Сразу же после вступления в должность президента Касым-Жомарт Токаев взял курс на политическую модернизацию, в рамках которой успел инициировать целый ряд прорывных реформ. Причем их результаты мы увидим уже в ближайшие месяцы в виде кардинальных изменений политической системы страны. О том, за счет чего это будет происходить, рассуждают эксперты Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК (КИСИ).

Еркин Тукумов, директор КИСИ:

«Внедрение этих норм кардинально поменяет ситуацию»

- Важным этапом политической модернизации стало подписание главой государства конституционных законов. Те инициативы, которые он озвучивал ранее в посланиях, получили поддержку народа во время референдума и законодательное оформление. Основные изменения коснулись системы защиты прав человека и выборов.

Впервые приняты конституционные законы о Конституционном суде и Уполномоченном по правам человека. Для правовой системы Казахстана это большой шаг вперед. Теперь граждане смогут самостоятельно или при помощи Уполномоченного отстаивать свои конституционные права и свободы в высшей судебной инстанции. Ранее в Казахстане уже был Конституционный суд (в 1992–1995 годы), но он так и не успел реализовать свою высшую миссию. А сейчас ему в любом демократическом государстве дается новый импульс. Уверен, что закрепление конституционного статуса этих важнейших правозащитных институтов станет правовым фундаментом для построения «Справедливого Казахстана».

Последовательный курс на реформирование политической системы страны также расширил возможности граждан по формированию органов управления. Обновленный конституционный закон «О выборах» позволяет им самостоятельно избирать 170 акимов районов областей и 38 акимов городов областного значения.

Кроме того, маслихаты областей, городов Алматы, Шымкента и Астаны будут наполовину формироваться партийными депутатами, вторую половину составят беспартийные депутаты, избираемые по одномандатным округам. Это очень важное изменение, поскольку не только расширяет возможности граждан по избранию депутатов, но и дает каждому из них шанс самому быть избранным. Внедрение этих норм кардинально поменяет ситуацию на местах. По сути, реформа охватит маслихаты во всех 17 областях и трех городах республиканского значения.

Что касается более 200 маслихатов в районах и городах областного значения, то их депутатский корпус будет стопроцентно формироваться из беспартийных кандидатов от одномандатных округов. Это однозначно повысит самостоятельность регионов, усилит их влияние на формирование местного бюджета и контроль за его исполнением.

Последовательная политика президента по децентрализации власти и демократизации политической системы уже создала основы для активного гражданского участия в управлении государством. Оно слышит народ, учитывает интересы и запросы со стороны общества. Убежден, что принимаемые сегодня решения будут иметь положительный эффект в самом ближайшем будущем.

Ербулат Сейлеханов, главный научный сотрудник представительства КИСИ в Алматы:

«Искусно обошел Сциллу и Харибду мирового противостояния»

- Прошлый год выдался очень непростым для казахстанцев. Трагические события января выявили наличие большого пласта рисков и угроз для внутренней стабильности страны, которые подспудно накапливались в течение ряда лет. Ясно, что на это влияли не только «черные лебеди», такие как последствия пандемии, серьезно ухудшившие уровень жизни населения, но и накопившиеся в предыдущее время системные изъяны – клановость, олигархизация, коррупция, бюрократизм, депрофессионализация госаппарата, выливавшиеся в неуемное рвачество и стремление нажиться любыми путями и способами.

В желании сохранить свои привилегии и приумножить власть-собственность определенные круги пошли на реализацию планов государственного переворота, спровоцировав крупный политический кризис в Казахстане. К счастью, их преступные замыслы благодаря решительности и стойкости главы государства и принятым им мерам по наведению порядка потерпели крах.

Вместе с тем январские события заставили власти внимательнее присмотреться к внутренним процессам, сделать выводы касательно того, в чем состоит реальный общественный запрос на изменения в обществе. Так, концепция «Справедливого Казахстана» обрела конкретную суть. Стало очевидно, что справедливость – это не абстрактное понятие из области философии, а вполне четкая формула политики, требующая конкретных действий. Отражением этого понимания явилась акселерация политических реформ, направленных на укрепление демократических основ и деолигархизацию экономики.

Страна закрепила этот подход в конституционных реформах, принятых всенародным референдумом в июне 2022 года. По сути, с этого момента процесс демократизации в Казахстане стал необратим. Крайне важно, что назревший запрос общества на демократию был принципиально поддержан президентом Касым-Жомартом Токаевым, который своими инициативами об ограничении президентской каденции одним семилетним сроком, запрете на занятие родственниками главы государства политических должностей и руководящих кресел в квазигосударственном секторе ясно показал, что узурпации власти и коррупции в «Новом Казахстане» не будет места.

Будет уместно также отметить, что Казахстан успешно и с достоинством преодолел и внешние вызовы, благодаря огромному дипломатическому опыту лидера страны искусно обойдя Сциллу и Харибду мирового геополитического противостояния. Мы остались в дружественных отношениях с Россией и Китаем, Украиной и Западом, при этом ни на йоту не поступившись своей независимостью.

Не удивительно, что в третьем из крупнейших политических событий прошедшего года – выборах президента 20 ноября – конкурентов Касым-Жомарту Токаеву не оказалось. Итоги электоральной кампании наглядно показали, что казахстанцы выбрали того, кому они по праву доверяют и с кем связывают надежды на успешное развитие страны в ближайшие семь лет.

