В Казахстане в последние годы наблюдался настоящий строительный бум. Но при этом обновление социальной инфраструктуры если и происходило, то в явно недостаточной степени. Особенно это относится к образовательной сфере. По данным Министерства просвещения, уже сегодня стране не хватает 260 тысяч ученических мест. И если не принять срочных мер, то уже через несколько лет с учётом высокой рождаемости в предыдущие годы и активной миграции сельских жителей в города дефицит может достичь миллиона. Есть ли решение у этой проблемы? Кто и как должен заниматься строительством объектов образования? Слово экспертам.

Адиль Нурмаков, политолог, соучредитель общественного фонда Urban Forum Kazakhstan:

«Любая застройка должна синхронизироваться с генпланом»

- Вопрос не в том, кто должен строить школы. Этим могут заниматься и государство, и бизнес – как по отдельности, так и совместно в рамках ГЧП. Главная проблема заключается в неграмотном городском планировании, вследствие чего появилось много крупных жилых районов, совершенно не обеспеченных социальной инфраструктурой, в том числе учебными заведениями. Под них городские власти, раздавая участки под ЖК, элементарно не оставляли землю...

Причем социальные объекты – далеко не единственное, чего там не хватает. Часто жители жалуются на неподготовленность инженерных сетей и непродуманность дорожно-транспортной инфраструктуры. Нет ни рабочих мест, ни точек притяжения, ни культурных и общественных пространств. Большинство новых районов, где возникает высокая плотность населения, несут лишь одну функцию – жилищную.

После того, как в прошлом году на эту проблему обратил внимание президент страны, акимат Алматы поставил перед застройщиками ультиматум, чтобы те начали пересматривать проекты и строить социальные объекты на участках, уже выданных под коммерческую застройку. Этот пример чётко показывает, что главная проблема заключается именно в качестве планирования.

На сегодня ситуация выгляди весьма запущенной, поскольку долгое время ни акиматы, ни строительные компании особо не волновались по этому поводу. Земельные участки раздавались с точки зрения прибыльности. А что может быть прибыльнее многоэтажек?! Застройщику, естественно, нет резона строить то, что продается хуже, чем квадратные метры. Здесь нужно искать компромиссы.

Любая застройка должна синхронизироваться с генпланом развития всего города и отдельных районов. Новые объекты должны решать проблемы, а не создавать их.

Нурбек Искаков, аналитик компании Esperio:

«Государство не в состоянии в одиночку решить эту задачу»

- Есть ощущение, что казахстанское общество, погрязнув в рутине текущих задач, не совсем верно оценивает степень важности системы образования. Наша страна в экономическом плане, можно сказать, застряла в прошлом, хотя ещё 10-15 лет назад должна была перейти на новый этап развития с тотальной диверсификацией в пользу несырьевых секторов, для которых качество трудового ресурса является ключевым фактором.

Если мы сформулируем проблему именно таким образом, то всё встанет на свои места, поскольку тогда государство, бизнес и граждане возведут в главный приоритет построение системы воспитания трудолюбивых, высококвалифицированных, патриотично настроенных граждан, у которых будет достаточно возможностей для самореализации в своей стране. Кому-то это может показаться нереалистичным, но давайте посмотрим на опыт таких успешных государств, как Китай, США, Сингапур, Германия, Швеция, Израиль и другие. Везде мы видим одно и то же - максимальное внимание к образованию, культивирование историй профессионального успеха, огромные возможности для самореализации и патриотизм.

Так что если стоит задача построить до 2025 года тысячу школ, то к чему тратить время на обсуждение, получится это или нет. Нужно строить и строить, подключая к процессу всё общество. В идеале я вижу это так: государство в ускоренном порядке проводит все согласовательные процедуры и выделяет на строительство столько, сколько может. Местный бизнес, крупные предприятия проявляют активность и помогают ему, причём делают это потому, что хотят, а не потому, что их вынудили. В обмен на это государство проявляет к ним лояльность, допустим, при тех же проверках. Застройщики при этом могут работать в ноль (условно за зарплату), но зато получат доступ к строительству других гособъектов. И что самое главное - при возведении жилых домов они будут обязаны совместно с государством строить рядом школы с соответствующим количеством мест.

