Захват власти в Афганистане движением «Талибан» стал фактом, и ситуация в этой стране является сегодня одной из основных тем международной повестки. Ее активно обсуждают как профессиональные эксперты, так и рядовые граждане, причем активность последних в социальных сетях иногда просто зашкаливает. Оно и понятно: слишком свежи в памяти последствия первого прихода талибов к власти и их, мягко говоря, экзотических методов строительства новой государственности.

Для Казахстана афганские события тоже имеют важное значение, поскольку все это происходит не так уж далеко от наших границ. Главная тема обсуждения – перспектива возможной военной угрозы со стороны талибов для стран Центральной Азии. Поскольку Казахстан не имеет с Афганистаном общей границы, то для нас такой гипотетический сценарий представляется вроде бы не столь угрожающим: он должен больше заботить наших соседей, непосредственно граничащих с Афганистаном, – Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Особенно это касается первых двух государств, поскольку этнические диаспоры узбеков и таджиков играют заметную роль во внутриафганских процессах.

Однако, как бы то ни было, строительство исламского эмирата (а именно эта модель является для талибов идеалом государственного устройства) не может не настораживать нас, поскольку, на мой взгляд, для Казахстана в таком случае вырисовываются несколько проблемных моментов.

Прежде всего, это проблема, связанная с афганскими беженцами. Уже более чем очевидно, что их поток будет нарастать с каждым днем. Конечно, основная нагрузка ляжет на приграничные страны – Узбекистан и Таджикистан, и начавшиеся перелеты и переходы афганских военных через границы с ними могут считаться своего рода первыми ласточками. В то же время можно почти не сомневаться, что эти страны не станут последним прибежищем для беженцев из Афганистана. Так уж устроены люди, что они всегда стремятся туда, где, как им кажется, лучше, а следующей на их пути становится территория нашей страны, а потом и Россия. Таким образом, согласно простой логике, наша страна может превратиться в территорию большого афганского транзита. И если это случится, то возникнет серьезная проблема, которую нужно будет как-то решать.

Не секрет, что в нашем обществе, мягко говоря, не самое позитивное восприятие такой пусть даже пока гипотетической перспективы. Однако не стоит забывать, что мы живем в стремительно глобализирующемся мире, и у Казахстана в этом плане наверняка есть определенные обязательства, прописанные в ратифицированных нами международных договорах. А значит, нам, скорее всего, придется принять какую-то часть афганских беженцев. И уж если такие обязательства есть, то соответствующие государственные структуры и спецслужбы должны всесторонне проработать эти вопросы. Причем усилия госорганов в данном направлении должны быть понятны обществу и находить отражение в СМИ, чтобы граждане знали, как эта проблема будет решаться на практике.

Еще один проблемный аспект касается того, как и на каких принципах талибы будут выстраивать свою политику в отношении ближайших соседей по региону, в том числе и Казахстана. На мой взгляд, здесь прежде всего важна ее идеологическая составляющая. Талибы в некотором роде являются «новаторами» с точки зрения трактовки исламской идеологии. В том смысле, что они пытаются вдохнуть новый импульс в исламскую доктрину и построить государственность, опираясь на сугубо исламские ценности. Это касается и экономических отношений, и политического устройства, и принципов организации судов, и системы образования, и формирования культурных ценностей, и особенно вопроса о месте и роли женщин в жизни обществе. Понятно, что многие их установки входят в серьезное противоречие с тем, что является привычным и обыденным для таких обществ, как наше.

Учитывая наступательный характер политической философии талибов и их пассионарную заряженность, можно предположить, что они вряд ли ограничат свою практику рамками собственно Афганистана. Допустим, риск военной угрозы с их стороны маловероятен, однако нельзя исключать того, что сопредельные государства столкнутся с таким явлением, как «экспорт революции». В данном конкретном случае имеется в виду экспорт идеологии исламского толка, которая, скорее всего, будет строиться на коранических догматах о создании справедливого общества. А подобного рода философии во все времена были наиболее привлекательными, особенно для людей, живущих в обществах с не самой стабильной социально-политической атмосферой.

