Январские события, спровоцировавшие тектонические изменения в системе управлением государства, легшие в основу проводимых Касым-Жомартом Токаевым реформ, которые, в свою очередь, заложили основу строительства «Нового Казахстана», заставили по иному посмотреть на действующую в Казахстане антикоррупционную модель. Несмотря на наличие определенных достижений в борьбе с коррупцией, стало очевидным, что для нивелирования рисков в этой сфере в новых реалиях нужны более совершенные инструменты и действенные механизмы. И они появились, во многом вобрав в себя передовой международный опыт.

Точка отсчета

С коррупцией Казахстан системно борется все годы независимости, и, надо честно говорить, небезрезультатно. За последние годы наша страна улучшила показатели в мировых рейтингах по этому направлению, а в сети охотников за коррупционерами стала попадать поистине «крупная рыба», вплоть до первых руководителей министерств и ведомств, о чем еще в середине нулевых даже мечтать не приходилось. Сфера борьбы с коррупцией постоянно трансформировалась, в разработке новых тактических схем по противодействию этому негативному явлению участвовали зарубежные консультанты. Законодательство в отношении коррупционеров регулярно обновлялось и ужесточалось, вплоть до введения запрета на условно-досрочное освобождение граждан, осужденных за коррупционное деяние.

Вместе с тем, процессы, направленные на нивелирование вредоносного воздействия коррупции на экономику, систему государственного управления, социальную сферу, протекали непозволительно медленно. В качестве примера можно привести тот факт, что за последние 10 лет Казахстан по уровню коррупции улучшил свои показатели только на 10 пунктов. Косвенно это подтверждает и Касым-Жомарт Токаев. Президент недавно констатировал, что принимаемые меры борьбы с этим вселенским злом, конечно, дали определенные результаты - уровень коррупции снизился. «Однако кардинальных изменений это не принесло. Об этом нужно говорить открыто. Граждане по-прежнему сталкиваются с коррупционными проявлениями в повседневной жизни», - заявил он.

Новая веха

Бескомпромиссная борьба с коррупцией, по сути, стала ключевым приоритетом государственной политики, проводимой действующим президентом. Касым-Жомарт Токаев неоднократно в своих выступлениях подчеркивал, что построить по-настоящему правовое государство, в первую очередь, возможно только при искоренении коррупции. Следствием этих заявлений можно считать принятие феврале этого года новой Концепции антикоррупционной политики, реализация которой рассчитана на период с 2022 по 2026 годы. Принципиальное отличие этого документа от ранее действующих в этой сфере стратегий в том, что он нацелен на переход от борьбы с последствиями к системному устранению предпосылок коррупции, обеспечению неотвратимости ответственности, коренному изменению общественного сознания. Во многом такой подход напоминает грузинскую модель противодействия коррупции, признанную одной из самых лучших на постсоветском пространстве. Как дает понять глава государства, эффективная борьба с коррупцией, конечно же, немыслима без сугубо правоохранительной работы, но проблема в том, что она преимущественно «сводилась к поимке взяточников с поличным без глубокого погружения в тему». «Разные люди изобличались на одних и тех же должностях за решение одних и тех же вопросов. Коррупционеров регулярно ловили и отправляли за решетку, а причины и условия, из-за которых процветала коррупция, никого особо не интересовали», - пояснил президент и привел в пример регулярное выявление коррупционных схем в государственном субсидировании сельского хозяйства, в таможенной сфере, в образовании и здравоохранении, системе государственных закупок.

Новая антикоррупционная концепция предполагает отход от старых и не всегда эффективных методов противодействия коррупции. Отныне основная ставка – на формирование в обществе, государственных органах нулевой терпимости к этому явлению. Как заявил Касым-Жомарт Токаев, «необходимо усилить информационно-разъяснительную работу среди граждан, необходимо мобилизовать все общество на борьбу с коррупцией. Внедрением в массовое сознание принципа «Жемқорлық – індет, онымен күресу – міндет» («Коррупция – болезнь, борьба с ней – наш долг») должны совместно заниматься все государственные органы».

