Прозвучавшее 1 сентября Послание главы государства народу Казахстана многие эксперты сразу же оценили как «революционное», поскольку в нём сделан ряд неожиданных, смелых и многообещающих заявлений. А своеобразной «вишенкой на торте» стали предложения провести уже этой осенью досрочные выборы президента и ограничить его полномочия лишь одним семилетним сроком, что породило массу вопросов. К чему такая спешка? Что кроется за инициативой так называемого септимата? Мы попросили наших постоянных экспертов прочитать «между строк» самую пикантную часть выступления Касым-Жомарта Токаева и заодно попытаться дать прогноз: кто может составить ему достойную конкуренцию в ходе предстоящей избирательной кампании?

Толганай Умбеталиева, кандидат политических наук, директор Центральноазиатского фонда развития демократии:

«Токаев и его команда пытаются сыграть на опережение»

- Видимо, есть серьёзные риски для сохранения позиций Касым-Жомарта Токаева на следующих выборах, если они пройдут в срок. Во-первых, вопросы, связанные с притязаниями представителей семьи бывшего президента на высший в стране пост, ещё не решены, точка не поставлена. Во-вторых, не стоит исключать вероятности аппаратных игр внутри властной системы. В высших эшелонах власти еще много тех, кто сохраняет лояльность Нурсултану Назарбаеву, хотя открыто это и не выражает. При таких обстоятельствах перспективы действующего президента, если, повторюсь, выборы состоятся в положенный срок, выглядят туманно. А фактор времени может сыграть тут важную роль.

Полагаю, Токаев и его команда пытаются действовать на опережение. А для того, чтобы снизить уровень критики в свой адрес, они, объявляя досрочные выборы, предложили ограничить пребывание президента на этом посту одним сроком. Хотя не думаю, что их сейчас сильно беспокоят недовольство или снижение доверия со стороны граждан – это, конечно, серьезные факторы, но не главные. Есть отработанные механизмы, которые дадут нужный результат, поэтому политическое руководство может без опаски проводить любые очередные или досрочные выборы. Нынешний случай не исключение. Смысл один - сохранить власть, используя легитимные формы, пока ключевые фигуры из семьи первого президента находятся под арестом или под контролем.

Что касается «достойных конкурентов», то в стране, конечно, есть публичные персоны, позиционирующие себя как противников политики Токаева и яро выступающие за интересы тех или иных групп общества. И если они выдвинут свои кандидатуры на предстоящих выборах, то получат большой опыт политической борьбы. Проблема в том, что в большинстве своём они не являются политиками. Чтобы стать таковыми, нужно иметь набор определённых профессиональных качеств, а не просто критиковать режим и высказывать мнение, импонирующее обществу, исходя из анализа дискуссий в социальных сетях.

Очевидно, что Казахстану нужны новые политики, и зачастую именно президентские выборы становятся той лакмусовой бумажкой, которая проверяет общественных лидеров на наличие соответствующих качеств. Поэтому сейчас очень важно обратить внимание на предвыборные программы кандидатов, их видение будущего развития страны, на то, как они будут формировать команды и формулировать свое отношение к соперникам, предложат ли вариант здоровой конкуренции или сконцентрируются на критике слабых мест политики Токаева. И особенно важно то, как они будут выстраивать взаимодействие с действующей властью, поскольку сегодня для них это очень уязвимая зона. Собственно, на этом власть и играет, причём всегда успешно. Такой «экзамен» пока не прошёл ни один известный человек, позиционировавший себя как представителя народа.

Поэтому я не буду называть фамилии тех, кто способен составить конкуренцию Токаеву. Общество у нас мудрое и само быстро разберётся, кому можно доверять, а кому нет, кто занят лишь самопиаром, а кто играет по правилам правящей группы, и т.д. Опыт распознавания серьёзных и перспективных политиков нам необходим. В то время как лидеры будут нарабатывать политический опыт, общество будет накапливать в себе политические знания и политическую зрелость.

И в заключение вернусь к решению ограничить срок пребывания на посту президента лишь одним семилетним сроком – решению, за которым, как я уже сказала, стоит желание смягчить критику в адрес действующего президента в связи с его инициативой о досрочных выборах. Думаю, раз он пошёл на этот шаг, то, скорее всего, действительно планирует уйти после 2029 года. Но в казахстанских условиях правила политической игры – вещь абсолютно неустойчивая, и неизвестно, что будет через семь лет. Отказаться добровольно от власти в нашей стране политикам очень сложно. Даже министры редко сами уходят в отставку, включая и тех, кто откровенно провалил свою работу. Сразу вспоминается выступление Н.Назарбаева в начале 1990-х годов, когда он уверял, что не собирается долго находиться во власти и чуть ли не в любой момент готов покинуть пост... Поэтому нет никаких гарантий, что через семь лет Токаев не передумает.

