В любой цивилизованной стране мира так или иначе отмечают День своей Конституции, тем самым отдавая дань уважения документу, который регулирует все ключевые сферы жизни государства и общества, устанавливает права, обязанности и в целом «правила игры» как для граждан, так и для институтов власти. Казахстанцы будут праздновать очередную годовщину принятия Основного закона уже менее чем через неделю, 30 августа.
Конституционный процесс априори не может проходить гладко и бесконфликтно. Ведь он затрагивает интересы всех групп и страт общества, самых разных политических сил – а их взгляды на то, какими должны быть государство и органы его управления, какие принципы необходимо заложить в их основу и т.д., могут не просто отличаться, но и быть прямо противоположными.
Достижение общественного консенсуса по этим вопросам – задача крайне непростая. Тем более когда речь идет о новых государствах, которые только-только обрели независимость. Нередко данный процесс сопровождается серьезным противостоянием и даже вооруженными конфликтами. Вспомните, например, конституционный кризис в России, вызванный непреодолимыми противоречиями между президентской вертикалью и Верховным советом РФ и продолжавшийся чуть ли не весь 1993 год. Даже всенародный референдум не смог разрешить эти противоречия. В конце концов все закончилось попыткой вооруженного свержения главы государства, расстрелом здания Верховного совета и гибелью, как минимум, полутора сотен людей.
В тот период Казахстан тоже пережил определенный кризис в отношениях между ветвями власти. Первая Конституция РК, принятая в январе 1993 года, провозгласила Казахстан республикой, но при этом не уточняла, какой именно. Фактически форма правления была полупрезидентской-полупарламентской, то есть, по сути, имело место двоевластие. Верховный совет РК, а затем и образованный после его самороспуска в декабре 1993-го профессиональный однопалатный парламент были вправе блокировать инициативы главы государства. Между тем, крайне сложная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в стране (массовая безработица, огромные долги по зарплатам, галопирующая инфляция), требовала срочных и кардинальных реформ. Причем реформ болезненных, непопулярных, но через которые необходимо было пройти, чтобы запустить в экономике рыночные механизмы, создать условия для бизнеса, для частного предпринимательства, для создания новых рабочих мест. И эта их болезненность, непопулярность пугала многих парламентариев, а потому инициативы президента страны по проведению кардинальных преобразований тонули в бесконечных дискуссиях.
Такое состояние двоевластия и неопределенности становилось серьезным тормозом. Осознание этого и стало одним из основных движущих мотивом к запуску новой конституционной реформы, венцом которой стал всенародный референдум, проведенный 30 августа 1995 года. Из более чем восьми миллионов казахстанцев, пришедших на участки для голосования, 7,2 миллиона, или 90 процентов, высказались «за» проект нового Основного закона. А предшествовало этому широкое и открытое обсуждение, в ходе которого граждане страны внесли свыше 30 тысяч предложений и замечаний, причем более тысячи из них были учтены в окончательной редакции Конституции.
Помимо всего прочего, в ее 2-й статье четко говорилось: «Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления». А значит, отныне президент страны получал возможность, используя выданный ему народом мандат, начать крайне необходимые стране реформы, взяв всю полноту ответственности за них на себя. И, возможно, именно это обстоятельство сыграло ключевую роль в успешном выходе Казахстана из острейшего социально-экономического кризиса 1990-х. Плюс, что тоже очень важно, в отличие от той же России, конституционная реформа в Казахстане прошла мирно и никак не поколебала общественно-политическую стабильность в стране.