Как бы мы ни относились к современной России и к её нынешнему политическому режиму, как бы ни возмущались, причём справедливо, неадекватными, а порой оскорбительными высказываниями отдельных политиков, общественных деятелей и СМИ в адрес Казахстана, нельзя не признать, что в целом там уважительно относятся к нашей общей памяти. Об этом красноречиво свидетельствуют монументальные сооружения, появившиеся за последние двадцать лет.

…70 лет назад, в конце 1952-го, один из переулков в Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург) получил имя Джамбула Джабаева. Так местная общественность решила увековечить память о казахском акыне, авторе знаменитого стихотворения «Ленинградцы, дети мои!», которое было обращено к жителям города, осаждённого немецкими войсками, и прозвучало по радио в самые первые дни блокады. В 1990-х на волне массовых переименований переулку собирались вернуть прежнее название, но под давлением бывших блокадников и их потомков, а также проживающей в городе казахской диаспоры от этой затеи отказались.

Тогда же местное объединение казахов «Атамекен» предложило установить в этом районе памятник акыну и получило поддержку со стороны депутатов законодательного собрания Санкт-Петербурга. Городские власти даже готовы были выделить деньги, но по просьбе диаспоры финансовую сторону дела взял на себя Казахстан. А выполнили бронзовую скульптуру высотой 3,2 метра (из них 2,6 метра – фигура Джамбула) петербургские мастера. Её открытие состоялось 30 мая 2003-го. Акын изображён с домброй в руках, а в русле гранитного жёлоба выбиты слова из стихотворения «Ленинградцы, дети мои!».

В начале следующего, 2004-го, года в Омске появился памятник Чокану Валиханову. Он был установлен на улице, носящей его имя, в историческом центре этого крупного российского города-«миллионника». Как известно, именно в Омске, тогда «столице» Западной Сибири, а потом и Степного края, будущий офицер, путешественник, исследователь и просветитель на протяжении шести лет учился в кадетском корпусе, здание которого, кстати, сохранилось по сей день и располагается недалеко от памятника. Рядом размещается и консульство нашей республики.

Бронзовая статуя была изготовлена в Петропавловске, её автор – Азамат Баярлин. Она установлена таким образом, чтобы сзади фигуры Валиханова виднелось здание кадетского корпуса, а лицо было обращено на юг, в сторону Казахстана. На постаменте, выполненном из красного гранита, написано: «Дар Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева городу Омску. 2004 год». А на его тыльной стороне можно увидеть рисунки Чокана и казахский национальный орнамент. Это место является пешеходной зоной и одним из любимых районов для пеших прогулок горожан.

В апреле 2006-го в Москве на Чистопрудном бульваре состоялась церемония открытия памятника Абаю. В ней приняли участие президенты обеих стран – Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин. Российский лидер в своём выступлении отметил, что Абай перевёл на казахский язык свыше полусотни произведений Пушкина, Лермонтова, Крылова, после чего заключил: «Это был человек, который внёс огромный вклад в становление духовного взаимодействия между казахским и русским народами». Бронзовая фигура сидящего Абая установлена на гранитный постамент белого цвета, который украшен национальными узорами и надписью «Вечен творец бессмертного слова».

Спустя шесть лет, в мае 2012-го, памятник оказался в центре внимания благодаря тому, что рядом с ним проходили выступления российской оппозиции, выражавшей протест против сфабрикованных, по её мнению, результатов президентских выборов, по итогам которых Путин снова (после четырёхлетнего перерыва) занял высший в стране пост. Акции проводились под хештегом «#ОккупайАбай», что вызвало у многих россиян вопросы: кто такой Абай и чем он знаменит? Некоторые даже стали проявлять интерес к его творчеству.