 Максим Крамаренко, руководитель Информационно-аналитического центра «Институт евразийской политики»:

«Главное – получить поддержку народа на проведение реформ»

- Объявив о внеочередных президентских выборах, которые должны будут пройти уже в ноябре текущего года, Касым-Жомарт Токаев, думается, удивил многих. Хотя, как отмечают некоторые эксперты, проведение досрочных выборов стало для современного Казахстана уже политической традицией, заложенной еще первым президентом. Но, если рассматривать данное решение в имиджевой плоскости, то действующий глава государства как раз планирует сейчас провести некую границу между эпохой Назарбаева и своим уже неподконтрольным президентством.

Судя по всему, предполагалось, что, заняв кресло президента по решению Елбасы, Токаев будет руководить страной под его контролем. Поэтому сейчас ему необходимо, проведя досрочные выборы, показать народу Казахстана, что он прерывает политическую преемственность с эпохой Назарбаева и начинает действительно строить «Новый Казахстан» с новыми правилами игры, с новой моделью управления государством, дающей больше возможностей для участия в ней простым людям.

Конечно же, в этом решении также можно увидеть желание Касым-Жомарта Токаева предотвратить реванш тех сил, которые планировали осуществить захват власти в период «трагического января». Но всё-таки главное – это получить от народа мандат (поддержку) на проведение начатых реформ. Ряд экспертов считает, что досрочные выборы президента – это импровизация Токаева, который, по их мнению, только тактически реагирует на какие-то политические угрозы. Хотя, как мне кажется, он давно уже реализует свою стратегию, начиная с объявления концепции «слышащего государства» и её практического воплощения, в том числе и через проведённую конституционную реформу.

Объявленные в последних посланиях социально-экономические преобразования, в которых заинтересовано большинство граждан Казахстана, только повысили уровень доверия к действующему главе государства. Кто в таких условиях будет готов бросить ему вызов на предстоящих выборах?! Скорее всего, другие кандидаты, среди которых, вероятно, будут лидеры политических партий, решат использовать избирательную кампанию как возможность ещё раз заявить о себе, но реально бороться за президентское кресло не станут.

Здесь стоит обратить внимание ещё на два тезиса, раскрывающие контуры новой политической системы, которую планирует построить Токаев. Первый – желание ограничить возможность избираться на пост президента только одним семилетним сроком. И второй – в политической модернизации Казахстана центральное место будет отведено развитию парламентаризма. Опираясь на эти два тезиса, можно предположить, что в республике будет усиливаться роль парламента, который в итоге может стать высшим органом власти с ограничением сфер деятельности президента. Поэтому уже сейчас имеет смысл разворачивать политическую борьбу за депутатские места в мажилисе будущего созыва.

Формирование такой модели во многом будет соответствовать политическим традициям казахского народа – степной демократии. Видимо, с этим связана реставрация такой формы политической коммуникации между политическим классом и народом, как Национальный курултай, создание которого отдельные эксперты расценили как архаизацию политической системы. Хотя в этом, напротив, и заключена суть модернизации – выстраивание обратной связи с обществом для получения более объективной реакции на реализуемую в стране политику. Наверное, основным результатом предстоящих преобразований станет отказ от концентрации власти в одних руках и распределение её между политически активными группами.

Лидия Пархомчик, эксперт Института мировой экономики и политики:

«Он пошёл на этот шаг, чтобы сохранить внутриполитическую стабильность»

- Для понимания значения предстоящей избирательной кампании важно выделить ряд моментов. Во-первых, обнародование решения о проведении внеочередных выборов напрямую связано со стремлением действующего руководства страны осуществлять политические преобразования в режиме транспарентности. В совокупности с выдвинутым предложением провести выборы в мажилис и маслихаты в первой половине 2023 года это формирует четкую картину сроков и последовательности нового электорального цикла.

Во-вторых, проведение выборов должно устранить спекуляции относительно легитимности полномочий руководства РК. Январские события показали, что взрыв социального протеста сопровождался недовольством представителей правящей элиты, часть которой попыталась воспользоваться ситуаций в собственных целях. И хотя внутриполитическую ситуацию удалось стабилизировать, сегодня важно свести к минимуму риски нового обострения. Проведение выборов лишит оппозиционно настроенные силы возможности двояко интерпретировать их результаты.

