Падение режима Башара Асада 8 декабря 2024 года стало переломным моментом в современной истории Ближнего Востока. После более чем десятилетия гражданской войны, опустошившей страну, это событие открыло новую главу для Сирии. Однако остается открытым вопрос: станет ли этот момент началом восстановления или приведет к новому витку хаоса? Чтобы понять возможные пути развития, важно рассмотреть причины падения режима, текущую ситуацию в стране и перспективы на будущее.

 

Причины падения режима

Режим Башара Асада удерживал власть с начала гражданской войны, однако его устойчивость была подорвана несколькими факторами:

  1. Экономический упадок. Санкции, разрушение инфраструктуры и потеря контроля над ключевыми экономическими районами привели страну к глубокому кризису. Граждане Сирии оказались в условиях крайней бедности, что усилило недовольство властью.
  2. Военные потери. Несмотря на поддержку России и Ирана, армия Асада не смогла удержать позиции. К 2024 году силы оппозиции значительно укрепились, объединившись в широкую коалицию под названием «Аль-Фатх аль-Мубин» (Командование военных операций).
  3. Ослабление союзников. Россия, сосредоточившая усилия на украинском конфликте, и Иран, испытывающий внутренние проблемы, сократили свою поддержку сирийскому режиму. Это оставило Асада в изоляции перед лицом наступления оппозиции.
  4. Социальное недовольство. Длительная война истощила терпение населения. Режим утратил легитимность в глазах большинства сирийцев, включая ранее лояльные группы.

 

Ключевую роль в свержении режима сыграла коалиция повстанцев. В отличие от ранних лет войны, когда оппозиция была раздроблена, в последние годы ей удалось объединить усилия. Лидеры коалиции заявили о намерении сформировать переходное правительство, однако разнородность сил вызывает опасения. Среди участников есть как умеренные демократические движения, так и радикальные исламисты, чьи взгляды на будущее Сирии кардинально различаются.

Подразделения группировки «Хайят Тахрир аш-Шам»* (ХТШ) является главной силой в составе «Аль-Фатх аль-Мубин». Они без серьёзного сопротивления со стороны правительственных войск и служб безопасности САР берут под контроль Алеппо - второй по величине город страны, город Хам и столицу Дамаск.  Среди лидеров оппозиции выделяются фигуры, такие как Абу Мохаммад аль-Джолани, который ранее возглавлял радикальную группировку "Джабхат ан-Нусра". Это вызывает тревогу у международного сообщества, опасающегося усиления экстремизма. Существует риск, что борьба за власть внутри коалиции перерастет в новый вооруженный конфликт. Хотя сегодня он высказывается за децентрализацию, плюрализм и открытость.

Стоит отметить, что премьер-министр Мухаммад Гази аль-Джалали, представляющий уходящее правительство, начал переговоры с повстанцами о мирной передаче власти. В своем выступлении, он заявил, что кабинет министров продолжает исполнять свои обязанности и после перехода власти к Дамаске к вооруженной оппозиции. Несомненно, это может помочь избежать насилия и хаоса.

Международная реакция

Падение Асада вызвало неоднозначную реакцию на международной арене. Западные страны приветствовали это событие как шанс для демократических преобразований. Турция и Саудовская Аравия видят в смене власти возможность укрепить свои позиции в регионе. В то же время Россия и Иран, традиционные союзники режима, оказались в сложной ситуации, так как их влияние в Сирии резко ослабло.

Ключевым вопросом остается участие международного сообщества в стабилизации Сирии. ООН, Европейский союз и арабские государства заявляют о готовности предоставить гуманитарную помощь и содействие в восстановлении страны. Однако этот процесс требует значительных ресурсов и долгосрочной стратегии.

Так, Генсек ООН отметил, что после 14 лет жестокой войны и падения диктаторского режима сегодня народ Сирии получает историческую возможность построить стабильное и мирное будущее. Он также подчеркнул, что необходимо проделать большую работу, чтобы обеспечить упорядоченный политический переход к обновленным институтам и вновь призвал стороны к спокойствию и отказу от насилия, а также защите прав всех сирийцев без какой-либо дискриминации.

Сценарии развития событий

Будущее Сирии зависит от множества факторов. Стоит отметить, что есть  три возможных сценария развития событий:

  1. Оптимистичный сценарий. При успешной работе переходного правительства и координации международной помощи Сирия сможет начать процесс восстановления. Это предполагает проведение демократических выборов, сохранение единства государства и возвращение беженцев.
  2. Сценарий фрагментации. Если новая власть не справится с задачей консолидации, страна может разделиться на зоны влияния различных группировок. Это создаст предпосылки для повторения ливийского сценария.
  3. Возвращение к авторитаризму. Возможен приход к власти новой диктатуры под видом переходного правительства, что остановит процесс демократизации.

 

Одной из главных проблем остается гуманитарный кризис. Более половины населения Сирии были вынуждены покинуть свои дома. Миллионы беженцев находятся в соседних странах, таких как Турция, Ливан и Иордания, где условия их жизни остаются тяжелыми. Международные организации, включая ООН и Красный Крест, активно работают над предоставлением помощи, однако ресурсов явно недостаточно.

Смена власти в Сирии влияет на весь Ближний Восток. Иран теряет важный плацдарм для проецирования своего влияния, в то время как Турция усиливает свои позиции, надеясь сыграть ключевую роль в формировании нового сирийского правительства. Стоит подчеркнуть, что приоритетом Турции является  предотвращение создания курдского государства. Израиль, в свою очередь, настороженно относится к возможному укреплению радикальных исламистов на своих границах. Так, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил, что израильские военные временно взяли под контроль демилитаризованную буферную зону на Голанских высотах, заявив, что соглашение 1974 года о разъединении с Сирией «рухнуло» с захватом страны повстанцами. Также военно-воздушные силы Израиля начали серию атак по стратегическим объектам в Сирии, опасаясь, что они могут быть использованы новыми властями или повстанческими группировками

Сирия вступила в новую эру, где будущее страны зависит от множества факторов: от внутренних усилий по стабилизации до участия международного сообщества. Путь к миру будет долгим и тернистым, и успех возможен только при условии компромисса между всеми сторонами конфликта. Мирные реформы, восстановление инфраструктуры и возвращение беженцев - это ключевые задачи, которые предстоит решить. Однако история региона показывает, что путь к стабильности требует не только времени, но и значительных политических усилий.