В конце 2008-го скульптурные изображения выдающихся казахов появились сразу в двух российских городах. В ноябре на «Аллее геологов» в Томске был установлен бюст Каныша Сатпаева, который стал вторым после бюста его учителя академика Михаила Усова, получившего известность ещё в дореволюционное время. На постаменте видны надписи на казахском и русском языках, содержащие информацию о том, что Сатпаев был выпускником Томского технологического института, организатором и первым президентом Академии наук Казахстана. Авторы бюста – павлодарский скульптор Зоя Соболева и её сын Игорь.

В декабре того же года в Астрахани открыли памятник Курмангазы. «Наше всё», если говорить применительно к казахской музыке, провёл последние годы жизни в местности Сахма, что в нескольких десятках километров от этого города, и был похоронен в селе Алтынжар на территории современного Володарского района Астраханской области. Кстати, там есть его величественный мавзолей, возведённый в 1996-м, и комплекс-музей казахской культуры, носящий имя композитора.

Памятник установлен в конце улицы Советской, которая считается одной из главных в старой части города. Общая высота скульптурного сооружения вместе с постаментом составляет ни много ни мало 6 метров. Курмангазы изображён сидящим на лошади и с домброй в руках. Авторы монумента, ставшего подарком Казахстана к 450-летию Астрахани, – Токтарбек Рахиев и Едиге Рахманов. В мае 2013-го рядом с ним прошли мероприятия, посвящённые 190-летию композитора, с участием большой делегации из нашей республики.

Три года назад, в ноябре 2019-го, в Омске недалеко от бронзового изваяния Чокана Валиханова, но на улице Ленина, появился памятник, на пьедестале которого выбита надпись «Амангельды Шакенову – художнику и педагогу». Решение о его установке принял Омский городской совет по просьбе местного объединения «Мирас», занимающегося пропагандой казахского языка и культуры. А автором скульптуры стал Мейрам Баймуханов, ранее живший в этом же городе, но потом переехавший в Санкт-Петербург.

Амангельды Шакенов родился во время войны, учился, а затем много лет преподавал на художественно-графическом факультете Омского государственного института, был его деканом. Он автор большого количества живописных картин, получивших признание в целом ряде стран, находящихся сейчас в различных музеях, а также в частных коллекциях жителей США, Германии, Финляндии… Шакенов был удостоен

званий заслуженного работника культуры России, академика Академии художеств Казахстана, воспитал немало мастеров кисти.

В том же 2019-м в Санкт-Петербурге открыли памятник Алие Молдагуловой, Герою Советского Союза, которая, будучи школьницей, училась в этом городе. Она изображена в полный рост в военной форме и со снайперской винтовкой за плечами. Трёхметровый бронзовый монумент расположился в сквере на улице, носящей её имя. На его открытии в числе гостей была и певица Роза Рымбаева, которая с песней «Алия» в 1977-м выиграла «Гран-при» международного фестиваля «Золотой Орфей» в Болгарии. А в 2005-м, накануне празднования 60-летия Победы, бюст Алии Молдагуловой появился в московской школе, которая когда-то была названа её именем и располагается недалеко от того места, где в годы войны проходила боевую подготовку будущий снайпер-герой.

В 2014-м в городе Невель (Псковская область) одна из площадей получила имя Абылхаира Баймульдина. 34-летний полковник, уроженец Павлодарской области, кадровый офицер, заместитель командира 100-й стрелковой бригады, сформированной в Казахской ССР, геройски погиб в один из первых дней 1944 года в боях за Невель. Чуть раньше там же прервалась жизнь Маншук Маметовой, тоже сражавшейся в составе этого воинского соединения и удостоенной звания Героя Советского Союза. Одновременно с присвоением площади имени казахского офицера на ней был установлен его бюст.

В честь погибших воинов 100-й и 101-й казахских стрелковых бригад на мемориальном комплексе в Ржеве (Тверская область) в 2010-м была открыта 27-метровая гранитная стена. На ней высечены имена десяти тысяч солдат и офицеров, изображена карта Казахстана с обозначением тех городов, где формировались эти соединения. А четыре года назад гранитная памятная плита, знак благодарности воинам из нашей республики, сражавшимся за Сталинград, была установлена на знаменитом Мамаевом кургане…