Ультиматумы, выдвигаемые государству различными группами населения, которые требуют для себя тех или иных социальных благ, стали для нас уже обыденным явлением. Никого не удивляет, когда многодетные матери берут штурмом госучреждения в надежде получить бесплатные квартиры, когда работники различных сфер устраивают забастовки, требуя повышения зарплат и улучшения условий труда. А уж когда закредитованные граждане выходят на акции протеста, призывая власть имущих избавить их от добровольно взятых ими на себя долговых обязательств, то это воспринимается многими как само собой разумеющееся. Но можно ли считать такое поведение нормой?
Объявленная главой государства тотальная модернизация вроде бы должна охватить все стороны нашей жизни. Но если о политических реформах говорят много и охотно, об экономических – чуть меньше, то социальная политика как направление дискурса будто выпала из данного процесса, хотя остроты назревших в этой сфере проблем и рисков наблюдаемое сегодня «деликатное» молчание не снимает. Нужно ли что-то в ней менять, с тем, чтобы минимизировать явно нездоровые тренды, связанные с социальным иждивенчеством и ростом протестной активности на фоне растущего недовольства? Слово экспертам.
Толганай Умбеталиева, кандидат политических наук, Центральноазиатский фонд развития демократии:
«Проводимая сейчас политика лишь закрепляет низкий статус социально уязвимых групп»
- Социальная политика стала важным направлениям в предвыборной программе Касым-Жомарта Токаева и практически всех партий, которые представлены сейчас в парламенте. Поэтому государство не будет её игнорировать. Однако проблема заключается в том, что у нас три важнейшие сферы - политика, экономика и социальная сфера - рассматриваются как самостоятельные и мало связанные друг с другом. Хотя это не так. Именно отказ от проведения политических преобразований стал одной из причин отсутствия изменений в экономике и соответственно реформ в социальной сфере. Поэтому социальная политика, проводимая государством, будет эффективной лишь при условии осознания того, что все три вышеназванных направления неразрывно связаны. Только такой подход к реформам позволит запустить реальные изменения.
Что касается зависимости населения от государства, то, думаю, такое положение дел последнему вполне на руку. Иначе оно бы изменило основные принципы своей социальной политики, перейдя с компенсаторных механизмов на поддерживающие. Сейчас у нас государство лишь выплачивает компенсации, а это, к сожалению, не позволяет стимулировать социально уязвимые группы к тому, что выбраться из того состояния, в котором они находятся. Проводимая в данной сфере политика, скорее, ещё больше закрепляет зависимость и низкий социальный статус, нежели стимулирует развитие и помогает представителям уязвимых слоёв населения встать на ноги. Поэтому необходимо внедрение новых принципов, которые бы, напротив, мотивировали людей к преодолению такой зависимости и были направлены на реальное улучшение условий их жизни.
Вообще, следует отметить, что проводимая государством социальная политика сконцентрирована исключительно на этих самых уязвимых слоях населения, хотя в стране много и других социальных групп, которые тоже сталкиваются с проблемами и трудностями. Такая практика уходит корнями в советское прошлое. По тем устаревшим лекалам у нас до сих пор действуют, например, системы здравоохранения и образования. На самом же деле льготы лишь создают дисбаланс и приводят к дискриминационным практикам, поскольку не учитывают современные тренды, в том числе изменения в структуре социальных групп, и не связаны с уровнем развития экономики.
То, что было хорошо для СССР, в нынешних условиях только множит риски. В советское время стабильно существовали три социальные группы, и, исходя из этого, государство выстраивало свою политику. Сейчас же устойчивых социальных групп нет. Кроме того, появились новые – бизнес (крупный, средний, малый), есть сельское население, которое по уровню жизни очень сильно отличается от городского. Но современная социальная политика не учитывает произошедших изменений, поскольку ещё ни разу не подвергалась ни одной серьёзной реформе, а строится на доставшемся нам в наследство советском базисе.
Айман Жусупова, социолог, руководитель проектов Eurasian Center for People Management:
«Нужны новые подходы в сфере социальной политики»
- Что такое социальная политика? Это целенаправленная деятельность государства по перераспределению ресурсов среди граждан с целью достижения ими благополучия. Она охватывает такие направления, как социальное обеспечение, здравоохранение, образование, улучшение жилищных условий, занятость. То есть это своего рода система мер для защиты граждан от рисков, которые могут быть вызваны серьезным сокращением доходов и рядом других факторов. С учётом того, что сегодня в нашей стране фиксируется рост бедности, а официальный уровень инфляции в годовом исчислении уже превысил 20-процентный рубеж, выверенная социальная политика приобретает особую значимость.
Исходя из осознания необходимости новых подходов к политике в данной сфере, было принято решение о введении Социального кодекса – единого источника знаний граждан о всех своих социальных правах и обязанностях, призванного упростить понимание ими всех действующих здесь законов и обеспечить своего рода модернизацию системы.
В этом кодексе содержится ряд новшеств. Во-первых, технических. Например, планируется перевести социальную политику от заявительной формы в проактивный формат: через информационную систему государство само будет определять потребность граждан в получении социальной поддержки и автоматически оформлять все процедуры. Во-вторых, предусмотрены нововведения, направленные на повышение уровня социальной поддержки. Среди них дополнительные меры по адресной защите детей, пересмотр черты бедности для назначения адресной соцпомощи (с 2025 года она будет определяться на основе уровня медианного дохода вместо прожиточного минимума), меры, направленные на повышение доступности социальных услуг для лиц с инвалидностью, и ряд других.
Вместе с тем, несмотря на все эти инициативы, сохраняются некоторые проблемы. Например, система исчисления расчётных показателей, на основании которых производятся все надбавки, оторвана от реальной жизни граждан страны. В частности, введённый ещё в первые годы после обретения независимости месячный расчётный показатель устарел и не связан с экономическими реалиями. Скажем, он не учитывает инфляцию, которая достигла максимальных за последние 14 лет значений. В нашей стране пока просто нет актуальных аналогов и методик определения МРП и других социальных параметров.
В кодексе не нашли отражения вопросы, касающиеся прогрессирующего неравенства и бедности населения. Тогда как система предоставления адресной социальной помощи не претерпела кардинальных изменений. Нельзя не согласиться с теми исследователями, которые считают необходимым продолжить её совершенствование с учётом многомерной модели измерения бедности. Тем не менее, здесь на первый план выходят проблемы, вызванные наличием разнополярных данных об уровне бедности в стране, которые предоставляются самими госорганами. Как вариант высказывались предложения о работе с каждой семьей по отдельности. Также предлагалась разработка дифференцированных программ, ориентированных на проблемы разных групп населения.
Что же касается протестных настроений, то в этом контексте в Социальном кодексе необходимо отразить ситуацию, которая связана с проблемами в сфере трудовых отношений и год от года обостряется. В числе предложений звучат следующие: усиление защиты конституционных прав работников предприятий, ужесточение законодательства в области охраны труда, снижение пенсионного возраста для работников с вредными и опасными условиями производства, а также повышение человеческого потенциала в сфере занятости.