В нынешнем году государство выделило рекордное количество грантов на обучение молодёжи в казахстанских вузах. Недавно стали известны имена их обладателей. Разделяя радость десятков тысяч юношей и девушек, получивших возможность бесплатно получить высшее образование, в то же время, думается, нельзя оставлять без внимания те настораживающие тенденции, которые выявила нынешняя приёмная кампания. Тем более что они имеют непосредственное отношение к будущему нашей страны.
Главным критерием престижности тех или иных профессий в глазах абитуриентов может служить проходной балл, который нужно набрать, чтобы быть зачисленным на бюджетные места для обучения по выбранной специальности. Ведь чем он выше, тем, значит, сложнее был конкурс, более широкий круг соискателей претендовал на гранты, среди них было больше тех, кто на «отлично» или «хорошо» учился в школе, а затем успешно подтвердил свои знания во время ЕНТ.
Так вот, попробуем, исходя из этого, сравнить проходные баллы по двум направлениям, занимающим наибольший удельный вес в государственном образовательном заказе, – «педагогика» и «инженерные, обрабатывающие, строительные отрасли». В нынешнем году будущим педагогам выделили 10.810 бюджетных мест, а будущим инженерам (назовём их условно так) – 17.794.
Ещё несколько лет назад в концепции проекта Закона «О статусе педагога» отмечалось: «Средний балл на грант по педагогическим специальностям в 2018 году составил 78–84 из 140 возможных (наиболее низкий балл среди специальностей). Более того, подавляющее большинство обучающихся (70-80%) поступают на педагогические специальности на платной основе с еще более низким баллом – 50». Иначе говоря, в учителя шли большей частью абитуриенты, не сумевшие толком освоить школьную программу. Какие из них получались педагоги, объяснять, наверное, не стоит. И одной из главных причин этого стало падение престижа профессии, начавшееся ещё в 1990-х.
Но за последние годы многое изменилось. Если в том же 2018-м среднемесячная зарплата в учреждениях образования была более чем в полтора раза ниже, чем в целом по всем сферам жизнедеятельности республики (101 тысяча тенге против 158 тысяч), то потом этот разрыв стал быстро сокращаться. Например, если брать именно общеобразовательные школы, то в четвёртом квартале прошлого года среднемесячная зарплата достигла 246,9 тысячи тенге – это ненамного меньше, чем в целом по экономике страны (275,6 тысячи). Уже никого не удивляет, что учителя, имеющие соответствующие стаж и категорию, получают каждый месяц по 450-500 тысяч и больше.
Данное обстоятельство, а также принятие упомянутого выше Закона «О статусе педагога» сделали профессию более привлекательной в глазах юношей и девушек, «обдумывающих житьё». И теперь это положительно сказывается как на количестве желающих поступить на педагогические факультеты (уровень конкуренции существенно возрос), так и, что ещё более важно, на их «качестве». Такой вывод подтверждается существенным повышением проходного балла, а по некоторым специальностям он достиг рекордных значений.
Например, для получения гранта в рамках общего конкурса будущим учителям математики нужно было набрать не меньше 124-х баллов из тех же 140 возможных (поступившим по сельской квоте – 118). Ровно такой же проходной минимум был на специальности «международные отношения и дипломатия», которая всегда считалась самой престижной. А на таких, как «менеджмент и управление», «финансы и банковское дело», «право» (юриспруденция), прежде тоже входивших в число наиболее привлекательных для казахстанских абитуриентов, он оказался даже ниже – от 115 до 120.
Высокие проходные баллы потребовались для поступления на гранты также будущим учителям физкультуры (122), иностранных языков, прежде всего английского (120), физики (113), казахского языка и литературы (113). Тем, кто собирается преподавать в школах другие предметы, такие, как география, химия, биология, информатика, русский язык и литература, было достаточно набрать на ЕНТ от 92-х до 97 баллов, но это тоже относительно хорошие результаты. Значит, можно ожидать, что в обозримой перспективе отряд казахстанских педагогов пополнится теми, кто сам хорошо учился в школе, получил неплохие базовые знания. И это, безусловно, обнадёживает.
