Два года назад на VIII Съезде НПП «Атамекен» президент поручил разработать новую стратегию развития МСП, предусматривающую переход от прямой его поддержки и субсидирования к более рыночным инструментам и подходам, а также новые регулирующие и стимулирующие меры для продвижения малого бизнеса в категорию среднего. В связи с этим правительством совместно с «Атамекен» была разработана и утверждена Концепция развития МСП до 2030 года, в которой предложена целостная политика в данной сфере с учетом достигнутых результатов, международных стандартов и стратегических целей государства.

Эксперты, участвовавшие в разработке Национального доклада о состоянии предпринимательской активности в РК, выделяют следующие ключевые проблемы малого и среднего бизнеса в Казахстане: доминирование социальной роли, при которой МСБ выступает скорее компенсатором неблагоприятных изменений, нежели драйвером роста и позитивных структурных изменений; острый дефицит инновационных и глобальных мотиваций у предпринимателей; сильная зависимость от государственной поддержки; существенное конкурентное давление со стороны теневого сектора, в особенности – на малый бизнес; дефицит необходимых квалифицированных кадров.

При этом отсутствие качественных изменений в предпринимательстве выражается, на их взгляд, во-первых, в небольшом размере субъектов МСП, относительно низком вкладе в ВВП и слабой производительности в сравнении с другими странами СНГ. Во-вторых, в его «хрупкости» и низкой выживаемости: средний возраст малых фирм (11,2 года), средних (15,3 года), что в 1,5 раза меньше, чем в других странах СНГ. В-третьих, в отсутствии значимого слоя динамично растущих МСП (0,6%), отставании по удельному весу быстрорастущих компаний минимум в 3-5 раз. В-четвертых, в крайне незначительном в масштабах национальной экономики количестве средних фирм (менее 0,2%), которое не демонстрирует тенденции к росту. В-пятых, в большой доле пассивных фирм, не ведущих ни инвестиционную, ни инновационную деятельность (55%). В-шестых, в слабом использовании внешних источников финансирования, низкой заинтересованности в их привлечении. И, в-седьмых, в доминирующей ориентации на внутренний рынок, низкой интенсивности экспортной деятельности (в МСП только порядка 6% прямых и 4% косвенных экспортеров).

С учетом этих и других проблем реализация Концепции будет основываться на трех принципах. Первый – обеспечение свободы предпринимательства. Второй – поощрение честности, открытости, добросовестности и безопасности в предпринимательской деятельности. И третий – содействие ускоренному развитию. Базируясь на них, государственная политика развития МСП переходит от парадигмы поддержки слабых к парадигме развития конкурентоспособных и будет направлена на решение следующих задач (краткое описание).

Создание условий для повышения роста добровольного предпринимательства

Как считают разработчики Концепции, ключевую роль в формировании добросовестного и конкурентоспособного класса предпринимателей будет играть система образования и воспитания, поощряющая и развивающая личностные качества, поведение, навыки и компетенции, необходимые для предпринимательской деятельности. В этой связи будет расширено и укреплено преподавание предпринимательства в школах и университетах, включая поддержку преподавателей и поощрение национальных и международных обменов передовой практикой.

Параллельно в рамках регулярных обследований МСП будут определяться требуемые навыки и компетенции как для ведения предпринимательской деятельности, так и к работникам со стороны предпринимателей. Продолжатся стимулирование и поощрение высших учебных заведений и учреждений технического и профессионального образования к развитию программ для поддержки стартапов выпускников с использованием студенческих бизнес-инкубаторов и студенческих клубов предпринимательства.

Создание институциональной среды, обеспечивающей предпринимательскую активность

В рамках данной задачи государство намерено развивать конкуренцию через снижение и последующее устранение регуляторных барьеров, связанных с ценовым искажением, доступом к ключевым мощностям и обеспечением равенства субъектов предпринимательства. С точки зрения вмешательства в ценообразование оно намерено действовать в двух проекциях – прямого вмешательства (прямое регулирование цен) и косвенного (через субсидии и гранты). При этом оставляет за собой право прямого регулирования ограниченного числа социально значимых продовольственных товаров, фармацевтических товаров и медицинских изделий только в случае чрезвычайных ситуаций путем принятия отдельного законодательного акта, ограниченного по срокам действия. В связи с чем будет построена система управления антимонопольными рисками на основе информативной системы рыночного ценообразования с надежными ценовыми индикаторами.