То же самое касается оснащения школ. Государство не в состоянии в одиночку решить эту задачу и обеспечить их классами робототехники, химии, физики и другими обязательными составляющими современного образовательного процесса. Так почему бы не дать казахстанскому бизнесу возможность помочь, пусть даже на условиях рекламы? В конце концов, задача у всех общая - воспитать достойное поколение. И это не фантастика, в успешных странах есть огромное количество примеров, когда бизнес безвозмездно создавал лучшие школы и университеты. В Казахстане тоже есть немало богатых предпринимателей и чиновников, взгляды которых нужно просто развернуть внутрь страны и дать им возможность для самореализации. Пусть берут шефство над школами и там соревнуются своими состояниями вместо того, чтобы покупать виллы или яхты…

Нуркен Халыкберген, PR-специалист и предприниматель:

«В абсолютный приоритет нужно ставить школу»

- Чтобы решить данную проблему, нужен комплексный подход. Министерство просвещения должно заранее прогнозировать количество ученических мест на основе статистических данных, касающихся рождаемости, и уже в соответствии с этим планировать строительство школ в той или иной местности. Ведь это не так уж и сложно. Допустим, в 2021 году в Казахстане был зафиксирован исторический максимум - на свет появились свыше 450 тысяч малышей, большинство из них родились на юге страны. Через шесть лет они пойдут учиться, и к тому времени государство должно создать для них соответствующие условия, а не сетовать на неожиданно рекордное количество первоклашек и нехватку мест.

Население республики стопроцентно проходит через систему среднего образования, тогда как высшее получают всего 30-40 процентов граждан. Из этого следует, что всё внимание государства в данной сфере должно быть акцентировано исключительно на школах, и только тогда, когда там удастся навести порядок, можно будет спокойно заняться университетами. Тем более что качество выпускников вузов напрямую зависит от качества абитуриентов. Невозможно из школьного двоечника сделать за четыре года бакалавра-отличника (имею в виду реальные знания, а не липовые дипломы).

Следовательно, в абсолютный приоритет градостроительного развития тоже нужно ставить школу. Она должна быть сердцем любого района, города, села. Но у нас, увы, наоборот: сначала понастроят жилые дома, а потом думают, куда воткнуть учебные и медицинские учреждения. Хотя нужно «плясать» от социальной составляющей, а также учитывать, что самое дорогое в любом строительстве – это не стройматериалы и рабочая сила, а именно инженерные коммуникации (для обеспечения водой, газом, теплом, электричеством и т.д.). Если не запланировать их заранее, то позже возводить дополнительные объекты, в том числе социальной инфраструктуры, будет технически сложно и весьма затратно.

И потом, это нонсенс, когда у школ отнимают стадионы или вообще планируют строить ЖК без них. Нельзя забывать, что это то место, где наши дети не только получают образование, но и формируются духовно и физически. А представьте, какое поколение мы получим, условно говоря, через десять лет, если отрежем сегодняшних первоклашек от занятий спортом, культурных мероприятий и других развивающих программ?! Я бы не советовал государству проводить подобные эксперименты…

Причем тут должен быть дифференцированный подход. Если у городских детей есть масса возможностей для занятий вне школы (спортивные секции, кружки, музыка), то у сельских – нет ничего. И для них школа без стадиона – куда более серьёзная проблема, чем, скажем, для тех же алматинских ребят.

Если подойти с умом, то в идеале сельская школа могла бы стать местом притяжения не только молодежи, но и всего местного населения. Для этого на её территории нужно построить стадион, бассейн, спортивный зал, библиотеку, кинозал, столовую (кафе) и т.д., двери которых будут открыты во внеурочное время перед всеми желающими, чтобы они могли проводить с пользой свой досуг рядом с домом, а не ехать с этой целью в город. В таком случае школа не только будет нести образовательную функцию, но и решать задачу социально-культурного развития, плюс иметь дополнительные доходы на свои нужды. Помимо прочих преимуществ, такой формат был бы очень выгоден государству с финансовой точки зрения, поскольку позволяет сэкономить на строительстве в сёлах дворцов культуры, спорткомплексов, кинотеатров и т.д., которые, кстати, оно много лет обещает, но воз и ныне там.

Также я бы рекомендовал оказывать активную поддержку частному образованию. Мы видим, что внедренный несколько лет назад формат ГЧП, когда государство разрешило прийти в эту сферу частным инвесторам, уже приносит плоды. В стране стали появляться платные школы, которые предоставляют действительно качественные услуги. То есть мера однозначно эффективная, а потому работу в данном направлении стоит продолжить. Помню, когда государство не справлялось с дефицитом мест в дошкольных учреждениях, оно запустило программу «Балапан», в результате чего как грибы после дождя стали открываться частные детские сады.

Разумеется, все эти шаги требуют грамотной проработки и качественной реализации, чтобы получить от них должный эффект, а не пустую трату денег. Главное, повторюсь, комплексный подход к проблеме. Имеет смысл разработать чёткие стандарты (допустим, в каждой школе должен быть стадион, а в каждом классе не более 20 учеников), чтобы всё и вся подстраивалось под них, а не наоборот.