Менее двух недель осталось до республиканского референдума, на котором граждане страны должны выразить своё отношение к предложенным изменениям и дополнениям в Конституцию РК. Новшества призваны создать условия для трансформации модели государственного управления. О том, как она будет происходить, что это даст казахстанскому обществу и зачем нужен предстоящий плебисцит, в минувший четверг говорили участники «круглого стола» на тему «Реформы Касым Жомарта Токаева: будущее политической системы в РК», организованного Институтом мировой экономики и политики (ИМЭП).

Доверие на фоне растерянности

Успех референдума во многом будет зависеть от степени активности рядовых казахстанцев, а потому главная задача – максимально информировать их о нём, считают участники обсуждения. Как заметил в интервью нашему изданию директор ИМЭП Ержан Салтыбаев, в бюллетене будут предложены лишь два варианта ответа - «за» либо «против» проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК», опубликованного в СМИ 6 мая. Однако многие граждане вряд ли прочтут документ, состоящий из 2428 слов, и вникнут в его детали.

- Сейчас очень важно обеспечить достойное информационное сопровождение референдума, причем сделать это нужно максимально оперативно и грамотно, чтобы люди знали и понимали, о чем идет речь. Мы уже практически вплотную приблизились к дате голосования, а сроки сдвигать, естественно, никто не будет. Конечно, все 33 статьи Основного закона, в которые планируется внести свыше 50 поправок, разъяснить населению за оставшиеся две недели технически будет сложно. Но этого времени должно хватить на то, чтобы донести главные месседжи, - полагает он.

То есть, чтобы успеть до 5 июня заинтересовать казахстанцев темой референдума и участием в нём, необходимо заострить внимание на самых ярких и прорывных решениях, которые напрямую касаются и волнуют каждого. Во-первых, на норме, гласящей, что земля, ее недра и другие природные ресурсы отныне будут принадлежать народу, а не государству, которое может лишь осуществлять право собственности от его имени. Это снимет огромную часть озабоченностей нашего общества, в том числе относительно передачи земли иностранцам, считает директор ИМЭП. Во-вторых, на переходе от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с влиятельным парламентом и подотчетным правительством. Кроме всего прочего, теперь в период осуществления своих полномочий глава государства не будет состоять в какой-либо политической партии, а его близким родственникам запретят занимать должности политических госслужащих и руководителей субъектов квазигоссектора. В-третьих, на тех новых положениях Конституции, которые вводят запрет на смертную казнь и гарантируют всестороннее соблюдение прав и свобод граждан.

Что касается результатов референдума, то, на взгляд Ержана Салтыбаева, он более или менее предсказуем - граждане в большинстве своем проголосуют за изменения в Конституцию. Вопрос в другом: как все это дальше будет реализовано, а именно появятся ли у нас сильные партии и парламент, как проявит себя партия «Аманат», станет ли правительство более эффективным. Плюс придется учитывать влияние на все внутренние процессы событий в окружающем мире.

Продолжая тему электоральных настроений, руководитель отдела аналитики ТОО Alem Research Милана Курбанова озвучила результаты мониторинга соцсетей, проведенного в период с 6 по 19 мая. По ее данным, обсуждение референдума там ушло в другое русло, а основными его трендами стали языковой вопрос, хотя в предлагаемом проекте закона об этом нет ни слова, и бойкотирование предстоящего волеизъявления. «Главный вывод – информационная политика и информационное сопровождение таких важных событий сильно хромают. И население в итоге уходит за громкими лозунгами. А поскольку оно не вполне понимает суть референдума, то возникает вопрос: получит ли власть тот мандат доверия, на который рассчитывает?», - резюмировала социолог.

В свою очередь руководитель Центра социальных и политических исследований «Стратегия» Гульмира Илеуова охарактеризовала нынешнее состояние электората как растерянное и дезориентированное, особенно после переименования партии «Нур Отан» в «Аманат» и выхода из ее рядов Касым-Жомарта Токаева. Впрочем, о последнем из этих событий Илеуова, как и другие участники «круглого стола», высказалась положительно, поскольку оно позволило «отвязать» рейтинг президента от рейтинга правящей партии. По ее мнению, сегодня глава государства обладает самым главным политическим ресурсом – доверием электората, что должно отразиться и на результатах голосования 5 июня. «Личный рейтинг Токаева, его личная позиция и поддержка населения – это именно то, чем является референдум. …После того, что случилось в январе, даже в аполитичном Алматы большой процент населения искренне поддерживает президента. Поэтому на референдуме люди проголосуют за него, а не за партию «Аманат», - подчеркнула она.

Главное – качественное исполнение

Кроме того, Гульмира Илеуова привела результаты проведенных ЦСПИ «Стратегия» опросов среди экспертов. Как оказалось, выносимые на референдум инициативы в целом совпадают с предложениями экспертного сообщества по модернизации политической системы. Тот же уход президента с поста главы правящей партии, на их взгляд, входит в топ-5 шагов на пути к качественным изменениям внутриполитического поля страны. В этом списке также значатся инициативы по регистрации новых партий, снижению их количественного порога при прохождении этой самой регистрации, восстановлению мажоритарной системы выборов в парламент и уголовному преследованию представителей исполнительной власти и членов избирательных комиссий за нарушение выборного законодательства. При этом крайне важным фактором политического реформирования, по ее словам, является вопрос о сроках реализации обнародованной программы преобразований: «Большое количество экспертов высказываются за то, что все необходимые реформы должны быть проведены в течение полугода».