В части косвенного регулирования планируется обеспечить переход от государственной поддержки отдельных предприятий в отдельных отраслях к стимулированию через строгие критерии к их деятельности без привязки к отраслям в рамках корректировки дизайна государственной поддержки. Для этого планируется отмена прямого субсидирования производства отдельной продукции. Должен быть устранен механизм кросс-субсидирования на рынке коммунальных услуг, в особенности электроэнергии, что позволит установить равные тарифы для различных групп потребителей и снизить издержки бизнеса, за счет которого косвенно субсидируются тарифы для населения.

Кроме того, будет осуществлена отмена всех законодательных и регуляторных актов, создающих несправедливые привилегии отдельным участникам рынка, за исключением ограниченного числа государственных монополий. Институт единых операторов должен быть упразднен. Все функции, которые критичны для функционирования государства, должны быть переданы существующим или вновь созданным госмонополиям в соответствии с действующим законодательством. Также будет продолжена работа по регулированию монополий производимых товаров и услуг с сокращением господдержки и проведением ревизии всего законодательства по принципу «разрушение искусственных монополий».

Будут приняты меры по обеспечению однородной конкурентной среды между квазигосударственным сектором и частным бизнесом, принципа «конкурентного нейтралитета» с применением передовой практики стран ОЭСР. Планируется также реализовать принцип «Open Markets» (открытые рынки) через IT-инструменты, обеспечивающие доступ потребителей к информации, что позволит облегчить условия вступления в отрасль новых поставщиков и предоставит возможности покупателям по поиску выгодных предложений.

Для создания качественной специализированной инфраструктуры для бизнеса и эффективного управления ею будут предложены стимулы для привлечения частных инвесторов и управляющих компаний, имеющих опыт и компетенции, в том числе с максимальным использованием инструментария государственно-частного партнерства. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов предпочтение должно отдаваться созданию коллективных зон для ведения предпринимательской деятельности вместо обеспечения инфраструктурой отдельных бизнес-проектов. Плюс будут предложены стимулы для действующих предприятий и университетов, в том числе с использованием механизма и инструментов ГЧП, по созданию и развитию бизнес-инкубаторов и технопарков для проведения опытно-конструкторских работ, создания опытных образцов, прототипов или полезных моделей, выпуска мелкосерийных партий своей продукции для высокотехнологичных стартапов.

А еще будет разработана система позитивных и негативных стимулов для перехода из неформального в формальный сектор. Должен быть внедрен новый формат взаимодействия государства и бизнеса по принципу единого офиса оказания услуг предпринимателям. Правительство совместно с НПП и частными партнерами предложит цифровую платформу «Правительство для бизнеса», облегчающую администрирование предпринимательской деятельности, доступ к инструментам развития и снижающую транзакционные издержки для предпринимателей.

Продолжится активная антикоррупционная политика для изменения культуры в отношении коррупции и снижения ее последствий для развития предпринимательства. Должна быть обеспечена долгосрочная и устойчивая прозрачность государственного аппарата для предотвращения коррупции, незаконных проверок и сборов. Для этого необходимы повсеместный переход взаимодействия с бизнесом в цифровой формат и исключение прямого влияния бюрократии на принятие решений.

Ну и, наконец, будет проведена ревизия перечня специальных налоговых режимов с последующим его сокращением. Для этого соответствующими органами должны быть проведены анализ и оценка каждого специального режима на предмет его эффективности с точки зрения вывода предпринимателей из «тени» или на предмет негативных последствий путем создания неравных конкурентных условий.

Развитие регулирования предпринимательской деятельности, влияющего на бизнес-климат и бизнес-среду

Как отмечают разработчики документа, регуляторные практики не должны создавать излишние барьеры для развития предпринимательства, а должны быть направлены на стимулирование поведения, ориентированного на предпринимательскую активность. В этой связи будет обеспечен оптимальный баланс между регулированием и поощрением этой самой предпринимательской активности по всему жизненному циклу: простой и удобный вход в бизнес, условия и стимулы для развития, не карающий выход из бизнеса.

