То, что начиналось как мирный протест с конкретными требованиями к властям в одном регионе Казахстана, вылилось в убийства и погромы в целом ряде других. Нам ещё только предстоит узнать, кто конкретно стоял за нападениями, которым подверглись Алматы и многие другие крупные города республики, откуда взялись организованные группы боевиков. А сегодня хотелось бы затронуть одну тему, напрямую связанную с драматическими событиями последних дней.

Среди поджигавших здания и машины, грабивших магазины, измывавшихся над стражами порядка, военнослужащими и курсантами были десятки тысяч обычных наших соотечественников. Скажем, наверняка не террористы занимались мародёрством, причём массовым (только из магазинов сети «Технодом» в Алматы, Таразе и Талдыкоргане, по предварительным данным, унесли и вывезли товаров почти на 5,5 миллиарда тенге). Это в основном наши молодые сограждане, родившиеся и выросшие уже в суверенном Казахстане, которых принято назвать представителями «поколения независимости». И уже не столь важно, делали они это, подкупленные кем-то, одурманенные спиртным и наркотиками или просто гонимые собственными инстинктами.

Сегодня многие задаются вопросом: почему, например, прошлогодние массовые протесты в Беларуси, главной движущей силой которых тоже была преимущественно молодёжь, носили вполне цивилизованный характер, а у нас дело дошло до самых крайних проявлений агрессии, какой-то первобытно-дикой необузданности? Ведь и белорусы, и мы, казахи, родом из одного, советского, прошлого, ныне существующие в обеих странах политические системы схожи, уровень жизни примерно одинаковый, претензии к властям во многом перекликаются. Но белорусы, несмотря на полицейский прессинг, умудрялись на протяжении многих дней сохранять выдержку, тогда как наши «протестанты» в Алматы, Кызылорде, Таразе и других городах сами нападали, поджигали, крушили…

Причём они, в отличие от жителей Мангистауской области, уже не выдвигали никаких требований, а просто бесчинствовали. Власти, над которыми, похоже, довлел «синдром Жанаозена-2011», поначалу выжидали, не давая силовикам отмашки на жесткие действия, что только ещё больше возбудило молодых людей, вышедших на улицы, дало им ощущение безнаказанности и вседозволенности. И мы увидели, что казахский бунт тоже, говоря словами Пушкина, может быть бессмысленным и беспощадным. Содрогнулись даже многие из числа тех, кто на первых порах поддерживал протестные акции. И последовавший наконец-то жёсткий ответ выглядел уже как вынужденная мера. А ещё как справедливое возмездие.

Отморозки есть в любом народе, в любом обществе. Но у нас их количество, как мы убедились в эти дни, достигло почти критической отметки. В стране выросло много молодых людей, которые не имеют представления о правовой культуре, о культуре человеческого общежития, да и о культуре вообще. Им ничего не стоит нарушить личное пространство других, посягнуть на чужую собственность, преступить через закон и морально-этические нормы. Это результат того, что на протяжении всех тридцати лет независимости мы, по сути, не уделяли внимания подрастающему поколению. Система образования деградировала, ее воспитательная функция свелась к нулю, родителям, озабоченным добыванием хлеба насущного и привыкшим в советское время к тому, что за воспитание отвечали школа, пионерия и комсомол, тоже было не до детей. И теперь мы пожинаем плоды собственной близорукости в виде захлестнувшего страну правового нигилизма.

С его проявлениями мы сталкиваемся всё чаще и чаще. Вспомните, например, «языковые рейды», организаторы и активисты которых с чего-то взяли, что они вправе самовольно наделить себя функциями госорганов и диктовать свою волю представителям национальных меньшинств. Или выступления некоторых религиозных деятелей и даже кое-кого из депутатов, идущие вразрез с конституционно закрепленными светскими принципами жизни государства и общества. Или призывы кастрировать людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, поскольку те, дескать, оскорбляют их чувства – в частности, такое заявил бывший работник прокуратуры (!), сейчас подвизающийся на ниве политологии. Или предложение известной общественной активистки, ныне члена Национального совета общественного доверия (НСОД), называющей себя правозащитницей и имеющей диплом юридического вуза, «лишать гражданства и стерилизовать девушек, которые выходят замуж за китайцев»...

Причём подобные призывы и инициативы находят десятки, сотни тысяч сторонников, особенно молодых, которые активно тиражируют их в социальных сетях. А соответствующие органы оставляют такие факты без внимания, не дают им должной правовой оценки. Возможно, единственным исключением стала история с «языковыми рейдами».

