Говорят, что статистика знает все. Правда, существует и такое выражение: «Статистика – самая точная из всех лженаук». Как бы то ни было, она помогает хоть как-то ориентироваться в том, что происходит вокруг, причем в самых разных сферах жизни, дает пищу для размышлений и выводов. Сегодня речь пойдет о цифрах и фактах, которые содержатся в недавно обнародованном Национальном сборнике «Статистика системы образования Республики Казахстан», который подготовлен Информационно-аналитическим центром при МОН РК.

Школы: справятся ли они с наплывом детей?

Прежде всего, обращает на себя внимание быстрый рост количества школьников в нашей стране. За шесть лет (2014-2020) оно увеличилось более чем на 750 тысяч и достигло почти 3,4 миллиона. При сохранении таких темпов уже через четыре года будет преодолен четырехмиллионный рубеж. И это только в дневных государственных учебных заведениях. А ведь еще есть частные, специальные, интернаты – правда, в них обучается не так много детей.

При этом количество школ мало изменилось. Как следствие, нагрузка на них возросла.

Если бы рост числа учащихся происходил равномерно во всех регионах, то это еще куда ни шло. Но в одних он за последние шесть лет составил менее 15 процентов (ВКО, СКО, Костанайская, Карагандинская области), а в других – 30 процентов и больше. Например, в Атырауской области – 35, в Алматы – 41, в Мангистау – 47, в Нур-Султане – и вовсе 77 процентов. А значит, на западе республики и в столицах нагрузка на школы возросла гораздо более существенно, чем в среднем по стране. И данная тенденция в ближайшие годы вряд ли изменится.

Впрочем, согласно данным, которые содержатся в Национальном сборнике, до критических показателей еще далеко. Скажем, в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте, где, если верить публикациям в СМИ, нехватка ученических мест ощущается особенно остро, средняя наполняемость начальных классов не превышает 28, а старших колеблется в пределах 21-26. Хотя, скорее всего, это тот самый случай, когда мы имеем дело «со средней температурой по больнице». В каких-то школах уровень наполняемости, возможно, менее 20, а в других, особенно в тех, что расположены в районах активной жилой застройки, он может достигать 35 или даже больше. Но в среднем получается вполне себе благополучная картина.

Из почти семи тысяч школ, находящихся в ведении местных органов исполнительной области, 1123 не имеют спортивных залов, 718 – библиотек, 838 – столовых или буфетов, свыше двух тысяч – кабинетов новой модификации. В 509 туалеты есть только во дворе, причем особенно много их в Туркестанской области, где в 371 школе из 899 детям приходится идти «по нужде» на улицу. Немало таких учебных заведений и в Алматинской области (111). Понятно, что в южных регионах зимы не столь суровые, как на остальной территории страны, но все же и там обычно стоят минусовые температуры. Про гигиену говорить не станем.

Впрочем, вопрос, касающийся уличных школьных туалетов, оказался два года назад в центре внимания общественности Казахстана в связи с другим обстоятельством: в одном из них некий мужчина изнасиловал 12-летнюю ученицу, отпросившуюся с урока. Произошло это в городе Таразе. Скорее всего, именно тот печальный случай заставил руководителей органов образования обратить серьезное внимание на проблему. Как утверждает официальная статистика, если за период с 2015-го по 2019-й доля общеобразовательных учреждений с «удобствами» во дворе снизилась незначительно – с 40,5 до 32,9 процента (еще два года назад их было около двух тысяч), то затем она резко упала – до 7,3 процента. В самой Жамбылской области, где случилось ЧП, сейчас остались только три школы с уличными туалетами: две из них – сельские, одна – городская. А полностью решена эта проблема в восьми регионах страны из семнадцати – в трех городах республиканского значения, а также в Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Карагандинской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областях.

Учителя: больше не значит лучше

Говоря языком советской эпохи, неуклонно повышается образовательный уровень школьных педагогов. Если в последний год существования СССР высшее образование имели 66,1 процента, или две трети, учителей Казахстана, в 2005-м – 76,5, то сегодня – уже 90,1 процента. При сохранении такой динамики к 2030 году, который одно время назывался у нас рубежным, мы можем достичь 100-процентного показателя.

Правда, в современном Казахстане просматривается странная зависимость: чем больше становится педагогов с вузовскими дипломами, тем хуже знания школьников. Подтверждение тому – серьезное отставание наших детей от сверстников из многих других постсоветских стран по уровню читательской, математической и иной грамотности, определяемому в рамках различных международных исследований (PISA и прочие).

Здесь одно из двух: то ли бесконечные реформы доконали учителей, то ли сказывается многолетнее пренебрежительное отношение государства к представителям этой важнейшей профессии, вследствие чего на педагогические специальности как на самые непрестижные поступали преимущественно «троечники», сами еле-еле освоившие школьную программу. В последние годы ситуация вроде бы начала меняться к лучшему, но, тем не менее, два десятилетия недооценки государством важности труда людей, призванных «сеять разумное, доброе, вечное», еще долго будут аукаться стране и обществу.

