - сообщила депутат мажилиса. - Важно отметить и то, что волонтерам благотворительности должно быть не менее 18 лет. Мы видим, что сегодня огромное число людей под видом волонтеров просят у населения деньги. В магазинах, различных учреждениях стоят какие-то ящики для сбора благотворительной помощи или средств на проведение какой-то операции. Эта деятельность должна быть регламентирована. В нашем законе соответствующие нормы есть.
- На заседаниях рабочей группы по законопроекту мы поднимали вопросы профессионализации сферы волонтерства и благотворительности, - добавила Айнур Аймурзина. - Ни для кого не секрет, что их уровень с каждым годом растет, но, тем не менее, остается достаточно низким. Тому есть и вполне обоснованные причины, в том числе и мошеннические действия, совершаемые под прикрытием благотворительности. Мы считаем, что профессионализация невозможна без обеспечения прозрачности в поступлении и распределении средств. Поэтому в данном законе конкретизированы нормы, касающиеся отчетности некоммерческого сектора, который работает в сфере благотворительности, а также конечных получателей помощи. Теперь все благотворительные организации не менее раза в год на своих сайтах или через СМИ должны отчитываться о доходах и расходах, а также о достигнутых целях. Также предусмотрено, что спонсор или иной благотворитель имеет право запросить у конечного получателя средств отчет об их использовании. Мы надеемся, что данные нормы помогут повысить прозрачность и тем самым положительно скажутся на росте уровня доверия к благотворительной деятельности со стороны населения.