В конце января президент Касым-Жомарт Токаев подписал указы о роспуске мажилиса и досрочном прекращении полномочий маслихатов. Досрочные выборы в нижнюю палату парламента и в местные представительные органы власти назначены на 19 марта. Таким образом глава государства замкнул спираль запущенных в прошлом году после январских событий общественно-политических процессов, приведших к тотальной модернизации общественно-политического пространства внутри страны.

Досрочные выборы продиктованы логикой реформ

Досрочные выборы – закономерный шаг, без которого инициированные и запущенные главой государства реформы в плоскости практической реализации были бы затруднены, а сам их характер носил бы половинчатую суть. К такому выводу пришел политолог Бурихан Нурмухамедов. В своем комментарии QMonitor он акцентировал внимание на логике досрочного электорального цикла:

- Мартовское и сентябрьское Послания президента стали предтечей политической модернизации и в целом перезагрузки всей политической системы. Ее первым этапом стал референдум о внесении изменений в Конституцию, завершившийся президентскими выборами. Завершающая этот процесс фаза предполагала проведение выборов в мажилис, сенат и маслихаты. То есть, вполне ожидаемо перезагрузка завершается образованием нового правительства, которое сформирует новый мажилис,- заявил он.

Такая точка зрения коррелирует с ранее сделанным заявлением президента:

- Проведение внеочередных выборов в мажилис и маслихаты продиктовано логикой конституционной реформы, поддержанной гражданами на общенациональном референдуме. По ее итогам наша страна перешла на новые, более справедливые и конкурентные правила формирования представительной ветви власти. Теперь 70 процентов депутатов мажилиса будут избираться по партийным спискам, а 30 процентов – по одномандатным округам. По смешанной избирательной системе, в соотношении 50 на 50, пройдут и выборы в маслихаты областей и городов республиканского значения. А на выборах в маслихаты районов и городов областного значения граждане будут голосовать только за кандидатов по одномандатным округам. Новая модель формирования мажилиса и маслихатов позволит в полной мере защитить интересы избирателей как на общенациональном, так и на региональном уровнях, обеспечит широкую палитру взглядов в представительных органах власти. Это создаст благоприятные условия для дальнейшего развития гражданского общества, - констатировал Касым-Жомарт Токаев.

Новые подходы в избирательном процессе естественным образом повлияли на рост политической активности, что отмечает политолог Бурихан Нурмухамедов.

- Все политические партии, акторы, активисты заранее начали серьезную подготовку к запланированной избирательной кампании. Несколько инициативных групп заявили о создании политических партий, и две из них уже прошли регистрацию, а следовательно становятся полноценными участниками избирательного процесса – одни только на уровне мажилиса, а другие частично примут участие и в выборах в маслихаты, - резюмирует Нурмухамедов и добавляет: «Важным стимулятором, способствовавшим повышению интереса к системе выборов, конечно же, стала либерализация партийного и выборного законодательства. В первую очередь, я имею в виду изменение требований к численности членов партий, что снизило требуемое количество с 20 до 5 тысяч, а для представительств в регионах - с 600 до 200 человек. Это дало возможность упростить и ускорить возможность регистрации новых партий. Снижение же порога прохождения в парламент с 7 до 5 процентов и изменение пропорциональной системы на смешанную, что позволило формировать мажилис на треть из самовыдвиженцев, сделали более достижимой ту цель, которая движет участниками выборов. Ну, и, конечно же, сыграли свою роль 30-процентная квота для молодежи, женщин и лиц с определенными потребностями, которые применяются не только к партийным спискам, но и учитываются при распределении депутатских мандатов. Все эти вот моменты сделали процесс выборов более демократичным».

Своего рода подтверждением этих слов стали цифры. 8 февраля завершился процесс выдвижения кандидатов в депутаты мажилиса и маслихатов. В совокупности по партийным спискам и одномандатным округам только в нижнюю палату парламента было выдвинуто – 892 кандидата (в среднем 9 кандидатов на один мандат). Заместитель председателя Центральной избирательной комиссии РК Константин Петров пояснил:

- Для участия в выборах в мажилис все семь политических партий представили в ЦИК свои списки, в которые включены 283 кандидата. В разрезе политических партий статистика выдвижений выглядит следующим образом: НПК – 52 кандидата, «Ак жол» – 54, ОСДП – 19, «Байтак» – 18, «Ауыл» – 25, Respublica – 25, Amanat – 90 кандидатов. Документы соответствуют конституционному закону «О выборах». В каждом партийном списке количество представителей трех категорий – женщин, молодежи, лиц с инвалидностью – составляет не менее 30 процентов от общего числа включенных в него лиц».

Также зампред ЦИКа сообщил, что по 29 мажоритарным одномандатным территориальным избирательным округам выдвинулись 609 кандидатов в депутаты мажилиса.

Что касается выборов в местные исполнительные органы власти, то на один мандат депутата маслихата в среднем претендуют 3 кандидата. Общее же количество кандидатов по партийным спискам и одномандатным округам составило 13315 человек.

