В Казахстане на протяжении долгих лет остро стоял вопрос нехватки школьных мест. В некоторых регионах страны школы были вынуждены работать в две или даже три смены. Особенно острая ситуация сложилась в городах с быстрорастущим населением, а также в ряде пригородных и сельских населённых пунктов. Переполненные классы, нехватка учителей и устаревшая материально-техническая база, всё это серьёзно сказывается на качестве образования.
В 2022 году в Казахстане функционировало около 150 школ, где обучение велось в три смены. В некоторых случаях классы были рассчитаны на 25 учеников, а фактически в них обучалось намного больше. Такие условия мешают полноценному образовательному процессу, создавая сложности как для учеников, так и для учителей. Эта проблема особенно остро проявляется в связи с демографическим ростом и урбанизацией. В отдельных регионах новые школы не успевают строиться в темпе, соответствующем росту численности детей.
Нехватка школ – это не только вопрос качества образования, но и вопрос равенства возможностей. Дети, обучающиеся в устаревших или переполненных учреждениях, находятся в неравных условиях по сравнению с теми, кто учится в современных школах. Это усугубляет социальное неравенство, особенно между городами и сельской местностью. В некоторых сёлах школы и вовсе расположены за несколько километров от жилых массивов, и детям приходится ежедневно преодолевать большие расстояния.
Понимая масштабы и серьёзность проблемы, в 2022 году Касым-Жомарт Токаев инициировал масштабную национальную программу под названием «Комфортная школа». В своём Послании народу он заявил: «Каждый казахстанский школьник должен иметь достойные условия для обучения и всестороннего развития». Суть проекта заключается не просто в строительстве новых зданий, а в полном изменении подхода к школьной инфраструктуре: от архитектуры до внутреннего оснащения.
Национальный проект «Комфортная школа» предусматривает строительство 217 новых учебных заведений общей вместимостью 460 тысяч ученических мест по всей стране до конца 2025 года. Оператором проекта выступает АО «Samruk-Kazyna Construction», реализующее основную часть строительства – 208 школ, тогда как оставшиеся 9 возводятся акиматами в рамках государственно-частного партнёрства.
Основное внимание уделяется не только крупным городам, но и сельской местности, где дефицит школьной инфраструктуры чувствуется особенно остро. Главной целью проекта является полное устранение трёхсменного обучения, замена аварийных школ и создание равных стартовых условий для всех казахстанских детей.
Школы, строящиеся по этому проекту, существенно отличаются от типовых зданий прошлых лет. Во-первых, увеличена их площадь, как учебных кабинетов, так и общественных пространств. Во-вторых, предусмотрено современное оснащение: от цифровых лабораторий до интерактивных досок, компьютерных классов и систем безопасности. В каждой школе предусмотрено больше спортзалов, актовых залов, столовых и отдельных кабинетов для занятий по интересам.
Отдельное внимание уделено инклюзивности. Все школы проектируются с учётом потребностей детей с особыми образовательными потребностями. В зданиях устанавливаются лифты, пандусы, адаптированные санитарные комнаты, а также кабинеты инклюзивного образования.
На конец 2024 года в рамках проекта «Комфортная школа» по всей стране уже появилось 105 новых учебных заведений. До конца этого года планируется завершить строительство еще 112 школ. Таким образом, реализация проекта находится на активной стадии – до конца 2025 года планируется достроить все оставшиеся школы, чтобы достичь заявленной цели в 217 объектов и ликвидировать трёхсменное обучение по всей стране. На Национальном курултае в Боровом Президент потребовал ускорения строительства комфортных школ и обратился с соответствующим поручением к Правительству и «Самрук-Қазына».
Вместе с тем, важным шагом в преодолении дефицита ученических мест стало учреждение в 2023 году Фонда поддержки инфраструктуры образования. Его финансирование осуществляется за счёт средств, возвращённых государству по делам о коррупции. С помощью этого фонда удалось профинансировать строительство 89 школ, из которых 61 школа уже сдана в эксплуатацию.
Кроме того, продолжается масштабная модернизация 1000 сельских и районных школ. За последние три года материально-техническая база была обновлена в более чем 4 тысячах школ, а в свыше 2 тысяч учреждений были установлены современные лаборатории и учебные кабинеты робототехники, физики, химии, биологии и STEM-дисциплин.
Проект «Комфортная школа», инициированный Президентом Токаевым, наряду с другими государственными мерами существенно меняет ситуацию с дефицитом школьных мест и состоянием образовательной инфраструктуры в Казахстане. За считанные годы построено более сотни современных учебных заведений, что значительно улучшает условия обучения по всей стране. Так в стране формируется новая культура школьной среды, где важно не только количество мест, но и их качество.
До конца 2025 года Казахстан может не просто закрыть вопрос с трёхсменным обучением, а выйти на качественно новый уровень. Если удастся сохранить текущие темпы и подход, проект «Комфортная школа» станет примером того, как системная работа может дать ощутимый результат уже в ближайшие годы. И это именно тот случай, когда инвестиции в образование – это вложение в стабильное и справедливое будущее всей страны