В борьбе с преступностью, с различными криминальными проявлениями особая роль отводится участковым инспекторам полиции. Ведь именно они чаще других работников правоохранительных структур контактируют или, во всяком случае, должны контактировать с населением, именно они призваны обеспечивать подержание спокойствия и безопасности жителей городских микрорайонов и сельских территорий.

…В 1980-е годы автор этих строк жил в одном из областных центров, в районе, застроенном пятиэтажными «хрущевками», и хорошо помнит отвечавшего за него участкового инспектора – старшего лейтенанта по имени Орынбасар, выпускника Карагандинской высшей школы милиции. Он знал в лицо всех жителей, для него не было секретом, кто злоупотребляет спиртным, в каких семьях часто возникают конфликты, кто из молодежи склонен к хулиганским поступкам и другим правонарушениям, а кто мешает спать соседям. К ним и их близким Орынбасар регулярно наведывался, дабы узнать, что и как, при необходимости проводил профилактические беседы, убеждал, внушал.

Каждый вечер он ходил между домами, подсаживался к бабушкам, сидевшим на скамейках, и в такой неформальной обстановке узнавал все последние новости. Даже просто слухи о том, что кто-то совершил дурной поступок, он фиксировал, а потом проверял их. Это позволяло ему вовремя принимать соответствующие меры, предупреждать более серьезные правонарушения. Впоследствии Орынбасар, будучи толковым и ответственным полицейским, дорос до должности заместителя начальника областного управления внутренних дел.

Много ли у нас сегодня таких сотрудников? Трудно сказать. Но часто можно услышать жалобы людей на то, что они редко видят своего участкового, не всегда могут, так сказать, «достучаться» до него. В то же время нельзя не сказать о том, что это очень сложная работа (на участковых возложена масса больших и мелких обязанностей), по сути, с ненормированным рабочим днем, при этом нервная и опасная, к тому же не относящаяся к высокооплачиваемым. А потому желающих заниматься ею не так много.

Согласно данным Министерства внутренних дел РК, сегодня в целом по стране насчитывается около 6,5 тысячи таких сотрудников. А нужно еще более трех тысяч. То есть в наличии лишь две трети от требуемого количества. Поэтому многим участковым приходится обслуживать большее число населения, чем положено по установленным нормативам, которые составляют 2300 человек в городах и 1800 в сельской местности.

Безусловно, чрезмерная нагрузка тоже сказывается на качестве их работы. Особенно остро эта проблема стоит в больших городах. Их население быстро растет за счет внутренних мигрантов, переселяющихся из аулов, райцентров, появляется все больше новых жилых комплексов (темпы жилищного строительства в нашей стране каждый год бьют новые рекорды), а где взять столько дополнительных участковых?

В своем прошлогоднем Послании народу Казахстана глава государства Касым-Жомарт Токаев отдельно остановился на деятельности этой службы, отметив: «Следует законодательно повысить статус участкового инспектора, предоставить ему все возможности для продуктивной работы. Он должен быть узнаваемым, доступным, авторитетным для граждан, активно защищать их права». Менее чем через два месяца президент страны, выступая уже на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел РК, развил эту тему: «Участковый инспектор – ключевая фигура в профилактике преступности на конкретной территории, призванная решать проблемы местного населения, прямо или косвенно пресекать преступность, повышать качество жизни наших граждан. Нужно вести с людьми открытый диалог – знать, чего они ждут от местной полиции, и всегда оказываться рядом, когда нужна помощь. По-другому добиться доверия казахстанцев у нас не получится».

В соответствии с установками главы государства были разработаны и летом нынешнего 2021 года внесены несколько важных изменений в законодательство, регулирующее деятельность этой службы. В частности, участковые инспекторы получили право в случае выявления на вверенных им территориях причин и условий, которые могут способствовать совершению правонарушений, самостоятельно вносить представления о необходимости принятия мер по их устранению. То есть теперь им не нужно тратить рабочее время на поездки в отделения полиции, чтобы заручиться там визой начальства под этими предписаниями. А значит, они смогут больше времени проводить на своих участках для выполнения непосредственных обязанностей, не отвлекаясь на бюрократические процедуры. Кроме того, их наделили правом самостоятельно накладывать административные санкции за нарушение правил продажи и употребления табачных изделий, за пребывание несовершеннолетних в развлекательных заведениях в неположенное время.

А еще, что тоже очень важно, теперь у участковых инспекторов полиции появятся штатные помощники, которые существенно «разгрузят» их. И прием таких сотрудников уже начался. Например, в Акмолинской области к середине августа нынешнего года, за полтора месяца с момента введения закона в действие, появилось более пяти десятков помощников. Остальные 270 участковых, работающих в регионе, получат напарников в обозримой перспективе.

Министерство внутренних дел РК готовит и другие предложения, направленные на повышение эффективности работы данных подразделений полиции и статуса их сотрудников. Например, как сообщил глава ведомства Ерлан Тургумбаев, предлагается установить минимальный срок пребывания на должности участкового – пять лет. Вот как мотивирует это сам министр: «Только опытный сотрудник, который досконально знает свой участок и его жителей, которому доверяют граждане, проживающие на данной территории, может эффективно решать вопросы их безопасности».

Безусловно, немаловажное значение с точки зрения повышения статуса участкового имеют материальные стимулы: прибавки к окладам, расширение так называемого социального пакета. С начала следующего, 2022-го, года зарплаты инспекторов поднимут на треть. В течение последних двух лет они пользуются такой льготой, как выплата компенсаций в случае, если им приходится жить на съемных квартирах. А теперь данная норма будет распространена и на их помощников.

Принимаются меры по улучшению условий работы этих подразделений полиции. В селах и аулах республики строятся участковые пункты полиции, причем обычно к ним примыкает служебное жилье сотрудников. Таким образом решаются сразу несколько задач: во-первых, снимается с повестки дня жилищный вопрос, во-вторых, участковый всегда доступен для населения; в-третьих, ему не нужно тратить время  средства на дорогу между работой и домом. В больших городах, особенно в мегаполисах, совместно с местными властями и застройщиками прорабатывается вопрос о том, чтобы в каждом новом крупном жилом массиве (с количеством жильцов от двух тысяч и больше) на первом этаже одного из домов было выделено помещение, в котором можно разместить участковый пункт полиции. Обычно там располагаются магазины, салоны красоты, почтовые отделения и т.д. Но ведь обеспечение безопасности новоселов, их детей является, как минимум, не менее важным. Кстати, кое-где подобные пункты уже появились.

Остается надеяться, что эти и другие меры, предпринимаемые государственными органами, принесут свои плоды. Но многое здесь зависит и от нас самих, граждан. Спрашивая с участковых инспекторов за выполнение ими возложенных на них обязанностей, мы должны активно взаимодействовать с ними, а не занимать позицию «моя хата с краю» и вспоминать о сотрудниках полиции только тогда, когда требуется их помощь…