За предыдущие пятнадцать лет общее количество школьных учителей увеличилось на 45 тысяч и достигло 348,7 тысячи. Однако, как следует из Национального сборника, требуются еще 4,6 тысячи. Больше всего их нужно в Атырауской (там потребность составляет 818 педагогов), Алматинской (703) и Туркестанской (599) областях. С двумя последними понятно – это наиболее густонаселенные регионы страны, в каждом из которых насчитывается по два миллиона жителей. Но почему самым нуждающимся оказался главный нефтяной край республики с втрое меньшим населением – около 660 тысяч?

Объяснение тут, возможно, такое. Атырауская область является безусловным лидером по уровню доходов граждан: в прошлом году средняя месячная зарплата там составила 350,8 тысячи тенге, тогда как в целом по стране – 204,3 тысячи. Разница значительная. Это, а также то обстоятельство, что данный регион больше, чем другие, зависит от внешних поставок продовольственных и иных товаров, делают жизнь в нем более дорогой, чем на остальной территории Казахстана. При этом у атырауских учителей зарплаты примерно такие же, как и у их коллег в других областях, поскольку по всей стране действует единая система оплаты труда бюджетников. Соответственно им приходится тяжелее, и желающих идти в профессию меньше, чем где бы то ни было в республике.

Между тем, например, в соседней России зарплаты учителей в разных регионах сильно отличаются. Скажем, в прошлом году оклады школьных педагогов в Чечне составляли в среднем 24 тысячи рублей, в Калужской области – 33 тысячи, в Московской области и Санкт-Петербурге – 55 тысяч, в Ямало-Ненецком автономном округе – 91 тысяча, на Чукотке – 96 тысяч и т.д. То есть, учитываются условия труда, в том числе связанные с климатом, общий уровень доходов в каждом конкретном регионе, финансовые расходы, необходимые на поддержание достойного уровня жизни…

Возможно, и мы когда-нибудь придем к этому. Конечно, у нас не должны быть такие разрывы, как в России с ее огромной территорией, многочисленными природно-климатическими поясами и федеративным устройством, но определенная дифференциация, наверное, необходима. Кстати, Ахметжан Есимов в бытность его акимом Алматы предлагал что-то подобное, но его инициатива не нашла поддержки в центре.

Колледжи и вузы: в погоне за дипломами

Представляют интерес и цифры, касающиеся выпускников. В прошлом году 9-е классы окончили около 265 тысяч юных казахстанцев, и почти 95 тысяч из них после этого простились со школами, чтобы продолжить обучение в колледжах. Полное среднее образование (11-классное) получили 140,6 тысячи юношей и девушек, из которых 95,5 тысячи поступили в вузы, а 22,1 тысячи – в колледжи. Кроме того, 7 тысяч, или каждый двадцатый выпускник, выехали за пределы страны. А еще 15 тысяч решили сразу после школы заняться трудовой деятельностью, причем, как утверждается в Национальном сборнике, не смогли устроиться на работу лишь немногим более тысячи – верить этому или нет, решайте сами.

Казахстанские вузы в прошлом году приняли 152,8 тысячи молодых людей. В основном это «свежие» выпускники школ, но немало среди них и окончивших колледжи. Кстати, на основе имеющихся данных можно сделать вывод, что около половины тех, кто получил дипломы средних специальных учебных заведений (сейчас это называется системой технического и профессионального образования – ТиПО), идут работать по полученной специальности, а для второй половины колледжи становятся своего рода трамплином для поступления в вузы.

В прошлом учебном году общее количество студентов высших учебных заведений, имеющих гражданство РК, составило 547,5 тысячи, Это более чем на двести тысяч меньше «рекорда», установленного в 2005-м, когда Казахстан вошел в группу мировых лидеров по числу учащихся вузов в расчете на каждую тысячу населения. Но даже такое сокращенное количество представляется избыточным для столь немногочисленной страны, как наша.

За эти же пятнадцать лет университетов и институтов стало меньше почти на треть: было 181, осталось 128 (для сравнения: в последние годы существования СССР в Казахстане их насчитывалось всего шесть десятков). Больше всего вузов работает в Алматы – 43, Нур-Султане – 17 и Караганде – 9. Каждый третий студент проходит обучение на грантовой основе.

Любопытно взглянуть и на этнический состав молодежи, идущей в высшие учебные заведения. В прошлом году из 152,8 тысячи свежеиспеченных студентов 128,4 тысячи, или 84,1 процента, составили казахи. Тогда как, например, русских было менее 10 тысяч, или 7,8 процента. Это при том, что доля представителей «титульного» этноса среди всех выпускников школ не превышала 75 процентов, а русских – достигала 17 процентов. Тут две возможные причина: во-первых, немалая часть последних стремится получить высшее образование на исторической родине, а во-вторых, среди них меньше таких, кто стремится непременно обзавестись вузовским дипломом. Это же замечание относится и к узбекам: среди школьников их доля составила более четырех процентов, а среди тех, кто поступил в вузы, – лишь 2,2 процента…