«По всем фронтам»

Подобного рода работа, безусловно, проводилась и ранее, но ее эффективность остается под вопросом. Одним из элементов превенции и воплощения на практике формирования антикоррупционного сознания должны были стать общественные советы, основная задача которых заключается в осуществлении общественного контроля за деятельностью государственных органов и квазигосударственного сектора путем проведения общественных слушаний, мониторинга, экспертизы, заслушивание отчетов о результатах работы государственных управленцев. Опосредованно их деятельность должна была сформировать в обществе соответствующие установки, в том числе, и в плане неприятия коррупционных правонарушений, поскольку повышение прозрачности государственных органов и квазигосударственного сектора пропорционально снижает возможность разного рода злоупотреблений, выстраивания коррупционных схем. Но, несмотря на появление за последние годы разветвленной сети общественных советов (по статистике, их сегодня насчитывается более 260 единиц, как на уровне центра, так и областей, городов, районов), социологические опросы показывают, что эффективность их работы в той или иной степени отмечают только 29,5 процента респондентов. Такие данные были приведены в Национальном докладе о противодействии коррупции за прошлый год. «Общественные советы при акиматах не смогли стать эффективными институтами общественного контроля», - констатируют его составители.

Конечно же, работа общественных советов – это не единственный элемент формирования антикоррупционной культуры в обществе. Такая работа ведется «по всем фронтам» в рамках действия комплексного и межведомственного плана по продвижению культуры добропорядочности, совместно реализуемых различными государственными органами. И только в прошлом году в рамках этой работы было проведено свыше 3 тысяч мероприятий образовательного, информационного и организационного характера. Согласно данным, опубликованным в Национальном докладе о противодействии коррупции, во всех регионах на площадках молодежных ресурсных центров проведено 154 встречи учащихся с их кумирами (в формате TedX). В рамках общереспубликанской акции «Час добропорядочности» в учебных заведениях организована трансляция 38 видео-лекций. Так же по всей стране прошли конкурсы «Парасатты отбасы» с участием более 12 тысяч семей. «При координации Министерства культуры и спорта в репертуаре республиканских театров представлены постановки на антикоррупционную тематику. В целях культивирования правильных установок налажено производство и трансляция социальных антикоррупционных видеороликов («Коррупция разрушает жизнь твоих близких», «Беруны, несуны и лизуны», «Эволюционируй правильно» и др.). В рамках проекта «Адал көмек» ведущими юристами-волонтерами проведено более 13 тысяч онлайн-консультаций и 740 встреч. Даны разъяснения по 40 тысячам вопросов граждан», - говорится в тексте документа. Также его авторы отмечают, что в общественных местах систематически транслируются видеоролики, направленные на формирование нулевой терпимости к коррупции, в которых содержательно представлена информация о мерах противодействия коррупции, механизмы участия граждан в борьбе с ней. Реализованы и довольно нестандартные подходы. Например, в прошлом году было проведено 35 онлайн-трансляций судебных процессов по коррупционным уголовным делам с участием трудовых коллективов государственных органов и организаций, где работали осужденные.

Среди других мер, направленных на формирование у казахстанцев антикоррупционного сознания, составители доклада отмечают работу проекта «Antikor.Live», обеспечивающего непрерывную трансляцию антикоррупционного контента, а также подготовку наглядных материалов (в прошлом году было выпущено 100 тысяч брошюр и более 300 баннеров). «При поддержке Министерства информации и общественного развития на республиканском телеканале «Хабар 24» действует еженедельная программа «Antikor.kz» в формате комментариев экспертов и сюжетов о деятельности антикоррупционной службы. Вопросы превенции коррупции также широко освещаются в рамках программ «Ашық алаң», «Апта», «Интервью», «Большая неделя», «Бүгін», «Народный контроль», «Хабарлас», выходящих на республиканских телеканалах и таких программ, выходящих на региональном ТВ, как «Ашық сөз», «Ақиқат алаңы», «Adal talk», «Адалдық алаңы», «Бірінші студия», «Опираясь на закон», «Алтай таңы», «Сыбайлас жемқорлыққа қарсы сананы қалыптастыру», «Antikor news». Агентством по противодействию коррупции совместно с Министерством образования и науки создается антикоррупционная образовательная среда. Разработан сборник дидактических игр «Адалдық әліппесі» для детских садов, направленный на воспитание добропорядочности у детей дошкольного возраста. Учебные программы 1-4 классов «Дүниетану», «Әдебиеттік оқу», «Өзін-өзі тану», «Литературное чтение» дополнены антикоррупционным компонентом. Утверждено Методическое руководство по внедрению принципов академической честности в вузах, в том числе с применением инструментов Лиги академической честности. В частности, рекомендовано: автоматизировать процедуры взаимодействия со студентами (прием, регистрация, оценивание, экзамены); включить модуль «Основы антикоррупционной культуры» в перечень образовательных программ; актуализировать перечень тем выпускных работ с антикоррупционной тематикой; проводить опрос студентов на предмет определения уровня коррупции в учебном заведении; внедрить антикоррупционный стандарт ISO 37001 и др.», - резюмируют составители доклада.

