С подачи официальных властей впервые в истории суверенного Казахстана выборы в местные маслихаты пройдут по партийным спискам. О том, что кроется за таким решением и какие преимущества или риски это может принести, мы решили узнать у политолога Максима Казначеева.

- Как вы думаете, почему власть пошла на такой шаг? В чем ее выгода?

- Несмотря на то, что выборы депутатов маслихатов всегда были под жестким контролем соответствующих акимов, появление в том или ином избирательном округе двух сильных конкурентов всегда приводило к нежелательному обострению региональной политической повестки. Зачастую складывалась ситуация, когда в одном округе баллотировались одновременно два кандидата от партии «Нур Отан», и начиналась реальная конкурентная борьба – ведь было непонятно, в пользу какого из кандидатов должен использоваться административный ресурс. Бюрократическая машина оказывалась дезориентирована.

Для минимизации таких рисков партия «Нур Отан» при выдвижении кандидатов в депутаты маслихатов использовала механизм праймериз. Но он не решил проблемы авторитетных местных лидеров общественного мнения.

Параллельно с этим существовала и другая проблема - слабые региональные филиалы политических партий. Практически только у «Нур Отана» сформирована разветвленная сеть первичных организаций. У других эта сеть была либо фрагментарной, либо работала лишь эпизодически – в период избирательных кампаний.

Для решения этих двух проблем и был предложен механизм голосования по пропорциональной системе. В идеале он должен выровнять потенциал партийных филиалов и одновременно снять проблему излишнего, с точки зрения власти, соперничества кандидатов-самовыдвиженцев.

- С вашей точки зрения, насколько такой механизм избрания депутатов местного уровня отвечает интересам населения?

- Население заинтересовано в повышении степени подконтрольности депутатов маслихатов, а также в том, чтобы знать конкретного человека, представляющего интересы жителей той или иной территории в местных органах представительной власти. Механизм выборов по одномандатным округам соответствовал этому требованию в полной мере. Политически активные граждане всегда могли обратиться в общественную приемную депутата напрямую, чтобы решить вопросы городского благоустройства или работы местных властей.

Теперь же с этими вопросами придется идти в общественные приемные политических партий. А они есть не везде, либо могут быть далеко расположены – например, в соседнем райцентре, если речь идет о сельской местности.

Иначе говоря, процесс взаимодействия граждан и местных органов представительной власти заметно усложнился.

- Что от этого может выиграть, а в чем проиграть страна?

- Выигрыш от этого решения спорный – надежда есть лишь на активизацию первичных партийных ячеек. Тогда как минусов намного больше.

Во-первых, потерян налаживавшийся годами канал обратной связи между населением и региональными властями. Теперь в него встроен посредник – политические партии, и пока неизвестно, насколько это эффективно.

Во-вторых, блокирование возможности для самовыдвижения кандидатов объективно ограничивает пространство политической конкуренции. Представители партий не всегда могут быть глубоко погружены в местную проблематику. Узкие специалисты-самовыдвиженцы могли делать это более качественно. Ведь очевидно, что степень вовлеченности партийных активистов в региональные политические процессы не всегда превосходит таковую у местных лидеров общественного мнения, не являющихся членами каких-либо партий, но активно работающих по линии либо бизнеса, либо местных некоммерческих организаций.

В-третьих, самовыдвиженцы не были ограничены самоцензурой политических партий, а потому могли намного острее ставить перед местными и республиканскими госорганами вопросы развития подотчетных территорий и регионов.

- Каким, на ваш взгляд, должен быть оптимальный для Казахстана вариант формирования маслихатов?

- Мне представляется, что прежний механизм формирования маслихатов – по одномандатным округам – является более приемлемым для населения страны. Можно предложить и компромиссный вариант: выборы по одномандатным округам с требованием об обязательном членстве потенциальных кандидатов в той или иной политической партии. В таком случае мы теряем те преимущества, которые обеспечивали кандидаты-самовыдвиженцы. Но, по крайней мере, сохраняем высокую конкурентность политического процесса между кандидатами от партий и, самое главное, персональную ответственность избранных депутатов перед населением соответствующих округов. При сохранении принципа формирования маслихатов через выборы в мажоритарных округах партии будут заинтересованы в том, чтобы привлекать в свои ряды местных лидеров общественного мнения, способных мобилизовать население. Таким образом можно будет усилить региональные партийные ячейки.  

В текущей же ситуации появляется много вопросов к региональным филиалам политических партий. Насколько списки кандидатов, которые они предоставляют в территориальные избирательные комиссии, соответствуют настроениям и ожиданиям жителей регионов? Как после выборов региональные филиалы будут взаимодействовать с населением?