Принятая недавно новая Концепция внешней политики РФ предполагает кардинальное изменение подходов нашего северного соседа к выстраиванию взаимоотношений с другими государствами в условиях новой геополитической реальности. Как оно может отразиться на взаимодействии со странами Центральной Азии в целом и с Казахстаном в частности? Чего ждать в обозримом будущем – отдаления или, напротив, сближения наших государств? От чего это будет зависеть? Способны ли испортить отношения между ними часто звучащие из уст наших «патриотов» претензии относительно того, что РК продолжает оставаться под сильным влиянием России, с одной стороны, и упрёки некоторых российских политиков в том, что Казахстан «предаёт» своего союзника, с другой?
Максим Крамаренко, руководитель информационно-аналитического центра «Институт Евразийской политики»:
«Руководство РФ демонстрирует заинтересованность в развитии дружественных и добрососедских отношений с Казахстаном»
- Новая Концепция внешней политики РФ, по сути, является документом, в котором Россия раскрывает свою позицию во внешней политике для всех государств мира, а также демонстрирует своё понимание процессов, происходящих на международной арене. Если кратко, то основная суть Концепции заключается в том, что Россия сегодня является объектом агрессивной политики со стороны США и в целом коллективного Запада, преследующих цель сдержать её экономическое и социально-политическое развитие.
Под данным тезисом следует понимать, и это находит подтверждение в реальности, что коллективный Запад во главе с Соединенными Штатами прилагает усилия к тому, чтобы нанести максимальный ущерб интересам России. И здесь в ход идет всё. Это и раскачивание внутриполитической ситуации с помощью несистемной оппозиции и посредством вовлечения в эту деятельность всех социальных страт, даже школьников. Это и введение различных санкций, наносящих вред экономическому развитию. Но самое главное – создание на территориях сопредельных с РФ государств, таких, как Украина, Нагорный Карабах, Таджикистан и Кыргызстан (с учётом разгоревшегося между ними конфликта) очагов нестабильности. События января 2022 года у нас, в Казахстане, стоят в этом же ряду. Получается, что, создавая проблемы России, Запад ставит под удар интересы нашего государства и других граничащих с РФ стран. Дальнейшее развитие такой ситуации может привести к тому, что Евразия станет территорией вражды, нестабильности, регресса и отсутствия доверия.
Понятно, что в подобном сценарии не заинтересована Россия, которая, наоборот, стремится создать в нашем регионе атмосферу доверия, мира и стабильности. На это указывают все её интеграционные инициативы, направленные на развитие кооперации в различных сферах с государствами ближнего зарубежья. Россия также декларирует, что хотела бы видеть будущее устройство мира в формате полицентричности и суверенного равенства государств, соответственно будет прилагать все усилия к тому, чтобы предотвратить закрепление однополярного миропорядка, при котором установится политическая и культурная гегемония Запада.
С учётом всего сказанного реализация этой Концепции на практике не несёт угроз интересам и безопасности нашей республики. Наоборот, Россия заинтересована в том, чтобы Казахстан и, в принципе, все другие государства мира могли сами определять модель своего развития, а не выполнять спускаемую сверху инструкцию, как себя вести, чтобы заработать высокие рейтинги в глазах Запада.
Понятно, что Запад будет активно противодействовать новой российской Концепции внешней политики. Это найдёт отражение, прежде всего, в мероприятиях, направленных на формирование негативного имиджа России. Что, в принципе, уже делается – нам пытаются внушить, будто Казахстан продолжает находиться под влиянием РФ, а все её интеграционные проекты есть не что иное, как попытка вновь сделать нашу республику своей колониальной провинцией. Но на самом деле единственное, что влияет на Казахстан, – так это динамика экономического взаимодействия между нашими государствами. Чем она выше, тем выше уровень добрососедства и кооперационных связей между нашими экономиками. Но это двусторонний процесс, и здесь стоит говорить не о влиянии одного государства на другое, а об усилении взаимовлияния – объективного процесса в отношениях между союзными государствами.
В России, в свою очередь, есть те, кто выступает с критикой в адрес Казахстана, особенно сейчас, когда на территории Украины осуществляется специальная военная операция: звучат упрёки и даже чуть ли не обвинения в предательстве союзнических договоренностей. Но здесь следует понимать, что эта критика звучит не от лиц, ответственных за оглашение официальной позиции Российской Федерации. Поэтому подобные «громкие» заявления не стоит воспринимать как политическую линию Кремля. Руководство России своей Концепцией как раз демонстрирует заинтересованность в развитии дружественных и добрососедских отношений с Казахстаном.