Эксперты считают, что благодаря такой обширной работе по всем направлениям не только повышается культура неприятия коррупции в обществе, но и растет доверие к борцам с ней. По крайней мере, об этом, как минимум, свидетельствует рост количества обращений граждан на телефон доверия «1424». За пять лет этот показатель возрос на 35 процентов с 20352 обращений до 27425.

«И опыт, сын ошибок трудный…»

Эффективность подобного рода мероприятий иногда вызывает в обществе спорные оценки. Но, надо признать, что они полностью ложатся в канву планомерной работы по формированию антикоррупционной культуры, сотканную учеными. А они определяют, что в формировании антикоррупционной культуры личности лежит как общее представление о сущности коррупции, ее формах, видах и сферах реализации, так и выработка морального иммунитета к этому явлению, отторжения к самому слову «коррупция». И в этой связи человечество не придумало ничего более действенного, нежели преодоление нигилизма посредством правового всеобуча и воспитание морально-нравственной и этической культуры.

Если сравнивать подходы к формированию антикоррупционного сознания в Казахстане и в других странах мира, то отличий на самом деле не много. Если не рассматривать вовсе уж экзотические для нас примеры, типа британского, где антикоррупционная культура путем специальных обучающих тренингов в первую очередь воспитывается в чиновниках, взаимодействующих с крупным бизнесом, и полицейских, а в массах неприятие коррупции формирует церковь, то просвещение и массированная пропаганда являются самыми распространенными инструментами влияния на общественное сознание в таких странах с минимальным уровнем коррупции, как Сингапур и Латвия.

Что касается опыта уже упомянутой Грузии, который частично отражает наши реалии, то формирование антикоррупционной культуры в этой стране, как, собственно, и в Казахстане, реализуется через пропаганду и образование, путем проведения просветительских мероприятий для различных целевых групп. Если говорить о системе образования, то в процесс обучения на всех уровнях там заложено обучение этическим нормам по специальным учебно-методическим материалам, разработанным при поддержке международных организаций. В плане пропаганды в Грузии широко распространены обучающие семинары-тренинги для школьников, студентов, НПО, предпринимателей, государственных служащих, других категорий. В обязательном порядке их проводят только специалисты в области борьбы с коррупцией – депутаты, принимающие законы, направленные на ее снижение, либо же сотрудники ведомства, отвечающие за эту сферу на государственном уровне, а также известные в области противодействия коррупции зарубежные эксперты.

По пути эволюции

Что касается изменения подходов Казахстана в формировании антикоррупционной культуры, то в тексте Концепции четко зафиксировано, что наша страна нацелена «на переход от рутинного противодействия коррупции к коренному изменению общественного сознания, неприятию населением любых форм коррупции и непотизма, приоритету превентивных мер».