Для уменьшения транзакционных издержек, повышения прозрачности принятия решений государственными органами и снижения административных барьеров, должны быть максимально использованы возможности платформы «Правительство для бизнеса». Перевод взаимодействия между государством и предпринимателем в цифровой формат даст возможность использования «цифрового следа» для построения объективного профиля хозяйствующего субъекта. Цифровые профили хозяйствующих субъектов станут основой рейтинговой системы, построенной на алгоритмах скоринга. Рейтинг будет основным критерием при принятии решения о предоставлении инструментов государственной системы развития МСП. Факторы, положенные в основу скоринга, должны быть объективными и браться из государственных баз данных на основе бизнес-идентификационного номера хозяйствующего субъекта.

Такой подход даст возможность обеспечить устойчивую обратную связь между предпринимателем и государством, построить эффективную «модель управления взаимоотношениями» (по типу CRM) для выделения целевых групп. Также он поможет систематизировать и повысить адресность инструментов и мер государственной поддержки, сделать прозрачными условия прямых государственных интервенций в субъекты МСП, внедрить систему управления рисками и снизить контрольную нагрузку на бизнес.

Кроме того, будет реализован подход «право на новый шанс». Особое внимание здесь должно быть уделено развитию поведения по культивированию и принятию предпринимательского риска, который неразрывно связан с экономической активностью и возможными неудачами. Текущее регулирование и правоприменительная практика, создающие для МСП значительные барьеры по выходу из бизнеса, сдерживают развитие предпринимательства, наказывая за неудачи и препятствуя возвращению к предпринимательской активности.

Учитывая, что ключевой барьер при выходе из бизнеса связан с налоговым администрированием, должны быть внесены изменения в Налоговый кодекс Республики Казахстан по процедурам прекращения деятельности, связанным с налоговым администрированием субъектов малого бизнеса (по критериям государственной поддержки), аналогично ИП. В дальнейшем по мере развития системы взаимодействия между государством и бизнесом все компании, находящиеся вне зон риска в течение предыдущего периода, соответствующего периоду исковой давности, должны иметь право на прекращение деятельности на основании положительного заключения частных налоговых аудиторов.

Обеспечение эффективности структуры мер государственной поддержки

Для решения последней задачи будет проведена градация доступности инструментов и государственных мер стимулирования развития МСП в привязке к категории субъекта МСП, его динамике налоговых выплат, стадии жизненного цикла и потенциалу развития. В рамках направления «Мен – кәсіпкер» для действующих и начинающих предпринимателей будут доступны все государственные меры и инструменты нефинансовой поддержки: доступ к бизнес-инкубаторам и акселераторам, грантам и займам микрофинансовых организаций. Кроме того, будут разработаны специальные пакеты из нефинансовых, инфраструктурных и финансовых инструментов.

В рамках направления «Бәсекеге қабілеттілік» будут предложены пакетные решения для быстрорастущих МСП, сформированные на основе принципа встречных обязательств бизнеса, включающие государственные меры и инструменты. Конкретный дизайн этих пакетов будет определяться индивидуально при участии специализированного фонда по поддержке предпринимательства. Приоритет получат те малые и средние предприятия, у которых: в течение последних трех лет зафиксирован рост годового оборота и совокупных налоговых отчислений, 80% созданных рабочих мест являются качественными, имеется реализация товаров и услуг за пределами населенного пункта своей постоянной регистрации как в Казахстане, так и на экспорт.

Распределение средств республиканского бюджета между группами государственных мер стимулирования развития МСП будет направлено на повышение доступности нефинансовых и инфраструктурных мер для широкого круга предпринимателей, независимо от географии их деятельности. В структуре общего бюджета доля нефинансовых мер будет составлять не менее 30%, инфраструктурных – не менее 20%. Средства будут распределяться между регионами по принципу регионального выравнивания. Это означает, что слабые регионы с низкой бюджетной обеспеченностью и низкой долей налогов от МСП в доходах местного бюджета будут иметь приоритет. Прямые финансовые меры будут доступны во всех регионах Казахстана. Их доля в общем бюджете государственных мер стимулирования развития МСП составит до 50%.

Всего Концепция предусматривает порядка 80 различных мероприятий, в том числе принятие ряда законов. Основными конечными результатами реализации документа должны стать такие индикаторы: к 2030 году доля МСП в ВВП достигнет 40%, доля средних компаний в ВВП - 20%.