Можно вспомнить пример «экспорта» исламской революции из Ирана. После установления там теократического режима и по сей день Иран оказывает довольно сильное влияние на внутриполитические процессы в таких странах, как Ирак, Сирия, Ливан. И это несмотря на то, что между ними существуют довольно глубокие культурологические различия. А еще у Тегерана на этой же почве сложились непростые отношения с цитаделью исламской ортодоксии – Саудовской Аравией и другими арабскими монархиями. Хотя все эти страны исповедуют одну религию, но, правда, с не совсем совпадающими базовыми установками.

Впрочем, вернемся в родные пенаты. Признаем честно: в последние годы у нас складывается непростая социально-экономическая и общественно-политическая ситуация: наблюдается ощутимый рост уровня безработицы, налицо тенденция к маргинализации общества. Учитывая эти негативные тренды, можно сделать вывод, что в недрах нашего социума может сформироваться питательная среда для распространения радикальных установок, облаченных в религиозную оболочку. И, возможно, именно талибы с их риторикой могут выступить в роли генератора таких идей. Ведь не секрет, что в нашей стране и ранее существовали различные исламские течения сектантского толка. Их адепты объединяются в сообщества, которые зачастую действуют в полуподпольном формате. Об этом неоднократно заявляли сотрудники правоохранительных органов и эксперты. И как тут не вспомнить тревожные события, имевшие место в конце «нулевых» годов в некоторых районах на западе Казахстана. Тогда была обнародована информация о связях наших религиозных радикалов с печально известной террористической организацией ИГИЛ. В тот период проявился еще один негативный тренд: некоторые граждане нашей страны, поддавшись пропаганде адептов радикального ислама, начали выезжать из Казахстана, чтобы принять участие в военных действиях на стороне «игиловцев». Остается надеяться, что из этого печального опыта были извлечены правильные уроки и что мы не наступим в очередной раз на одни и те же грабли.

Как бы то ни было, наверное, нельзя полностью исключать вероятность того, что идеи, которые исповедуют и пропагандируют талибы, могут получить распространение и у нас. Чтобы избежать такого варианта развития событий, очень важно в первую очередь усилить идеологическую работу, с чем у нас имеются серьезные проблемы. Кроме того, более прозрачной должна быть работа правоохранительных органов по противодействию деструктивным религиозным объединениям. Общество и граждане должны быть в курсе основных трендов, которые наблюдаются в этом направлении, и тогда общественное мнение не будут будоражить всякого рода слухи и домыслы неадекватных «активистов» в социальных сетях. Да и восприятие процессов, происходящих в Афганистане, возможно, станет менее болезненным, менее острым, и люди поймут необходимость того или иного участия Казахстана в распутывании тугого узла проблем, которые могут возникнуть после установления власти «Талибана».

Громко может заявить о себе еще одна проблема, связанная с Афганистаном. Она застарелая и даже в какой-то степени набившая оскомину. Имеется в виду наркотрафик через нашу территорию. Не секрет, что он существовал почти всегда, и соответствующие государственные структуры Казахстана более или менее успешно противостояли этому злу. И хотя талибы во всеуслышание заявили, что они будут активно пресекать всякие попытки наладить наркотрафик из Афганистана, это вовсе не означает, что так и будет на самом деле. А потому эту гипотетическую проблему тоже нужно иметь в виду и быть готовыми противостоять ей.

На мой взгляд, должно быть ясное понимание того, что при любом раскладе процессы, происходящие в Афганистане, так или иначе затронут нас. Поэтому следует своевременно и грамотно просчитать все возможные варианты развития событий. И в военном плане, и особенно в идеологическом, который может стать самым проблемным. Здесь очень важно четко расставить акценты, иметь ясный и глубоко проработанный план действий, чтобы в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, как говорится, «не бить по хвостам».

Еще раз повторю: работа соответствующих государственных структур должна быть прозрачной и понятной для населения, чтобы общественное мнение воспринимало афганскую проблематику не с тревогой, а с пониманием, возможно, даже с элементом сочувствия. Только такой подход будет способствовать формированию в обществе уверенности в том, что наше государство готово ко всем возможным вызовам и угрозам с южного направления.