- В разрезе партийных списков статистика выглядит так: шесть политических партий выдвинули партийные списки во всех 20 регионах, за исключением партии ОСДП. «Ак жол» – 200 кандидатов в 20 регионах, Amanat – 699 кандидатов в 20 регионах, «Ауыл» – 136 кандидатов в 20 регионах, «Байтак» – 93 кандидата в 19 регионах, Народная партия Казахстана – 182 кандидата в 20 регионах, Respublika – 161 кандидат в 20 регионах. В разрезе одномандатных округов выдвинулось 1720 кандидатов на выборы депутатов областного маслихата, на выборы кандидатов городского и районных маслихатов – 10124 кандидата», – рассказал Константин Петров.

Как констатируют политологи и эксперты, «участие такого большого количества общественных деятелей и гражданских активистов (в том числе тех, кто обычно выступает с критических позиций) говорит о доверии и поддержке проводимому курсу реформ».

Новый импульс всесторонней модернизации

По словам Касым-Жомарта Токаева, обновленные составы депутатов мажилиса и маслихатов новый импульс всесторонней модернизации страны. Как подчеркнул глава государства, «институциональные изменения усилят политическую конкуренцию, обеспечат открытость политической системы, будут способствовать появлению новой когорты политиков».

Что касается непосредственно упомянутых президентом институциональных изменений, то наиболее точно их охарактеризовал на своем канале в Телеграм Государственный советник Ерлан Карин, обозначив десять главных новшеств предстоящих выборов. Для понимания сути произошедшей перезагрузки, думается, уместно привести этот список полностью:

1. Впервые с 2004 года кандидаты в мажилис будут избираться по одномандатным округам (29 из 98 депутатов);

2. Появилась возможность выдвигаться не только от партий и НПО, но и путем самовыдвижения;

3. Выборы хоть и внеочередные, но были анонсированы за полгода;

4. Порог для прохождения партий снижен с 7 до 5 процентов;

5. 30-процентная квота для женщин, молодежи и лиц с особыми потребностями в партийных списках будет действовать и при распределении мандатов;

6. В новом составе мажилиса не будет квоты АНК;

7. Впервые в бюллетенях на выборах в мажилис и в маслихаты будет графа «против всех»;

8. В выборах имеют право участвовать семь политических партий, две из которых зарегистрированы после вступления в силу новых норм закона о партиях;

9. Областные территориальные избирательные комиссии теперь работают на профессиональной основе;

10. Избиратели будут голосовать по пяти бюллетеням (в городах республиканского значения – по четырем бюллетеням).

Кстати, именно Ерлан Карин ранее детально вписал нынешний электоральный цикл в общей пейзаж стартовавших в прошлом году реформ.

Делясь в своем Телеграм-канале своим видением развития общественно-политической ситуации внутри страны на ближайшую перспективу он отметил, что и дальше «политическую повестку будет определять, заданный президентом вектор политических реформ».

- В первую очередь, это касается продолжения практической реализации итогов республиканского референдума по обновлению Конституции страны. С начала года начал свою работу совершенно новый институт – Конституционный суд. Он замкнет на себе новую систему защиты фундаментальных прав граждан наряду с новым конституционным статусом Уполномоченного по правам человека и Генеральной прокуратуры и учреждением новой должности Омбудсмена по поддержке социально уязвимых категорий населения, - заявил он. - Также вступают в силу ряд новых изменений в выборное законодательство и в избирательную систему. Начинается процесс формирования одномандатных избирательных округов и соответствующих избирательных комиссий. Члены территориальных избирательных комиссий будут осуществлять теперь свои полномочия на профессиональной постоянной основе. Это позволит повысить качество избирательных процедур.

Государственный советник акцентировал внимание на продолжающемся новом электоральном цикле, стартовавшем осенью прошлого года. Он напомнил, что 14 января состоялись выборы депутатов Сената парламента, теперь, «в соответствии с президентским планом поступательной перезагрузки политической системы» проводятся внеочередные выборы депутатов мажилиса и маслихатов всех уровней. Также в этом году в пилотном режиме будут проведены прямые выборы акимов районов и городов областного значения. Параллельно продолжится обновление корпуса сельских акимов. По словам Ерлана Карина, «предполагается проведение прямых выборов более 350 акимов сел, поселков и сельских округов. Эти выборы охватят более тысячи сельских населенных пунктов».

- Таким образом, - резюмирует он, - продолжается поступательная реализация президентской программы модернизации.

Ее конечную цель неоднократно озвучивал сам глава государства:

- Мы вступили в новую эпоху развития Казахстана. В стране идет динамичный и всесторонний процесс обновления. Эти выборы станут олицетворением происходящих в обществе изменений и придадут мощный импульс дальнейшей модернизации нашей политической системы. Сегодня в мире не так много государств, которые проводят столь масштабные преобразования. Выборы в мажилис и маслихаты станут завершающим этапом перезагрузки государственных институтов и наполнят реальным содержанием формулу «сильный президент – влиятельный парламент – подотчетное правительство», - констатирует Касым-Жомарт Токаев.