Формирование современного гражданского общества, широкое вовлечение населения в общественные процессы - всегда было приоритетным направлением государственной политики в Казахстане. Реализация концепции «слышащего государства» - модели оперативного и эффективного реагирования на конструктивные запросы граждан для формирования обратной связи с государственными органами, - стало важной отправной точкой для стимулирования гражданских инициатив. По сути, граждане сегодня имеют все инструменты влияния на политику принятия решений в стране, в том числе и путем внесения необходимых изменений в действующее законодательство.

Только знания и инициатива

Впрочем, далеко не все представители неправительственного сектора способны эффективно использовать существующие механизмы взаимодействия с государственными институтами, несмотря на достаточно прозрачные и понятные правила в правовом поле. Своим мнением о том, почему возникла такая «коллизия», и как исправить ситуацию, в рамках семинара «Как НПО участвовать в законотворчестве», проведенном Информационным ресурсным центром Алматы, поделился член Общественного совета г. Алматы, член Национального совета общественного доверия при президенте, заместитель директор КФ «Международный институт социологии и политики» Марат Шибутов.

- Если юристы и так называемые эксперты будут вас убеждать, что НПО не имеют право заниматься законотворчеством, не верьте. Правом гражданской законотворческой инициативы обладает каждый совершеннолетний гражданин Казахстана, любое НПО. Если допустим, общественная организация в течение ряда лет работает над какой-то проблемой и понимает, что решить ее могут только изменения законодательства, потенциально она имеет право выступить с инициативой о внесении поправок, либо разработать собственный законопроект и подать его на рассмотрение. Я сам это делал, помогал другим, и могу сказать, что в этом процессе нет какого-то «порога входа», нужны только знания и инициатива, - говорит эксперт.

Профессиональные юристы, по его мнению, не всегда готовы поддержать неправительственный сектор в попытках участия в законотворчестве. «К сожалению, немало юристов ведут политику премудрого пескаря, критикуют законы, выступают в социальных сетях, СМИ, но реально ничего делать не будут», - говорит он. Но это не повод «третьему сектору» отказываться от попыток повлиять на законодательство, стать частью законодательной инициативы. Тем более что, по словам Марата Шибутова, спектр воздействия НПО на эту сферу не ограничивается только корректировкой и непосредственного самим законотворчеством. Есть еще две важные составляющие – мониторинг и критика:

- Мониторинг практического применения уже принятых законодательных актов – очень важная вещь. Но этим сегодня мало кто занимается, хотя это очень перспективное поле для деятельности НПО, позволяющее впоследствии поставить перед законодателем вопрос о необходимости внесения корректировок. Критика законопроектов, организация широкой дискуссии по законодательным новеллам также могут выступать в роли действенного влияния на процесс законотворчества.

Что же касается разработки собственных законопроектов, то эксперт считает, что возможности в этом плане у НПО довольно ограничены. Особенно если нет аналогов, нет модельного закона, разработанного и функционирующего в какой-либо из стран. С другой стороны, говорит он, «разработка собственного законопроекта – это серьезная политическая заявка, и представители власти с особой ответственностью и серьезностью относятся к таким проявлениям гражданских инициатив». В качестве примера Марат Шибутов привел законопроект «О мирных собраниях», над разработкой и продвижением которого долгие годы работал директор Международного бюро по правам человека и соблюдения законности Евгений Жовтис – большая часть сделанных им наработок вошла в итоговый закон.

- Слабость казахстанской оппозиции всегда была в том, что она не давала альтернативных законопроектов. Хотя, как известно, право на интеллектуальную, законодательную инициативу всегда приводит к легитимизации любых политических институтов, - констатирует политолог.

Эффективные форматы взаимодействия

Извлечь уроки из ошибок оппозиции сегодня может гражданское общество, став в итоге равноправным партнером государственным институтам. Тем более что существующие способы не ограничивают неправительственный сектор в выборе форматов, поясняет Марат Шибутов:

- В законотворчестве можно участвовать в одиночку, напрямую, обсуждая законопроекты, например, в рабочих группах, или косвенно – через различные сервисы, в первую очередь, «Открытые НПА», либо же через обращения. Другой формат – участие в составе коалиции либо с другими НПО, либо с международными организациями или политическими партиями. Есть и третий путь – добиться цели через посредника. В этой роли может выступить как орган – разработчик законопроекта, маслихаты или парламент, так и общественные советы, различные уполномоченные – по правам бизнеса, человека и т.д. Эти способы можно использовать как по отдельности, так и все вместе – чем большая вовлеченность создается в вопрос решения конкретной проблемы, тем больше шансов быть услышанным.

Также эксперт подробно остановился на других предусмотренных действующими правилами возможностях. В частности, НПО могут подключиться к законотворческому процессу на этапе прохождения экспертизы законопроекта на уровне общественных советов, обсуждения в рабочих группах в парламенте. Еще один инструмент в руках неправительственного сектора – петиции. «Летом следующего года будет определено законотворчество по онлайн петициям, и, соответственно можно уже будет использовать петиции в качестве рабочего механизма», - комментирует он. Также действенными могут оказаться личные приемы с передачей писем у руководителей госорганов, работа с комиссиями и советами при правительстве и президента.

Естественно, неправительственные организации, серьезно заинтересованные в процессе принятия участия в законотворчестве, в оказании влияния за разрабатываемые законопроекты, должны регулярно заниматься правовыми ликбезами, поскольку отечественное законодательство регулярно пополняется новыми инструментами взаимодействия в этой направлении.

В качестве примера политолог приводит довольно «свежий» Административный процедурно-процессуальный кодекс.

- Этот кодекс действует всего несколько месяцев, но он дает важные и такие нужные инструменты, как рассмотрение обращений, в том числе, и представителей НПО и взаимодействие через административный суд. Я пока что не наблюдал судебных процессов именно по факту законотворчества, но уже есть судебная практика по оспариванию подзаконных актов, - говорит он.

Резюмируя сказанное, Марат Шибутов высказал пожелание, что гражданское общество, взвесив все за и против, все-таки активно включится в процесс законотворчества:

- Законотворчество – это политика в чистом виде. И неудачи тут не должны расстраивать, заставлять сворачивать с пути.