Новичкам, как известно, везёт. В том числе и тем, кто пробует свои силы на поприще большой политики. За примерами далеко ходить не надо – стоит лишь пристальнее присмотреться к деятельности шестерых депутатов от партии «Республика», пополнивших в этом году состав нижней палаты парламента. Ещё совсем недавно, в канун выборов в Мажилис, казалось, что в политических делах они полные дилетанты, но, попав в парламент, члены фракции продемонстрировали неплохую хватку и стали уверенно обходить на виражах конкурентов из других партий, включая даже старожилов.

Впрочем, удача, как известно, дама привередливая, и о том, как долго она будет благоволить «республиканцам», остаётся только гадать. Тем более что уже сейчас нет-нет, да и закрадываются подозрения относительно того, что успех новичков – скорее, иллюзия, чем реальность. Но обо всём по порядку.

Образовавшаяся в преддверии последних парламентских выборов «Республика» изначально позиционировала себя как политическую силу, собиравшуюся привнести в застойные процессы на отечественном партийном поле элементы новизны. Этот посыл, конечно, звучал многообещающе, но на практике показал свою утопичность. Встроившаяся в депутатские ряды команда «республиканцев» тут же начала шагать в ногу с остальными, ничем особым от них не отличаясь. О принципиально новых подходах в депутатской работе, которые были бы способны поразить чьё-то воображение, речь вообще не шла. Скорее, наоборот. Настойчивость отдельных членов фракции в некоторых вопросах начинала вызывать вопросы, поскольку попахивала обыкновенным лоббизмом с целью передела рынка. И если бы депутатам от «Республики» не выпал шанс заскочить в прицепной вагон правительственного локомотива, то вряд ли их вообще можно было бы рассматривать в качестве слаженной боевой единицы, выражающей реальные чаяния граждан и наизнанку выворачивающейся для защиты их интересов. Но такой шанс партии выпал, и теперь представляющие её мажилисмены рядятся в тогу победителей.

Это отнюдь не аллегория. Например, они считают героическим свой вклад в принятие решения о запрете на продажу вейпов, хотя, судя по имеющейся информации, никакой системной работы в этом направлении партия не вела. Похоже, ей просто посчастливилось оказаться в нужное время и в нужном месте. По крайней мере, именно на это намекает сделанный «республиканкой» Нургуль Тау еще в мае запрос на имя премьер-министра. В нём она сообщила об обеспокоенности общественности проблемой употребления курительных смесей детьми и подростками, после чего высказала предложение полностью запретить их продажу на территории республики. Надо признать, что мажилисвумен подняла действительно больной для нашего общества вопрос, которому отдельное внимание уделил даже глава государства: в своём выступлении на прошедшем в середине июня Национальном курултае он потребовал принять соответствующие меры.

В то же время не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы понять: за решением правительства ввести запрет лежала большая системная работа, о чём, кстати, весьма подробно рассказал премьер-министр Алихан Смаилов в ответе на депутатский запрос Нургуль Тау. Однако в «Республике», намеренно или нет, на эти самые подробности не обратили внимания, предпочтя протрубить о своей сокрушительной победе и о ключевой роли своего единственного депутатского обращения в решении проблемы, которая ранее неоднократно поднималась в казахстанском обществе, в том числе на уровне государственных институтов. Вот что заявила в комментариях СМИ всё та же Нургуль Тау: «В своем запросе я предложила ввести полный запрет на продажу вейпов. Борьба за здоровье и судьбу детей дала свой результат! Вчера члены межведомственной комиссии почти единогласно (12 против 2) проголосовали за введение полного запрета продажи, импорта, экспорта и производства вейпов».

Не хотелось бы, конечно, прибегать к жёстким коннотациям, но победа выглядит пирровой. В парламент «Республика» шла в том числе и затем, чтобы бороться за здоровье нации: в своей предвыборной программе она чётко расписала план действий, в котором, однако, ни вейпы, ни запреты не значились – в его основе лежали переход отечественного здравоохранения на принцип «пациентоориентированности», интеграция нашей медицины в мировое научное сообщество, психологический комфорт и материальный достаток медицинского персонала и т.д. Но почему-то ни одного предложения, содержавшегося в предвыборных «тезисах» и касавшихся здоровья нации, члены фракции в Мажилисе не озвучили и в правительство не направили.

Впрочем, в случае с «республиканцами» это, скорее, правило, нежели исключение. Ещё весной, анализируя пункты их партийной программы, можно было сделать неутешительный вывод, что политтехнологи «Республики» основательно перетряхнули видавшие виды методички и ничтоже сумняшеся выдали хорошо забытое старое за что-то новое. То, с чем партия пришла на выборы и чем обещала заниматься в парламенте, было соткано из лоскутков уже не раз ранее звучавших идей и предложений – их в своё время высказывали не только эксперты и представители разных политических сил, но и даже чиновники.

Поэтому не надо было обладать пророческим даром, чтобы понять: вряд ли предвыборная программа «Республики» станет ориентиром в депутатской работе тех, кого она делегировала в Мажилис. Так, собственно говоря, и случилось: члены фракции игнорируют многие обещания, с которыми партия вступала в избирательную кампанию. Исключение составляют, пожалуй, только вопросы борьбы с лудоманией и более эффективного и адекватного распределения государственных субсидий для сельхозпроизводителей.

При этом, что очень странно, некоторые инсайдеры стали вдруг усиленно пророчить уход в новом политическом сезоне лидера фракции Айдарбека Ходжаназарова с депутатской работы на государственную службу. Пиар, конечно, делает свое дело. А на него «республиканцы», похоже, не скупятся: например, после ухода парламента на летние каникулы во многих отечественных СМИ появились однотипные публикации, в которых расписываются «феноменальные успехи», достигнутые ими за первые три месяца работы в нижней палате.

Подобная кадровая рокировка выглядит слишком уж преждевременной, если не сказать откровенно надуманной, поскольку свою эффективность руководимая Ходжаназаровым партия демонстрирует пока только в собственных победных реляциях. Логичнее было бы дождаться того, когда лидер «Республики», прежде чем стать частью системы исполнительной власти, исполнит свои обещания по ее трансформации. Например, он собирался способствовать внедрению процессного подхода, что, как заявлялось, «позволит отказаться от жесткой вертикали власти, повысит ответственность чиновников на местах» и «сделает государство клиентоориентированным». Или же обеспечит «полноценный аудит эффективности государственного сектора».

Но об этом Ходжаназаров и остальные депутаты от «Республики», получив мандаты, даже заикаться перестали. Возможно, надеются на то, что всё само собой рассосётся.