Бурихан Нурмухамедов, политолог:
«Казахстан оказался в центре внешнеполитического влияния России»
- Новая Концепция внешней политики РФ пришла на смену аналогичному документу, действовавшему с 2016 года. Она была принята за день до начала председательства России в Совете безопасности ООН, что выглядело весьма симптоматично. Очевидно, что таким образом РФ в текущей ситуации геополитической напряженности обозначила своё положение в мире.
В сравнении с предыдущей версией новая Концепция претерпела серьезные изменения. Но если говорить о главных отличиях, то стоит акцентировать внимание на следующих аспектах. Во-первых, Россия позиционирует себя в качестве государства-цивилизации. То есть, она считает себя самодостаточным государством, у которого нет необходимости стремиться к присоединению к какой-либо цивилизации. Второй важный момент заключается в том, что Россия заявляет об ориентации на формирование многополярного мира, то есть, демонстрирует стремление приступить к демонтажу, на её взгляд, несправедливого однополярного мира, когда Запад имел возможность диктовать разным странам условия и проводить неоколониальную политику путем сдерживания развития других государств и центров силы. Исходя из этого, Россия ставит цели в области внешней политики и вырабатывает подходы к их достижению.
Для нас, в первую очередь, важны обозначаемые РФ приоритеты. А таковыми наш северный сосед называет развитие добрососедских отношений с союзниками, с дружественными странами. В первую очередь, это государства Центральной Азии. На втором месте – Индия и Китай, на третьем – исламский мир, на четвертом и пятом – страны Африки и Латинской Америки. Тогда как Европа и США из приоритетов РФ «выпали». Они отныне воспринимаются в качестве недружественных.
Казахстан, по сути, оказался в центре внешнеполитического влияния России. И с этой точки зрения примечательно, что ещё в прошлом году появился новый формат взаимодействия «Россия – Центральная Азия», а также была озвучена идея создания газового союза между Казахстаном, Россией и Узбекистаном. Тут важно отметить, что Россия сейчас находится в состоянии серьёзного санкционного давления со стороны Запада и других стран, вошедших в антироссийскую коалицию, - давления, имеющего целью её ослабление. И то, что в данном контексте РФ акцентирует внимание на странах Центральной Азии, говорит о серьёзности намерений развивать это направление и по максимуму, как зафиксировано в Концепции, использовать потенциал интеграционных объединений – ЕАЭС, ШОС, ОДКБ и др.
Думаю, в обозримом будущем мы столкнёмся с напористой политикой России в отношении Казахстана и других стран Центральной Азии, что приведет к большей интеграции и расширит сотрудничество между ними. Этот вектор понятен и, с одной стороны, для нас позитивен. С другой, время, прошедшее после начала так называемой специальной военной операции, ознаменовалось резким ростом товарооборота между Казахстаном и Россией, что воспринимается западными странами как реэкспорт или параллельный импорт санкционных товаров и услуг. Соответственно, с их стороны наблюдается давление с целью остановить этот процесс вплоть до введения в отношении Казахстана вторичных санкций, что так или иначе, но отразится на выстраивании сотрудничества между нашими странами. Дальнейшая ситуация во многом зависит от того, как будут развиваться события на Украине, и от того, насколько быстрым и эффективным может быть переговорный процесс, который, не исключено, приведёт к заморозке конфликта, допустим, по корейскому сценарию.
Что касается звучащих в нашем социуме мнений, будто Казахстан тем самым подпадёт под большее влияние России, то, во-первых, они не являются доминирующими. Во-вторых, Казахстан демонстрирует приверженность ранее заключённым соглашениям и договорам. Поэтому не думаю, что такого рода настроения будут оказывать существенное влияние на сотрудничество наших стран, хотя в РФ они воспринимаются как недружественные акты и даже предательство.
Мне кажется, что в складывающейся ситуации Казахстан предметно обозначит взаимодействие со своими партнерами с тем, чтобы сохранить и хорошие отношения с Россией, и свою многовекторную политику. Это сложная задача. Но соответствующие опыт, знания и умения у нас есть.