Отдельная часть обсуждения была посвящена завершению эпохи суперпрезидентской республики. Как отметил профессор Казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев, благодаря проводимой политической трансформации в стране создаются условия для постепенного отхода от этой модели. «Идея суперпрезидентской власти в странах Центральной Азии достаточно значима. В Казахстане такой формат появился в начале 2000-х годов и, как правило, связывается с Конституцией 1995-го. ... Поправки, предлагаемые сейчас, можно рассматривать как набор шагов, которые в дальнейшем приведут к оформлению классического варианта президентской республики», - отметил спикер.

Вместе с тем, предупреждает он, проводимая работа по ограничению полномочий главы государства будет неизбежно сталкиваться со сложностями, а резкий отказ от имеющейся модели власти чреват очень большим количеством вызовов и рисков. Тут важное значение, по мнению эксперта, будет иметь не только принятие юридических норм, но и практика их выполнения: «К примеру, переход к президентской республике с сильным парламентом предполагает наличие очень сильных политических партий, их участие в электоральных процессах – как на локальном, так и на республиканском уровне. Однако это участие зачастую наталкивается на практику регистрации партий, честность или нечестность парламентских выборов, возможность контроля над электоральным процессом». Тем более, считает Бурнашев, преждевременно заявлять о формировании в стране сильного парламента по образцу Германии в виду того, что в стране нет реальных политических партий.

Точки опоры

Своими мыслями о происходящих в стране и мире событиях и их влиянии на развитие казахстанской экономики поделился политолог и экономист Петр Своик. Он уверен, что основной политической задачей руководства Казахстана должна стать попытка адекватного прогноза того, что будет в будущем, исходя из чего оно и будет выбирать либо активную, либо, как минимум, выжидательную позицию. При этом проведение референдума он отнес именно к активной политике...

Согласно его собственным прогнозам, непростая геополитическая ситуация серьезно отразится на социально-экономическом самочувствии казахстанцев: «Если брать мягкий сценарий, мы будем иметь двойной и даже тройной рост цен, потерю экономических объемов и рабочих мест. И все это на базе того, что мы уже сейчас живем на среднедушевой доход в 67 тысяч тенге, из которых 57% идет только на еду». Если же смотреть шире, то в скором времени, предупреждает он, страна столкнется с драматическим вызовом - ей придется адаптироваться к новым условиям, когда 3/4 экспорта и 2/3 импорта будут идти через Россию. Как следствие, «не позже осени начнется создание новых экономических связей (заменяющих, альтернативных) и тех производств, которых пока не было».

Корни кризиса Петр Своик видит в «простоте» экономического уклада, который ориентирован исключительно на добычу сырья. «Казахстан не участвует ни в одной международной системе разделения труда, межстрановой системе кооперации. Исключением является отрасль автомобилестроения и сельхозмашиностроения – к нам завозят комплектующие из нескольких крупных международных фирм (Южная Корея, Китай, Россия). Это единственный пример того, что мы хоть в чем-то участвуем». Причем если не принять своевременные меры по исправлению ситуации, то страна «из многовекторной периферии глобальной экономики перейдет в двухвекторную российско-китайскую периферию, оставаясь ровно тем же самым – источником сырья».

В такой ситуации, считает экономист, президенту важно иметь поддержку в лице парламента, на который можно было бы опереться при выработке адекватной реакции на те вызовы, что будут складываться, в частности, на евразийском пространстве. То есть именно от парламента будут требоваться решительные действия, поскольку правительство в стране «традиционно ситуативное». «Они там не стратеги, - говорит Своик. - Никто из них не готов работать в изменяющейся системе. Например, у нас есть пакет национальных проектов и план социально-экономического развития до 2025 года, но все это можно смело выкидывать, потому что там совершенно не про то, что уже есть сегодня и что будет завтра».

Рассуждая о том, что необходимо для стабильной работы парламента, Петр Своик обратил внимание на наличие трех «полюсов», которые могут обеспечить стабильность политической системы. Одной из точек опоры должна стать партия с национал-либеральной направленностью. Вторая партия в лице «Аманата» будет отражать общую социально-экономическую повестку - это так называемая «золотая середина». И третья - партия с проевразийской направленностью, которой у нас нет. «Вне зависимости от того, хотим мы этого или не хотим, данная линия будет ведущей, - утверждает спикер. - В правительстве сейчас не сидят евразийцы, но реальная экономическая политика Казахстана в ближайшие годы будет проевразийской. Надо защищать свои интересы, но не идти против тенденций, а действовать через поиск своего места в них. Определенные надежды на артикулирование евразийской тематики можно возлагать на возрожденный Народный конгресс».

Подводя итоги, Ержан Салтыбаев подчеркнул, что Казахстан находится на пороге самых масштабных политических преобразований за 30 лет, и новой точкой отсчета исторического календаря станет именно предстоящий день всенародного референдума. «Поправки затронут основополагающие принципы работы государства, что ставит в том числе перед нами, экспертами, задачу сформулировать основные контуры развития внутриполитической системы страны и рассмотреть возможные риски и вызовы, с которыми столкнется обновленная система государственного устройства», - заключил глава ИМЭП.