Поводом для сегодняшнего экспертного опроса стало интервью казахстанского социолога Гульмиры Илеуовой изданию Turan Press «Шаги в прошлое». В нем она высказала любопытную мысль: «Модернизационный потенциал молодежи, нового поколения, как минимум, был преувеличен, и у меня складывается ощущение, что упование на нее, на то, что она двинет нас на новые культурные рубежи, было заблуждением». Действительно, стоит ли рассчитывать на сегодняшних молодых с их уровнем образования и шкалой ценностей? На что они реально способны и готовы ли отказаться от старых предрассудков и от всего того, что сдерживает развитие в стране демократии, предпринимательства, создание полноценного гражданского общества?

Нурлан Аселкан, главный редактор журнала «Космические исследования и технологии»:

«Деградация молодых в сложившейся ситуации была неизбежной»

- Трудно не согласится с результатами профессионального анализа и выводами госпожи Илеуовой. Видно, что специалисты, привыкшие к взвешенным, аккуратным оценкам, еле сдерживаются от жестких, нелицеприятных заключений. А значит, наши проблемы уже перешли через некую черту...

Разочароваться в молодежи - значит, разочароваться во всем. Сложно представить более горестный для общества результат, нежели признание того факта, что новое поколение явно хуже предыдущего и что рассчитывать на него уже не приходится... Хотя здесь нет вины самой молодежи – это лишь отражение той печальной действительности, которая построена нашими руками.

Попробую образно обрисовать свое восприятие ситуации. Наша страна, Казахстан, представляется мне неким кораблем, который когда-то был в составе крупной флотилии, осуществлявшей, скажем, добычу морских полезных ископаемых или рыболовство. У нас было судно-база, мы работали в тесной координации с экипажами других судов, знали, куда плывем и зачем. А когда эта флотилия развалилась, мы ушли в дрейф. За время дрейфа произошло много страшных событий: у нас отказал двигатель, мы не смогли его починить и по воле волн оказались на мели. Через некоторое время мы безвозвратно растеряли тот критический важный объем знаний и умений, который необходим для самостоятельного движения и управления кораблем.

Дальнейшие события напоминают мрачные сюжеты из фильмов и романов-антиутопий о морских судах, которые потерпели бедствие. В борьбе за выживание и в отсутствие грамотного экипажа люди стали действовать по принципу «каждый сам за себя». Пассажиры привилегированных верхних этажей, оказавшись ближе к свету, теплу и ресурсам, продолжили пользоваться всеми этими благами. Те, кто понял, что дело – труба, буквально вплавь на подсобных средствах устремились к каким-то соседним островкам и проходящим кораблям в поисках спасения. А все другие остались задыхаться в трюмах и надеяться на лучшее.

Возвращаясь к нашей реальной жизни, скажу: понятно, что тех, кто «уплыл», невозможно было удержать в условиях апатии и бездействия. А это ни много ни мало треть населения, причем самого продвинутого и модернистского. Параллельно мы потеряли материальное производство, далее – инженерный корпус, а сейчас теряем науку и систему образования. Полагаю, это две основные причины того, почему наш корабль (страна под названием Казахстан) сейчас вызывает у специалистов большей частью апокалиптические оценки.

Деградация молодых в такой ситуации была неизбежной. Ведь они не знали другой жизни, кроме существования в темной и душной атмосфере трюма, где люди в лучшем случае пытаются любой ценой вырваться наверх, либо облегчить свою участь с помощью каких-то обрядов и молитв. И модный ныне термин «архаизация», как мне кажется, недостаточно достоверно передает то, к чему мы пришли, - он слишком научен для нашей примитивной ситуации. К тому же дело отнюдь не в архаизации, вокруг которой сегодня много дискуссий, а в том, что общество просто-напросто перестало двигаться вперед, созидать.

Можно ли спасти наш корабль? Для этого потребуются сверхусилия. Возможно, что-то изменится в том случае, если мы начнем вырывать доски с верхних этажей, сооружать из них весла, вычислять курс с поправками, а потом грести, грести, - пока наше судно не подхватит течением и не унесет обратно в море, где уже можно будет развернуть паруса и двинуться в нужном направлении. Но это очень сложный и долгий путь. Без настойчивого желания учиться, без движущей силы в лице настоящих профессионалов и лидеров нам будет тяжело тронуться с места и поплыть вперед. Большой проблемой является даже само осознание необходимости этих сверхусилий.

Скорее всего, такой сценарий маловероятен, и нас ждет очень непростое будущее, поскольку наше судно уже одряхлело, а ресурсы заканчиваются или не будут востребованы. По большому счету, мы просуществуем до тех пор, пока сможем продавать проходящим мимо кораблям (на их условиях) свои запасы. А некоторые из нас уже присмотрели себе теплые места на них...

