Весной 2020 года все обучающиеся в школах Казахстана в связи с пандемией перешли на дистанционное обучение. Как для учеников, так и для учителей этот формат стал новым, неожиданным, непривычным и от того немного пугающим. Система образования не была готова к такому резкому переходу на формат онлайн-занятий и неудивительно, что качество образования начало страдать. Однако, несмотря на все сложности, за два года дистанционную форму обучения наработали и все понемногу привыкли к ней. Поэтому сейчас можно рассуждать о том, что же лучше: «дистанционка» или очные занятия?

Обратим внимание на то, что два года назад на онлайн-обучение были переведены все школьники с 1 по 11 классы. Однако существуют определенные возрастные особенности, из-за которых некоторым группам детей такой формат не совсем подходит. К ним относится начальная школа и среднее звено, поскольку именно в этот период закладываются базовые знания, которые развивают критическое мышление, способность решать поставленные задачи и в целом логически размышлять.

Помимо этого школа – это инструмент социализации, которая необходима каждому ребенку, чтобы обрести коммуникативные навыки. Весь этот процесс должен находиться под четким руководством взрослых, потому что дети не способны брать на себя ответственность за свои действия, структурировать полученные знания и заставлять себя учиться. Учеба воспринимается как работа, которую детям не всегда хочется выполнять.

Дистанционное обучение нацелено на большую самостоятельность и способность ребенка к самообучению. И это вполне объяснимо, поскольку когда нет контроля со стороны школы, многие дети перестают добросовестно заниматься. Тем более, что все ответы на задания можно скопировать в интернете, отправить на электронную почту учителя и без проблем получить заветную пятерку. Таким образом, детям до девятого класса лучше посещать очные занятия в школе.

Если же речь идет о подростках 14-17 лет, то тут вступают в действие другие факторы: проявляется способность самому нести за себя ответственность, стремление определиться с родом будущей деятельности, осознание важности поступления в вуз. Чтобы понять, каков выбор старшеклассников, был проведен опрос об их предпочтениях в формате обучения, а также были собраны комментарии и пожелания.

Ответы оказались очень разнообразными и вопреки ожиданиям о выборе дистанционного обучения, почти половина опрошенных проголосовали за обучение непосредственно в школе.

Помимо этого, ученики обосновали свой выбор. Ведущим фактором, на который сослались опрашиваемые при ответе, является удовлетворение потребности общения со сверстниками.

Как правило, чаще всего в старших классах уже совершен выбор профильных предметов и остальные более не представляют интереса, поэтому конкретно занятия в школе детям не так нужны и важны, как времяпровождение с одноклассниками.

Помимо этого, школа все еще продолжает выполнять дисциплинарную функцию, поэтому часть опрошенных выбрала очный формат, потому что так им легче заставить себя придерживаться четкого плана обучения.

Тем не менее, 52,6% выбрали дистанционное обучение. Здесь рассуждение шло с точки зрения удобства и изучения предметов.