Очевидно, что фаворитом предстоящего голосования является действующий глава государства. Как показали итоги недавнего республиканского референдума, он может рассчитывать на высокий кредит доверия со стороны населения. Ряд политических партий, а именно «AMANAT» и НПК, уже заявили о поддержке Касым-Жомарта Токаева. Другим политическим объединениям в скором времени тоже предстоит определить свою позицию относительно кандидатуры на пост главы государства.

Не исключен вариант участия в избирательной гонке и бывшего соперника действующего президента на выборах 2019 года Амиржана Косанова. Политик уже заявил, что готов поддержать кандидата, который выступит в качестве оппонента власти, а в случае необходимости будет сам повторно баллотироваться на высший в стране пост.

Понятно, что даже при высоком уровне народной поддержки существуют риски исхода голосования не в пользу фаворита. Однако Касым-Жомарт Токаев сознательно идёт на этот шаг, так как сохранение внутриполитической стабильности является ключевым национальным приоритетом.

В свою очередь, инициатива установления одного президентского срока продолжительностью в семь лет тоже укладывается в логику сохранения устойчивости внутриполитического поля. По заявлению главы государства, данное предложение будет выдвинуто на рассмотрение парламента после проведения выборов. С учетом высокой турбулентности политических процессов семилетнего срока должно оказаться достаточно, чтобы гарантированно осуществить запланированную программу реформ.

Более важное значение имеет посыл о невозможности последующего переизбрания. Для успешной политической модернизации в Казахстане важно обеспечить децентрализацию и демонополизация власти. Предложенная норма должна гарантировать сменяемость политического руководства.

С начала текущего года страна вступила в крайне сложный, а во многих отношениях и вовсе переломный этап своего развития. Внутриполитическая обстановка в Казахстане требует ускорения курса на реформирование. Вследствие усиления давления внешнеполитического фактора растёт потребность в антикризисном реагировании. От того, насколько успешно руководство страны сможет сочетать оба вектора, будет зависеть социально-экономическое самочувствие граждан. После проведения выборов у избранного президента появится возможность в полной мере сосредоточиться на решении задач по повышению степени благополучия казахстанцев.

 

Талгат Исмагамбетов, политолог:

«Септимат позволяет увидеть результаты в долгосрочной перспективе»

В Послании народу Казахстана глава государства Касым-Жомарт Токаев предложил провести внеочередные президентские выборы осенью нынешнего года и ввести 7-летний срок президентства (септимат) вместо нынешнего 5-летнего.

Септимат, как известно, был введен во Франции в 1958-м, когда по инициативе Шарля де Голля была учреждена Пятая республика вместо Четвертой с её не прекращавшимися политическими кризисами и неустойчивыми правительствами – за 12 лет сменилось столько же премьер-министров и 22 кабинета. Также необходимо было решить проблему независимости Алжира (в населении которого значительный процент составляли французы), взяв на себя личную ответственность.

Избрание главы государства на 4 или на 5 лет больше всего подходит для стабильно долгих и спокойных периодов в политической жизни страны. Со временем, уже в нынешнем столетии, граждане Франции стали избирать своих президентов на 5-летний срок.

Построение «Нового Казахстана» и становление политической системы Второй республики предполагают обращение к вотуму доверия избирателей. Септимат, по мнению инициаторов, позволяет решить назревшие проблемы социального, экономического, политического характера, опираясь на легитимность власти. Кроме того, появляется возможность не отвлекаться в процессе преобразований на предвыборную борьбу. Замечу, что эффект от ряда реформ не может быть краткосрочным, септимат же позволяет увидеть результаты в долгосрочной перспективе. А озвученная очередность проведения досрочных выборов (сначала президентских, затем парламентских) предложена с учётом особой важности и ответственности президентства.

Следует напомнить, что избрание Касым-Жомарта Токаева на этот пост состоялось летом 2019-го. Между тем, после января нынешнего года политическая реальность существенным образом изменилась. Ситуация переросла мандат 2019-го, избрание же на новый 5-летний период может быть чревато тем, что в силу ряда факторов, большей частью международного характера, через пять лет эффект от преобразований не будет вполне достигнут.

В этом смысле неслучайными выглядят слова президента о необходимости ограничиться одним септиматом – ведь избрание одного человека два раза на 7-летний период несет в себе риск того, что после десяти лет пребывания у власти его глаз «замыливается», он утрачивает способность адекватно оценивать положение дел. В уже упоминавшейся Пятой Французской республике только Франсуа Миттеран избирался дважды на 7-летний срок – в 1981-м и 1988-м. Другие президенты не заслужили повторного мандата от избирателей.