Казбек Бейсебаев, политолог, блогер, бывший дипломат:

«Нужно направить потенциал молодежи в созидательное русло»

- Нынешнему старшему поколению повезло встать на ноги во времена, когда хорошо были развиты и эффективно работали социальные лифты. Если ты неплохо учился в школе, то у тебя были все шансы поступить в институт, а затем устроиться на приличную работу, получить квартиру, строить карьеру. Благодаря качественному среднему образованию даже дети чабанов могли стать инженерами и врачами… Если же твоя успеваемость была слабой, то ты шел в ПТУ, осваивал рабочую специальность и благодаря ей зарабатывал на жизнь, причем порой даже больше, чем выпускники вузов. Иначе говоря, была определенность, была уверенность в завтрашнем дне, и это во многом заслуга предыдущего поколения.

Но времена изменились, и детям чабанов, скажем прямо, стало практически невозможно пробиться в инженеры и врачи. Мало того что за последние десятилетия в стране серьезно упало качество образования (в том числе в результате многочисленных экспериментов над ним), так еще мы столкнулись с повальной безработицей. Как следствие, в приоритете у нашей молодежи оказались не образование и компетентность как таковые, а более-менее удачное трудоустройство, какими бы путями оно бы ни было достигнуто. Отсюда и соответствующие жизненные ценности...

Плюс на них наложились ложные «ценности» старшего поколения. Наивно полагать, что если родители подвержены непотизму, трайбализму, коррупции, то их дети не заразятся этими социальными болезнями. Молодые давно для себя уяснили, что многие вопросы можно решить либо за деньги, либо через связи – к примеру, победить на школьной олимпиаде, поступить в вуз, устроиться на хорошую работу, откупиться в суде и так далее. При таком раскладе рассчитывать на то, что новое поколение будет лучше предыдущего и поведет страну к светлому будущему, естественно, не приходится.

Разумеется, есть исключения, но эти молодые люди либо уезжают реализовывать себя за границей, если у них есть такая возможность, либо находят себя в религии. Здесь тоже есть свои минусы, но это уже тема для другой статьи. Сейчас же мы пытаемся разобраться в потенциале основной массы молодежи, который недостаточно раскрыт по вине как раз таки старшего поколения. Помните слова из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»? Именно на взрослых лежит ответственность за воспитание детей.

Однако не стоит посыпать голову пеплом и опускать руки. Не все еще потеряно. Наша молодежь динамична, она как глина, из которой мы можем лепить все, что захотим. Уверен, она обладает огромным потенциалом, и, если приложить усилия, его можно развить и направить в созидательное русло. Но начать мы должны с себя - искоренить свои пороки, поставить заслон непотизму и трайбализму, остановить коррупцию, стать сильным гражданским обществом и выстроить систему, основанную на реальных демократичных принципах. Вот тогда молодежь подхватит эстафету и поведет страну к новым рубежам.

Если же мы этого не сделаем, то не стоит и надеяться, что за нас это сделают молодые.

Ерлан Акчалов, доцент кафедры «Режиссура экранных искусств» КазНАИ им. Т. Жургенова:

«Мы должны предложить другую шкалу ценностей для современной молодежи»

- Современной молодежи трудно ориентироваться в постоянно изменяющемся мире. Слишком много источников информации. Поэтому появилось то, что называют клиповым мышлением. Мир воспринимается клипово, непрерывным потоком, разделяется внутри себя на маленькие фрагменты, похожие на файлы. Не всем удается расшифровать эти файлы: их слишком много, они похожи на правду – разную, порой противоречивую, но правду.

Современная молодежь не хочет постигать логическую глубину явлений. Да ей этого, по большому счету, и не надо. Такой способ познания мира для нее комфортен. Молодые  интуитивно выбирают для себя тот элемент сути явления, который они легко адаптируют под свои умозаключения. И обычно их выбор правилен. Неглубок, но правилен. По принципу «здесь и сейчас». Далеко вперед они не заглядывают. Им комфортно в данный момент, и это их устраивает. А завтрашние проблемы будем решать завтра. Поэтому из нынешних молодых могут получиться хорошие кризис-менеджеры. Они быстро решат проблему сейчас. А как эта проблема трансформируется через пять-десять лет, им неинтересно.

Потому они, с точки зрения старшего поколения, менее образованны. Они просто не понимают, как пригодятся (и пригодятся ли вообще) им знания по философии, литературе, культурологи… - список можно продолжать. Ведь эти знания не несут практической пользы уже сегодня. Менеджмент? Да. Управление персоналом? Да. Построение бизнес-проектов? Да. Потому что это реально, это можно потрогать руками, это уже сегодня принесет пользу лично ему. Примерно так рассуждает современный молодой человек. Зачем читать книгу, когда есть кино или, как вариант, аудиокнига?! Он выбирает то, что ему удобно, то, что ему понятно. Потому и предлагать ему надо только то, что он примет. Яркое, удобное, понятное, комфортное. Сколково? Понятно. Силиконовая долина? Понятно. Социальные сети? Понятно. «Тик-Ток»? Круто. Система пятилеток прошла.