«Честность, законность и прагматизм должны стать внутренними ценностными убеждениями каждого. Общество не должно воспринимать коррупцию как гарант упрощенного решения проблем, совмещать дружеские отношения и протекционизм с работой. Коррупционеры должны подвергаться общественному порицанию. Выбор человека совершать или не совершать коррупционное деяние не должен сопоставляться с тяжестью наказания и ожидаемыми выгодами от совершения преступления», - говорится в тексте документа. Для решения этой задачи, как считают разработчики Концепции, потребуется принятие новых коммуникационных мер с декомпозицией на уровне различных целевых групп. За столь сложной, на первый взгляд, смысловой конструкцией, кроется широкоформатная разъяснительная работа, а также «точечное информирование граждан об их правах с разъяснением правовых актов понятным языком, кратко, а также с применением цифровых решений, в том числе автоматизированных сообщений по определенным жизненным ситуациям и юридическим фактам». Для привития же ценностей добропорядочности упор будет делаться на младшее поколение и институт семьи. Как отмечается, «темы добропорядочности и антикоррупционной культуры будут включены в систему образования. Необходимо сопровождать ребенка в различные возрастные периоды антикоррупционным образованием, начиная с дошкольного».

Государственные служащие тоже будут учиться противодействовать коррупции и бороться с ней. Текст Концепции утверждает, что скоро мы станет свидетелями того, как «обязательное антикоррупционное обучение государственных служащих с обеспечением его непрерывности, последовательности и актуальности» станет обыденной нормой. Также в среде служащих будут культивироваться принципы прозрачности, неподкупности и этичности. «В данном контексте ключевое значение имеет обеспечение конкурентной оплаты труда и социального пакета по принципу персонализации вклада каждого», - считают разработчики документа.

Для предпринимательства тоже появятся новые правила игры. Его будут стимулировать к ведению бизнеса честным путем за счет добровольной имплементации антикоррупционного стандарта. Ожидается, что это подвигнет отечественный бизнес к разработке и внедрению внутренних программ противодействия коррупции с конкретными мерами по недопущению коррупционных проявлений в деятельности компаний и их персонала. Также авторы Концепции предлагают предпринимателям начать включать в договора с контрагентами антикоррупционную оговорку, суть которой заключается в фиксировании фактов недопустимости совершения коррупционных правонарушений и готовности их своевременного предупреждения. «Для эффективности данных мер необходимо расширить компетенции антикоррупционных комплаенс-служб и развить рынок комплаенс-специалистов с внедрением соответствующих образовательных программ в вузах», - считают разработчики антикоррупционной концепции. Определенные надежды ими возлагаются и на широкое внедрение бизнес-реестра, в котором будут аккумулироваться всесторонние сведения о субъектах предпринимательства, в том числе, с позиции их порядочности и надежности. «Соответствие субъектов предпринимательства антикоррупционным рекомендациям будет служить основанием для применения мер их поощрения посредством экономических и репутационных стимулов», - резюмируют они.

Ну и, наверное, самым серьезным вкладом в трансформацию воспитании в казахстанцах антикоррупционной культуры станет совершенствование механизмов сообщений о коррупции. Новая концепция предлагает ряд серьезных изменений. В их числе не только упрощение способов цифровой коммуникаций, но и внедрение на законодательном уровне комплексной системы защиты лиц, сообщивших о фактах коррупции. «Необходимо закрепить меры по защите трудовых прав информаторов, оградив их от гонений и притеснений на рабочем месте. Должна быть гарантирована конфиденциальность информации о заявителе и об оказанном им содействии в противодействии коррупции с введением уголовной ответственности за ее разглашение», - говорится в тексте Концепции.

К слову сказать, по итогам прошлого года компетентные органы получили множество сообщений о фактах коррупции от граждан. Конечно, не все из них находили свое подтверждение, но в общем, это очень важный и эффективный инструмент привития антикоррупционной культуры. Кстати, 147 казахстанцев, сообщивших о правонарушениях в этой сфере в прошлом году, за предоставление сведений были премированы на сумму в 46,5 миллиона тенге.

В обществе, безусловно, отношение к этому явлению далеко неоднозначное. Но авторы концепции уверяют, что приложат усилия к трансформации восприятия этого вопроса с негативного на позитивный. «Важно сформировать правильные установки в общественном сознании. Культура неприятия коррупции не должна ассоциироваться с доносительством», - уверяют они.

Насколько заложенные в Концепции нормы будут эффективны, конечно же, покажет время. Но хочется верить, что именно они донесут до каждого казахстанца главный месседж президента Касым-Жомарта Токаева, касающийся аспектов строительства «Нового Казахстана». А звучит он ясно и просто: «Никто не может быть выше Закона»…