По идее, после объявленных реформ, которые направлены на либерализацию политической системы Казахстана, предстоящие парламентские выборы должны пройти совершенно иначе, чем прежде, и с активным участием новых игроков. Но готова ли страна к столь резким переменам? И что мы получим на выходе? Порассуждать об этом мы попросили политолога, координатора проектов Общественного фонда «Стратегия» Расула Коспанова.

- На ваш взгляд, каковы шансы на то, что грядущие выборы будут полноценными?

- Для начала надо определиться с тем, что подразумевается под словом «полноценные». Если говорить о реально конкурентных парламентских выборах, к которым в качестве кандидатов будут допущены все политические силы, желающие в них участвовать, то, уверен, этого не произойдет. Своеобразной лакмусовой бумажкой стали ноябрьские выборы президента, когда были использованы заезженные и давно устаревшие политические технологии с фейковыми кандидатами. Люди ждали перемен, и, казалось бы, подул небольшой ветерок надежды на серьёзные демократические преобразования, но та избирательная кампания поубавила оптимизма.

Если же говорить о фальсификациях при подсчете голосов, то независимые наблюдатели, к примеру, гражданское движение «HAQ», указывали на существенные изменения в работе Центризбиркома в лучшую сторону. Продолжит ли ЦИК придерживаться этой положительной тенденции или нет? Для меня это является одной из интриг предстоящих выборов.

- Времени для качественного партийного строительства было явно недостаточно. Может, в этой ситуации имеет смысл регистрировать все новые партии подряд? Как известно, о намерении создать их весной прошлого года заявили около двух десятков общественных движений…

- Вообще, я убежденный сторонник конкуренции – как в экономике, так и в политике. Стране остро необходимы новые партии, новые идеи, новый взгляд на решение проблем, стоящих перед государством. На протяжении многих лет в мажилисе была монополия «НурОтана» и его «друзей» - «Ак Жола», НПК, «Ауыла». Партия власти практически срослась с государственным аппаратом. Впрочем, дело даже не в монополии, а в том, что в нашей стране, к сожалению, не выстроена правильная система сдержек и противовесов, когда ветви власти взаимоконтролируют друг друга (хотя на бумаге всё красиво расписано и имеются все внешние атрибуты). К примеру, в Северной Корее тоже есть правительство, парламент, Верховный суд, а в Верховном народном собрании КНДР представлены три партии, но вряд ли кто-то назовёт это государство примером демократии.

Во всём мире депутаты являются представителями народа. Но наших мажилисменов или, во всяком случае, большинство их таковыми назвать сложно. Согласно проводимым нами мониторинговым замерам, население практически не знает тех, кто там заседает. Выйдите ради эксперимента на улицу и попросите первых 10 человек назвать хотя бы одну фамилию. Поверьте, результаты будут неутешительными.

Что касается партийного строительства, то определённая активность всё-таки наблюдается. Слишком долго наше общество находилось в «спячке», а партийное поле зачищалось от всякой реальной конкуренции. Но даже если завтра власть максимально либерализует процедуру регистрации, новые партии сразу не возникнут. Как и всему сущему, зачаткам новых политических сил необходимо время, чтобы взрасти. К тому же сохраняются три основные причины, по которым многие общественные движения не могут зарегистрироваться как партии, - это низкий уровень менеджмента их оргкомитетов, присущая им зацикленность преимущественно на Алматы и Астане, а также излишне жёсткие требования со стороны ЦИК.

На данный момент зарегистрирована лишь одна новая партия - «Байтақ». Полагаю, пройдёт эту процедуру и «Республика». Что же касается остальных, то, на мой взгляд, их регистрация маловероятна.

- Чем предстоящая электоральная кампания будет отличаться от предыдущих?

- Считаю, что предстоящие выборы в парламент обозначат контуры дальнейшего развития государства. По ним можно будет судить, насколько власть реально готова к политической модернизации. Еще одним отличием станет то, что отныне нижняя палата будет формироваться по смешанной системе. Ранее мажилисмены стопроцентно избирались по партийным спискам (пропорциональной системе), то есть граждане голосовали не за кандидата, а за партию, и уже потом внутри неё решалось, кто получит депутатское кресло. Теперь же 30 процентов состава мажилиса будет избрано по мажоритарной системе, которая позволит попасть в парламент беспартийным кандидатам. Вот как раз здесь, думаю, и развернется самая жаркая борьба, в которой примут участие самовыдвиженцы.

Важным будет то, как «нарежут» одномандатные избирательные округа. Напомню, после референдума численность депутатов мажилиса сократилась со 107 до 98. Связано это было с тем, что квоту Ассамблеи народа Казахстана уменьшили и перенесли в сенат. Теперь территорию республики разделят на 29 округов, и от каждого изберут по одному депутату.

- А как, на ваш взгляд, эти 29 депутатских мест будут распределены по регионам?

- В конце декабря ЦИК опубликовал документ, в котором утверждён следующий порядок образования одномандатных территориальных избирательных округов: «Во-первых, на территории каждой области, города республиканского значения и столицы образуется не менее одного избирательного округа. Во-вторых, не допускается включение в границы избирательного округа территории других областей, городов республиканского значения и столицы. В-третьих, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой административно-территориальных единиц. В-четвертых, соблюдается целостность административно-территориальных единиц».

Глубоко убежден, что больше всего одномандатных округов будет в Алматы и Туркестанской области - по три, что, конечно, связано с большой численностью населения. От Астаны, Шымкента, Алматинской, Жамбылской и Карагандинской областей, скорее всего, будет по два мажилисмена. Остальным регионам, видимо, достанется по одному депутатскому креслу.

- В чем, по-вашему, будет заключаться главная интрига на выборах?

- Для меня главной интригой является то, попадут ли в мажилис оппозиционные кандидаты из числа самовыдвиженцев. Уверен, предвыборная борьба в одномандатных округах будет очень интересной. Вполне вероятно, что те же самые лидеры незарегистрированных партий попытаются пройти в парламент именно через них.

Также мне очень любопытно, сколько процентов наберет партия «Республика», членами которой являются многие медийные личности, имеющие серьёзный авторитет среди граждан. Несмотря на то, что о ней ходят разные нехорошие слухи, на мой взгляд, это достаточно симпатичный проект. Полагаю, что партия может забрать у «Аманата» существенное количество мест в парламенте. А вот от «Ак жола», НПК, «Ауыла» и ОСДП каких-то сенсаций ждать не стоит - скорее всего, они будут выполнять роль статистов. При этом шанс стать «тёмной лошадкой» есть у «зеленой» партии «Байтак». Думаю, в условном Усть-Каменогорске, где достаточно серьёзно стоят экологические проблемы, она может набрать приличное количество голосов. Всё зависит от политической состоятельности её руководства.

- Ранее было объявлено, что выборы в мажилис пройдут в первой половине 2023 года. У вас есть предположения относительно точной даты?

- В экспертном сообществе сложилось мнение, что выборы в мажилис состоятся перед Наурызом, конкретно называется 19 марта, что в принципе логично. Такой плотный график обусловлен тем, что на 2023 год запланированы четыре электоральные кампании: выборы в сенат парламента РК, внеочередные выборы депутатов мажилиса и маслихатов всех уровней, выборы акимов районов и городов областного значения, продолжение выборов акимов сельских округов. Думаю, старт электоральному циклу будет дан в ближайшее время.