1 сентября Касым-Жомарт Токаев планирует выступить с ежегодным Посланием народу Казахстана, которое станет главным руководством к действию на обозримую перспективу для правительства, парламента, различных госорганов, да и всего общества в целом. По традиции в преддверии этого важного события наше издание обратилось к политологам с вопросом: какие темы будут затронуты в выступлении президента страны и на какие проблемы, по их мнению, необходимо обратить приоритетное внимание?
Андрей Чеботарёв, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»:
«Могут быть представлены ключевые контуры нового Национального плана развития»
- За последний год в Казахстане произошла серия трагических событий, сопряженных в том числе с гибелью людей, – сбои с теплоснабжением в Экибастузе и Риддере, пожары в лесах области Абай, многоэтажном доме в Алматы и шахте «Казахстанская» в Карагандинской области. В связи с этим президент, скорее всего, вновь поставит вопрос об ответственности чиновников. Ведь даже в случаях с частными коммерческими структурами есть доля вины взаимодействующих с ними и попустительствовавших им должностных лиц тех или иных госорганов – например, по вопросам пожарной безопасности, безопасности труда и т.д.
Поэтому в системе госуправления возможно принятие мер по усилению внутри- и межведомственного контроля и дисциплинарной ответственности госслужащих всех уровней. Вместе с тем, многим из них явно недостаёт необходимых знаний и опыта для эффективного реагирования в критических ситуациях. В связи с этим на базе Академии государственного управления при президенте РК следует открыть специальные курсы по антикризисному управлению и риск-менеджменту, чтобы на постоянной основе в рамках повышения квалификации обучать соответствующим знаниям и навыкам госслужащих, занимающих руководящие позиции в центральных и местных органах власти.
С учётом того, какие вопросы поднимались главой государства на разных мероприятиях в первом полугодии, могут быть представлены ключевые контуры нового Национального плана развития, рассчитанного на 2023-2029 годы. Среди них, видимо, найдут своё отражение и меры по уже анонсированному переходу на новую экономическую модель. Не исключено, что всё это затронет квазигосударственный сектор, чья деятельность ограничивает конкуренцию в разных отраслях экономики и приводит к различным инцидентам типа частых протестов нефтяников в Мангистауской области. Определенные дочерние структуры основных холдингов «Самрук-Қазына» и «Байтерек» будут готовить к приватизации. Хотя, на мой взгляд, те из них, которые имеют стратегическое значение («КазМунайГаз», КТЖ, «Казатомпром»), следует передать в юрисдикцию профильных министерств. А сами указанные холдинги после всего этого можно будет упразднить как ненужные и затратные управленческие звенья между правительством и их «дочками».
Что касается важных политических мер, то следует ожидать возвращения к заявленной в марте теме проведения прямых выборов акимов 45 районов и городов областного значения с последующим принятием соответствующего указа. Сами эти выборы могут пройти до конца нынешнего года, и на основе их результатов можно будет начать процесс подготовки к полному введению выборности акимов данной категории. В контексте этого события актуальными остаются вопросы дальнейшего реформирования системы местного самоуправления. С учетом дискуссий по рассматриваемому в Мажилисе законопроекту не исключен пересмотр Концепции развития местного самоуправления в РК до 2025 года. В частности, речь может пойти не о создании в городах районного значения и сельских населенных пунктах новых представительных органов – кенесов, а о распространении на это звено системы маслихатов. Необходимо также определить реально действующую альтернативу территориальным советам местного самоуправления, которые формально существуют в городах республиканского и областного значения.
Возможно также, что в рамках оглашения Послания будет объявлено о создании Комитета по возврату активов при Генеральной прокуратуре РК и намечены определённые направления данной деятельности. Ещё более важным может стать процесс реприватизации либо серьёзного пересмотра условий контрактов с собственниками некоторых крупных предприятий. С учётом текущих событий первым в этом списке рискует оказаться АО «Арселор Миттал Темиртау». В контексте всего этого не исключено также обновление состава советов национальных и иностранных инвесторов при президенте. В любом случае главе государства в интересах реализации новой экономической политики необходима опора из числа не просто лояльных, но ещё и ответственных представителей бизнес-сообщества.
Талгат Исмагамбетов, ведущий научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК:
«Сложно назвать сферу, где правительству сопутствовал бы успех»
- Полагаю, что предстоящее Послание, в отличие от предшествующих, будет повёрнуто к рутине обычных, но крайне важных дел. В рамках политического блока президент, скорее всего, вновь подвергнет критике правительство и потребует от глав министерств и других ведомств активно реагировать на депутатские запросы. Речи об отставке Кабмина пока не идёт, хотя сложно назвать сферу, где бы ему сопутствовал успех.
Кроме того, глава государства, думается, поручит усилить финансовую дисциплину, хотя маловероятно, что в этой сфере так скоро будет наведён порядок. Высшая аудиторская палата регулярно находит нарушения, связанные с нецелевым использованием госсредств.