Но вот что касается специальностей, входящих в группу «инженерные, обрабатывающие, строительные отрасли», то здесь ситуация прямо противоположная. Большинство юношей и девушек, получивших возможность учиться в университетах за государственный счёт, показали по итогам ЕНТ крайне низкие результаты. Как следствие, столь же низкими оказались и проходные баллы.
Взять, например, «механику и металлообработку». Здесь гранты получили даже те, кто еле-еле осилил отметку «50» - минимальный порог для поступления в вуз. Из 762-х абитуриентов, зачисленных на бюджетные места, лишь 90, или каждый восьмой, сумели набрать 70 и больше баллов, то есть половину возможного количества. Гранты достались в том числе и тем, у кого средняя оценка школьного аттестата была чуть выше тройки и кто умудрился по двум профильным предметам (основным для данной специальности!) набрать всего-то 17 баллов из 60. О каком качестве студенческого контингента после этого можно вести речь? Кстати, на «механику и металлообработку» выделили более полутора тысяч грантов, а в списке их обладателей фигурирует вдвое меньше фамилий. Выходит, вторую половину потенциальных студентов элементарно недобрали?
Инженерные и технические специальности, на которых будут за государственный счёт обучаться бывшие троечники, можно перечислять долго. «Горное дело и добыча полезных ископаемых», «транспортные сооружения», «строительные работы и гражданское строительство», «автотранспортные средства», «магистральные сети и инфраструктура», «производство материалов (стекло, бумага, пластик, дерево)», «одежда, обувь и кожаные изделия» - для поступления на них по гранту тоже оказалось достаточно 50 баллов.
Чуть больший проходной балл (от 51 до 55) был на таких специальностях, как «электротехника и энергетика», «электротехника и автоматизация», «производство продуктов питания», «морской транспорт и технологии»... Причём почти во всех случаях крайне низка доля тех, кто набрал хотя бы 70 баллов, – они составляют, самое большее, 10-15 процентов от количества получивших гранты. Очень много таких, кто не смог дать правильные ответы на большинство тестовых заданий по профильным предметам.
Возникает резонный вопрос: как мы собираемся осуществлять индустриализацию, поднимать реальный сектор экономики, жилищно-коммунальное хозяйство, внедрять новые технологии в промышленности, строительстве, на транспорте, обеспечивать энергетическую безопасность? Можно ли надеяться на то, что молодые люди, не освоившие как следует школьную программу, сумеют осилить куда более сложную вузовскую и стать квалифицированными инженерами, технологами? Тем более при нынешнем, мягко говоря, невысоком уровне преподавания в наших университетах. А также при том, что Казахстан, перейдя на болонскую систему, фактически отказался от специалитета (бакалавр – это ещё не специалист).
Минимальный порог в 50 баллов оказался достаточным и для поступления по гранту практически на все специальности, связанные с сельским, рыбным, водным и лесным хозяйством, включая «растениеводство», «животноводство», «агроинженерию», «ветеринарию». Один только пример: из 77 юношей и девушек, которым предстоит посвятить себя столь непростой сфере, как водные ресурсы и водопользование, требующей знания сложных физических процессов (гидравлика, гидродинамика и т.д.), лишь шестеро сподобились набрать 70 баллов и больше. Среди обладателей грантов есть молодые люди со средней оценкой в аттестате 3,5, сумевшие выполнить лишь треть тестовых заданий.
Опять же вопрос: можно ли ожидать, что в будущем они станут квалифицированными специалистами сельскохозяйственной, рыбной, водной отраслей – теми, кто поднимет отечественное аграрное производство, осуществит его интенсификацию, обеспечит продовольственную безопасность страны?
Всё это лишний раз доказывает: что-то не так у нас и с формированием государственного образовательного заказа, и с ценностями, которые мы культивируем в подрастающем поколении, и с экономической политикой, и со многим другим…