Или вот, недавний случай: известный персонаж с явным преступным прошлым во время чемпионата мира по боксу раздает деньги, которые могут иметь криминальное происхождение, членам национальной сборной Казахстана, а руководители нашей делегации вместо того, чтобы воспрепятствовать этому, выражают ему благодарность, называют его патриотом. Министерство культуры и спорта занимает позицию «моя хата с краю», не принимает никаких мер в отношении функционеров, потворствовавших этому, а значительная часть казахстанцев аплодирует «благодетелю». И никто не пытается объяснить им, что принимать деньги от криминалитета аморально, что такие вещи в цивилизованном обществе неприемлемы, что подобные подношения, тем более демонстрируемые публично, подрывают репутацию Казахстана.

Впрочем, об этом наше издание писало два месяца назад. А Арман Джумагельдиев по прозвищу Дикий Арман, о котором идёт речь, в эти дни снова напомнил о себе: он, в последнее время вроде бы проживавший за границей, вместе со своими подручными оказался среди задержанных в ходе операции силовиков в Алматы.

В сложившейся ситуации, когда у многих молодых людей нет чёткого внутреннего понимания того, что допустимо, а что нет, эту самую правовую культуру, уважение к закону, к правам и свободам других граждан придётся, видимо, насаждать силой, показательно демонстрируя неотвратимость наказания. К сожалению, наши государственные институты даже в этом отношении непоследовательны, подвержены влиянию сиюминутной политической конъюнктуры и часто исходят из двойных стандартов.

Вспомните трагедию двухлетней давности в сёлах Кордайского района и то, чем закончилась эта история. Вместо того, чтобы устроить публичный процесс, по всей строгости закона наказать не только убийц, но и погромщиков мародёров, дабы другим неповадно было, правоохранительные и судебные органы, по сути, «замылили» дело, не дали ему широкой огласки. Как следствие, общество и особенно его молодая часть не извлекли никаких уроков, не уяснили, что за преступления такого рода последует самая суровая кара. Не было дано официальной оценки высказываниям многочисленных общественных деятелей, включая членов того же НСОД, и даже отдельных депутатов, в том числе из правящей партии, которые либо прямо выступили в защиту погромщиков, либо пытались оправдать их, обвинив в случившемся самих дунган, то есть жертв. И это тоже теперь аукнулось.

Или взять такую очень щекотливую и чувствительную тему, как декабрьские события 1986-го. Даже сами его участники не скрывают, что тогда на алма-атинской площади, помимо мирно настроенной молодёжи, находились и те, кто вёл себя агрессивно, провоцируя милиционеров и солдат на силовые меры. Безусловно, это обстоятельство не должно влиять на оценку Желтоксана как национальной трагедии. Но в последнее время наметилась тенденция к безусловной героизации и сакрализации всех, кто в те дни вышел на акции протеста. К тому же теперь их преподносят не просто как выступивших против назначения руководителем республики человека со стороны, но и как борцов с режимом в целом, как чуть ли не революционеров, положивших начало краху государства под названием СССР. И здесь возникают серьёзные риски.

Одно дело, когда героизацией занимается общественность, и совершенно другое, когда это делают государственные структуры, пусть даже из благих побуждений. Поднимая на щит «бунтарей» минувших лет, они тем самым невольно поощряют на аналогичные действия их сегодняшних потенциальных преемников. Последние исходят из простой логики: раз попытка активно противостоять прежнему режиму расценивается самим государством (современным) как поступок, достойный восхищения и подражания, то почему бы не повторить то же самое в отношении уже нынешнего, если он по каким-то причинам их не устраивает? И, возможно, молодежь, вышедшая в эти дни на улицы казахстанских городов, возомнила себя новой революционной силой. А поскольку вести себя цивилизованно, в рамках правового поля она не умеет, поскольку политическая культура у неё напрочь отсутствует, то неудивительно, что в итоге мы получили кровь и разрушения.

События, случившиеся в первые дни нового года, когда страна реально оказалась на грани погружения в хаос с непредсказуемыми для нашей государственности последствиями, ещё долго будут обсуждаться, анализироваться. Как сказал на заседании Совета безопасности 6 января Касым-Жомарт Токаев, «многие вещи предстоит изучить», чтобы понять, «каким образом, почему это случилось». А через день в своем обращении к народу Казахстана он подчеркнул: «Главное – не допустить повторения таких событий в будущем».

С этой точки зрения очень важно, помимо всего прочего, если не изжить, то хотя бы существенным образом снизить уровень правового нигилизма в нашем обществе. Нужно, чтобы казахстанцы, особенно молодые, поняли прописные истины: демократия предполагает, в первую очередь, соблюдение законов и установленных ими процедур, она подразумевает, что свободы и права каждого из нас заканчиваются там, где начинаются свободы и права других граждан. И пока такое понимание не станет нормой, риск повторения подобных трагических событий, видимо, будет сохраняться…

Фото: BBC