29 января Касым-Жомарт Токаев дал большое интервью телеканалу «Хабар», которое вызвало широкий резонанс в обществе. Особенно любопытной представляется та его часть, в которой глава государства обозначил перспективы сроков своего президентства. Продемонстрированный им подход выглядит почти как революционный для нашего общества. Именно на это обратил внимание известный казахстанский эксперт, доктор философских наук, профессор Рустем Кадыржанов.
В интервью телеканалу «Хабар» президент Касым-Жомарт Токаев заявил: «Я не знаю, как долго буду президентом Казахстана, но абсолютно точно знаю, что в соответствии с Конституцией – не более двух сроков. Никакого переделывания законов и тем более Конституции не будет». Не знаю, для кого как, но, на мой взгляд, это историческое заявление.
Мне могут возразить: дескать, что тут исторического? Он ведь просто напомнил о конституционной норме, согласно которой один человек может находиться на посту президента только два срока по пять лет, или в общей сложности десять. А ещё скептики могут добавить: «Все президенты вначале говорят, что будут править столько, сколько указано в законе, но потом забывают про свои обещания и правят столько, сколько захотят. Сколько правил Назарбаев? Сколько правит Путин? А Лукашенко? А Рахмон в Таджикистане?». И это ведь далеко не полный список постсоветских долгожителей, находившихся или по-прежнему находящихся во главе своих государств на протяжении двадцати, тридцати и даже больше лет.
На это трудно что-либо возразить. Как и на предположения относительно того, что и Токаев может «позабыть» свои слова, остаться у власти после своего второго срока, если у него вдруг возникнет такое желание. Но все-таки, почему его заявление привлекло мое внимание? Почему оно показалось мне необычным и требующим анализа?
Начнем с того, что Токаев сам поднял вопрос о сроках, хотя постсоветские президенты стараются всячески избегать этой щекотливой темы. Интересен еще и момент, выбранный для такого заявления. Обычно президенты обещают находиться у власти ровно столько, сколько положено по Конституции, во время инаугурации, чтобы потом реже вспоминать об этом. А Токаев является главой государства уже третий год. Да, до 5 января этого года у него не было всей полноты власти, но в то же время он не был и символической фигурой, поскольку обладал достаточно широкими полномочиями. А с 5 января он стал полновластным президентом безо всяких ограничений и именно после этого заявил, что будет действовать согласно закону, хотя вполне мог бы «забыть» о нем.
В таком случае логично предположить, что Касым-Жомарт Токаев, заявляя на весь мир, что он будет руководить Казахстаном, самое большее, два срока, как это предписано Конституцией, и не будет менять ее «под себя» чтобы править дольше, делает это вполне искренне. Похоже, это его внутреннее убеждение. Тем самым он взял на себя моральное обязательство, и если завтра он передумает, нарушит своё обещание, то это не пройдет бесследно для его репутации. Это будет, как говорят китайцы, «потеря лица».
Изменение Конституции «под себя» - самый распространенный способ продления полномочий на постсоветском пространстве. Президент даёт команду, парламент послушно принимает поправки в Основной закон, позволяющие одному человеку неограниченное число раз избираться главой государства. Такой подход трансформируется фактически в пожизненное президентство. Но время неумолимо, и президент стареет. Эксперты пишут: в стране начался транзит власти. Но что это за транзит, что он собой представляет, никто не знает. У транзита есть какая-нибудь процедура? А сколько времени он продлится – год, два, пять, десять лет? Кому президент передаст свои полномочия (и передаст ли)? Тоже не совсем понятно. Если у президента есть сын, то, возможно, он передаст свою власть ему? А может быть, дочери или жене? А, быть может, преемником станет премьер-министр или кто-то другой из высших чиновников? Одним словом, общество пребывает в полном неведении. Люди ловят любые слухи о здоровье президента. Какие у него диагнозы, как он выглядит? Когда он появлялся на публике в последний раз? Граждане пребывают в ожидании, они хотят перемен, чего-то нового, и это новое связывается с преемником, кем бы он ни был. И вдруг в один день, часто совершенно неожиданно, происходит смена власти, президент уходит (нередко вообще из жизни), его сменяет новый. Транзит закончился.