Мы должны предложить современной молодежи другую шкалу ценностей. Она не хуже, чем та, что была раньше,  – она просто другая. И наши ожидания от свершений нового поколения должны быть новыми. Мы должны наполнить понятие «патриотизм» другим содержанием. Понятие «самоидентификации нации» подавать по-другому. И бояться этого не надо. Бояться надо того, что мы можем не понять поколение next. Нет, не так. Бояться надо того, что мы не хотим их понять. А сегодня мы подгоняем их под свои определенные рамки. Они смотрят не то кино, они слушают другую музыку, они читают другую литературу… У них своя культура познания этого мира. Рациональное и чувственное поменялись местами. И современные философы сегодня лишь разводят руками.

Давайте вспомним историю. Первая клинописная дощечка, расшифрованная учеными, говорила о том, что молодое поколение пошло уже не то, что мы его не понимаем. Так писал один шумерец другому несколько тысяч лет назад.

Нынешние молодые готовы подхватить эстафету. Они несколько инфантильны, но прагматичны. Да, я согласен, у них иная шкала ценностей. Но эту шкалу рисовали им мы, найдя в ней место коррупции, кумовству, рвачеству… Поменялись ценностные ориентиры: владелец захудалого магазинчика сегодня стоит на социальной лестнице гораздо выше, чем преподаватель вуза. Да и система высшего образования поменяла свою сущность – теперь мы не столько даем знания, сколько оказываем образовательные услуги. Она превратилась в филиал службы быта. Соответственно и отношение у молодежи к образованию такое же – я плачУ, танцуйте меня.

Однако ситуация меняется. Все чаще молодые говорят о необходимости новых отношений в обществе. Коррупция их категорически не устраивает. Они не так легковесны, как кажутся на первый взгляд. Они умеют развлекаться, но они могут и собраться. Они готовы предложить и создать свою систему развития государства. Свою систему ценностей. Свою культуру. Им трудно это сформулировать, но своими делами они уже демонстрируют свою готовность. Выставки молодых художников, фильмы молодых режиссеров, победы молодых математиков, физиков на международных олимпиадах. Новые глобальные проекты молодых казахстанцев. Это еще не система, но движение к ее созданию.

Павел Шумкин, ветеран профсоюзного движения:

«Молодежь из последних сил тянет груз нашей абсурдной экономики»

- А мне нравится современная молодежь - именно ее морально-психологическое состояние. Речь сейчас не идет о банальной вежливости или правилах поведения в общественном транспорте. По себе знаю – она и место в автобусе уступит, и помощь непременно окажет, стоит только попросить. Я сейчас говорю о том, что сложно представить парня с айфоном в руках, проявляющего агрессию к окружающим. Да, бывает, молодые выпьют, схлестнутся, но это даже близко не сравнится с тем, что творили мы в своем время, какими были жестокими, даже несмотря на советское воспитание. И меня очень радует, что сегодня того уровня враждебности, озлобленности у нашей молодежи практически нет – ни в городе, ни в селе.

По сравнению с нашим поколением она более мягкая, искренняя, душевная, уравновешенная, сообразительная, по-своему (а не по-нашему) образованная. Она не бросает своих родителей и, несмотря на беззаконие и полное отсутствие любых «социальных лифтов», тянет из последних сил груз нашей абсурдной экономики, завязанной на феодальную политику.

Но я не берусь судить о том, способна ли наша молодежь обеспечить стране достойное будущее. Во-первых, нам самим не удалось это сделать. А, во-вторых, мир сильно изменился – сейчас он полностью зависит от новых технологий, в которых наше поколение мало что смыслит (я не могу даже смартфон освоить, который сын подарил три года назад). Зато молодые во всех этих новациях чувствуют себя как рыба в воде, и вполне вероятно, что завтра они совершат технологическую революцию и резко вырвутся вперед.

Сейчас, к примеру, возникло много шумихи вокруг дистанционного образования. Но лично я отношусь к нему спокойно, поскольку вижу, что это тот формат, в котором молодые люди чувствуют себя комфортно – это их привычная среда (гаджеты, соцсети, онлайн-общение). Конечно, родителям сложно это принять, как, собственно, и то, что многие преподаватели серьезно отстают в знаниях и развитии от своих учеников. Очевидно, что для наших детей полноценным учителем давно стал Интернет – там они находят нужную информацию, фильтруют ее, обучаются всему, чему хотят. Им давно уже неинтересны школьные предметы типа ботаники - возможно, они им даже и не пригодятся в будущем, никто ведь не знает, как еще может измениться мир…

Считаю, что главная задача взрослого поколения – не мешать молодежи искать свой путь, а пытаться создать благоприятные условия для того, чтобы она могла развиваться и работать. Причем работать много - как те же норвежцы, немцы, китайцы, которые не отлынивали от своих обязанностей, не ждали, что кто-то их «изменит», а просто ответственно трудились и благодаря этому добились огромных успехов в развитии.

А потенциал у нашей молодежи, уверен, огромный, космический. Это они тысячу раз доказывали на всевозможных международных конкурсах по образованию, науке и культуре. Но этот их потенциал топорно, «не по-хозяйски» использует наше государство…

Молиться надо на наших молодых, которые еще не уехали от нас таких и которые тянут эту унылую лямку за тех, кто на нее рассчитывает, оставив им в наследство свою жадность, глупость и беспочвенные амбиции.