Асель Абен, руководитель представительства КИСИ в Алматы:

«Мы способны продвигаться вперед по пути трансформации»

- Следует отметить, что 2022 год был для Казахстана непростым во всех отношениях – страна столкнулась с беспрецедентными внутриполитическими вызовами, экстремальными экономическими условиями и сложной внешнеполитической ситуацией. Вместе с тем он стал для всех казахстанцев своеобразным тестом на готовность к глубоким преобразованиям и символической точкой старта обновленного Казахстана.

Если ранее в обществе выражался определенный скепсис в отношении проводимых в стране политических и экономических реформ, говорилось о том, что наша страна не способна отстаивать свои интересы и так далее, то события последних месяцев продемонстрировали обратное. Мы доказали, что способны к единению, можем делать осознанный выбор, готовы отстаивать свой суверенитет и независимость, строить справедливое общество и продвигаться вперед по пути трансформации. Народ выразил вотум доверия президенту Касым-Жомарту Токаеву и выдал ему полноценный мандат на проведение дальнейших преобразований, поддержав его реформаторскую программу на референдуме по поправкам в Конституцию и президентских выборах.

В соответствии с выбранным курсом нам теперь предстоит реализовать целый ряд экономических реформ. Не секрет, что последние два-три года управление экономикой шло практически в «ручном режиме», тогда как успешное ее функционирование требует отлаженных механизмов и во многом зависит от эффективности действующих институтов. Стартовавшие в прошлом году политические реформы, инициированные главой государства, заложили прочную основу для реализации новой экономической политики, которая позволит модернизировать экономику и повысить благосостояние населения.

Гульмира Туканова, старший научный сотрудник КИСИ:

«Многое в общественно-политической жизни предстоит изменить»

- В стране происходят большие перемены, в том числе за счет значимых политических реформ. Кардинальные преобразования коснулись распределения полномочий между политическими институтами, центром и регионами, принципов формирования представительной власти, экономических отношений. С Посланием главы государства в марте прошлого года и принятием конституционных поправок на референдуме была запущена масштабная структурная политическая модернизация страны. Заработал по новым правилам институт президентства. С этого года заработает важный институт в системе сдержек и противовесов – Конституционный суд. Будет избран мажилис и маслихаты по новым принципам.

Реформы, инициированные президентом, стали началом перемен для нашей страны на ближайшие десятилетия. Многое в общественно-политической жизни еще предстоит изменить. Для этого необходимо активное участие гражданского общества и бизнеса. Только в постоянном и открытом диалоге между обществом, бизнесом и государством можно прийти к лучшим решениям.

Слямжар Ахметжаров, руководитель методологической лаборатории КИСИ:

«Предстоит полная перезагрузка политической системы»

- Во-первых, произошел переход от суперпрезидентской политической системы к президентской республике с влиятельным парламентом и подотчетным правительством. В этом контексте однократный семилетний президентский срок в совокупности с новым мандатом доверия граждан закрепляет курс на дальнейшую демократизацию. Во-вторых, переформатировалась избирательная система Казахстана посредством внедрения смешанной пропорционально-мажоритарной модели и упрощения процесса регистрации партий. В-третьих, усилилась защита прав граждан путем создания Конституционного суда и предоставления гарантий институту Уполномоченного по правам человека. В-четвертых, случилось частичное изменение административно-территориального устройства страны посредством образования Абайской, Жетысуской и Улытауской областей. В-пятых, произошло вовлечение гражданского общества в процесс выработки реформ через создание новой общенациональной диалоговой площадки - Ұлттық құрылтай.

В 2023 году предстоит полная перезагрузка политической системы страны посредством череды выборов. Ее рестарт запустили выборы в сенат парламента РК. Следующим этапом станут выборы в мажилис парламента и маслихаты всех уровней. Нужно отметить, что на центральном уровне ожидается избрание депутатского корпуса мажилиса, состоящего из 98 членов. На местном уровне произойдет обновление депутатского корпуса 20 региональных маслихатов и более 200 районных маслихатов. На завершающей стадии будет сформировано новое правительство. Таким образом, уже в этом году будут перезапущены все основные политические институты (парламент, маслихаты, правительство).

Куаныш Сайлау, научный сотрудник КИСИ:

«Мы стали свидетелями установки новых правил игры»

- Ключевым вектором стала серия политических реформ, которые были направлены на существенное перераспределение полномочий между различными ветвями власти и государственными вертикалями. По сути, мы стали свидетелями установки новых правил игры. И самой важной вехой в их становлении послужил всенародный референдум, который проводился в третий раз за историю независимого государства и по итогам которого было внесено 56 поправок в 33 статьи главного закона страны.

Получив одобрение народа, государство взяло курс на дальнейшее обновление всех ключевых ролей власти в соответствии с внесенными изменениями. В контексте данных процессов было объявлено о выборах президента, который теперь избирается однократно на семилетний срок. Заручившись новым мандатом доверия, глава государства приступил к выполнению своего семилетнего плана.

2023 год стал логичным продолжением электорального цикла. Уже в первом месяце прошли выборы депутатов в верхнюю палату парламента - сенат. Через месяц казахстанцы изберут депутатов в мажилис и маслихаты, причем состав обоих институтов власти будет проходить по смешанной системе. Также продолжится процесс выборности сельских акимов, начало которого было заложено еще в 2021 году. Более того, состав избираемых должностей будет расширен, и жители страны смогут избрать и районных акимов. Таким образом, мы можем стать свидетелями развития электоральной культуры в Казахстане.