Политика по определению есть борьба за власть, которая может проходить по правилам, а может и без их соблюдения. Политическая борьба по правилам предполагает определенные процедуры, которые всем известны и означают равные для всех условия. Постсоветский же транзит обычно протекает безо всяких правил, в нём нет никаких процедур и сроков. Как следствие, возникает полная политическая неопределенность.
Казахстанский транзит закончился 5 января 2022 года. Полноправным президентом стал Касым-Жомарт Токаев. Естественно, сразу же встал вопрос: как долго он будет занимать эту должность? И в условиях такой политической неопределенности прозвучало заявление Токаева, что он будет исполнять свои президентские обязанности в соответствии с Конституцией. Это сразу же внесло ясность, если не во всё, то в очень многое в политической жизни страны. Прежде всего, стало ясно, что Токаев будет президентом Казахстана до 2029 года (если выдвинется на второй срок и победит на следующих выборах). Дальше не будет никакого транзита, а будет новый президент. Знание временных рамок и сроков функционирования политических институтов является важнейшим условием стабильности, регулярности и предсказуемости функционирования политической системы, ее, без преувеличения, безопасности.
Данное обстоятельство даёт акторам возможность строить свои планы на перспективу, основываясь на существующих в обществе правилах игры. Это совершенно иное качество политической системы и более высокий уровень политической жизни. Именно поэтому я рассматриваю заявление Касым-ЖомартаТокаева в интервью от 29 января 2022 как историческое, поскольку никогда прежде мы не жили в обществе, где граждане знают, что глава государства будет руководить страной до какого-то конкретного срока, а после этого наступит время нового президента.
Еще одной исторической заслугой Токаева может стать то, что он, заявив о своем намерении оставаться главой государства не больше двух сроков и, главное, выполнив это обещание, заложит тем самым традицию регулярной сменяемости президента страны в соответствии с Конституцией. В политике традиции играют важную роль. Например, в США ту из них, что связана с ограничением срока президентства двумя каденциями, ещё в конце 18-го века заложил Джордж Вашингтон. С тех пор она неуклонно соблюдалась, и только в период Великой депрессии и Второй мировой войны Франклин Рузвельт избирался три раза. После этого, в 1952 году, была принята 27-я поправка к Конституции США, превратившая традицию в закон. В Казахстане и других постсоветских странах тоже действует законодательная норма, ограничивающая президентство двумя сроками, но нет традиции ее соблюдения: напротив, появилась традиция переделывать конституции «под себя».
Даже там, где вроде бы начали переходить на принцип регулярной сменяемости президентов, он далеко не всегда приживается. Возьмем для примера соседний Кыргызстан. После событий 2010 года, когда от власти был отстранен Курманбек Бакиев, в стране приняли Конституцию, утвердившую парламентско-президентское правление. По ней президент мог быть избран на один срок продолжительностью шесть лет. При этом получилось так, что первым избранным президентом Кыргызстана, согласно новой Конституции, была Роза Отунбаева, и срок её пребывания на должности составил лишь полтора года. Она подчинилась требованиям Основного закона и сдала президентские полномочия избранному в конце 2011-го Алмазбеку Атамбаеву. Тем самым Роза Отунбаева заложила традицию исполнения президентских полномочий в течение ограниченного срока в соответствии с конституцией. С определенными оговорками можно сказать, что Атамбаев продолжил эту традицию, передав в 2017-м пост Сооронбаю Жээнбекову. Однако последнего в 2020-м сместили с должности, и был избран Садыр Жапаров, который через год «продавил» новую Конституцию, вернувшую Кыргызстан к президентской системе правления. С ее помощью (изменив в нужный момент «под себя») Жапаров, судя по всему, рассчитывает стать пожизненным президентом страны.
…Мы пережили кровавый январь. К счастью, конституционный порядок восстановлен. Вместе с Касым-Жомартом Токаевым к власти пришли новые люди. Мы с надеждой ждем наступления нового этапа в жизни Казахстана. Одним из важных ее элементов должна стать традиция регулярной сменяемости президента страны в соответствии с Конституцией. Приживется традиция – будет развитие политической системы Казахстана. Если не приживется – вернемся в эпоху вечных правителей…