Что касается контрольных функций Мажилиса, то вряд ли в этот раз стоит ждать каких-то законодательных поправок. За время президентства Токаева нормативные акты министерств приобрели силу закона, и в этом, вероятно, заключается проблема. Вместо расширения функций парламента получилось усиление нормотворческой деятельности исполнительной власти. Впрочем, сомневаюсь, что это будет отражено в Послании
По социальному блоку наверняка будет критика относительно нехватки питьевой воды в многоквартирных домах летом, в частности, в Астане и Алматы. Акцент также будет сделан на подготовке к предстоящему отопительному сезону. Ведь это касается всех и каждого. А минувшая зима показала, что состояние тепло- и энергоснабжения в Северном Казахстане, да и в остальных регионах страны оставляет желать лучшего.
По экономическому блоку, наверное, снова будет поднят вопрос возврата капиталов в страну из-за рубежа. Будет сказано о подготовке нормативно-правовой базы для этого, но без упоминания альтернативных предложений.
По внешнеполитическому блоку не предвидится ничего нового. Как и прежде, Казахстан вынужден проводить гибкую многовекторную политику. Разве что будут по-новому расставлены акценты во взаимоотношениях с дружественными странами, отмечены перспективные направления.
Ерсултан Жансеитов, эксперт Института мировой экономики и политики:
«Необходима единая водная политика для всей Центральной Азии»
- Ожидается, что значительная часть Послания будет посвящена вопросам социально-экономического развития страны и повышения уровня жизни граждан. И хотя среди них много актуальных, одной из наиболее острых и требующих неотложного решения проблем является, на мой взгляд, дефицит воды. Сегодня его ощущают на себе все жители страны вне зависимости от региона. Это и постепенное обмеление Каспия, и нехватка поливной воды на юге страны, и регулярные перебои с водоснабжением Астаны, других мегаполисов.
К сожалению, поводов для оптимизма пока мало. По имеющимся прогнозам, дефицит воды с каждым годом в нашей стране будет только нарастать. По расчетам Всемирного банка, объём водных ресурсов в Казахстане к 2030 году (всего через семь лет) снизится с 90 до 76 км³ в год.
Между тем, причин для усиления водного кризиса много. Во-первых, это глобальное изменение климата. Во-вторых, уменьшение трансграничного стока (44 процента объёма воды в реках Казахстана формируются за его пределами). В-третьих, неэффективное сельское хозяйство (на него приходится 63 процента потребления воды, при этом из-за изношенности инфраструктуры потери при её доставке на орошение составляют 50 процентов). В-четвертых, расточительное потребление водных ресурсов населением (нет культуры бережного отношения к ним, питьевая вода используется на автомойках, в канализации и т.д.). И, в-пятых, отсутствие системного подхода к проблеме со стороны государства (хронический кадровый голод, отсутствие долгосрочной общенациональной водной политики, неразбериха с базами данных).
Совершенно очевидно, что вопрос дефицита воды, а именно текущая стремительная деградация водных ресурсов уже сегодня представляет собой критическую угрозу для национальной безопасности страны, не говоря уже о судьбе будущих поколений казахстанцев, которым предстоит здесь жить. В этой связи, на мой взгляд, необходимо создание отдельного Министерства водных ресурсов. Перед ним должны стоять следующие задачи: разработка и реализация долгосрочной (как минимум, до 2050 года.) национальной водной стратегии; внедрение единой цифровой системы управления водными ресурсами (для мониторинга использования воды); внедрение государственно-частного партнерства (ГЧП) в области управления водными ресурсами и распределения воды между потребителями; подготовка компетентных кадров. К слову, в соседнем Узбекистане, тоже сталкивающемся с дефицитом воды, несколько лет назад было воссоздано отдельное Министерство водного хозяйства, которое ориентировано на достижение вышеперечисленных целей.
Что касается модернизации сельского хозяйства, то главное сейчас – это отказ от неэффективных, с точки зрения расходов воды, сельскохозяйственных культур; обновление устаревшей водной транспортной инфраструктуры; субсидирование внедрения водосберегающих технологий (таких, как капельное орошение); административная ответственность за расточительное использование воды. Пора повсеместно формировать бережное отношение к воде, ввести штрафы за использование питьевой воды для мытья автомашин, дифференцировать тарифы на водопотребление с учетом международного опыта – для промышленности, сельского хозяйства, ЖКХ.
Кроме того, необходима единая водная политика для всей Центральной Азии как единой взаимосвязанной экосистемы. Ведь эти проблемы остро стоят не только в Казахстане, они есть и в Узбекистане, Туркменистане, Кыргызстане. Очевидно, что их использование как инструмента политического давления одних государств ЦА на другие является «игрой с нулевой суммой». Это неизбежно приведет к тому, что в итоге потери понесут все, и одновременно создаст почву для того, чтобы более сильные соседи стали проводить политику «разделяй и властвуй».
На мой взгляд, вопрос водной безопасности может лечь в основу центральноазиатской интеграции как вызов, для ответа на который необходимы общие усилия всех стран региона. На передний план также выходят вопросы рационального потребления и международного сотрудничества в сфере защиты трансграничных водных ресурсов.