Взятый президентом курс на построение «Справедливого Казахстана»  находит ожесточенное сопротивление на местах. В сложившихся после январских событий реалиях не требующая доказательств аксиома о том, что перед законом все равны, рьяно оспаривается его вершителями. Правосудие в их руках по-прежнему является разменной монетой, благодаря чему само понятие закона стремительно девальвируется, превращаясь в лишенный смысл атрибут.

Копившийся в обществе годами запрос на справедливость спровоцировал не только крупноформатные реформы, но и породил своего рода побочный эффект, заключающийся в том, что теперь между понятиями «чиновник» и «преступник» стал автоматически ставиться знак равенства. Акты, доказательства? Увольте, это прошлый век. В новое время процессами стало рулить общественное мнение, и компетентные органы усиленно стараются стать частью народившегося тренда двигаться исключительно в его фарватере.

Итог оказался предсказуемым. Стремление вопреки закону и здравому смыслу «быть с народом» стало благодатной почвой для сведения счетов практически с каким угодно госслужащими. Любой донос, да что там донос – просто тонкий намек на толстые обстоятельства теперь становится билетом в один конец для ставшего по различным причинам неугодным чиновника. Современная судебная практика просто-таки кишит подобными примерами.

Один из последних инцидентов из этой серии произошел в ВКО. История на самом деле не стоила бы и выеденного яйца – таких у нас воз и маленькая тележка, но «весомость» и публичную известность ей придал тот факт, что одной из сторон криминального треугольника стал насильно втянутый в него региональный чиновник.

Несколько лет назад одно из управлений ВКО выступило заказчиком прокладки коммуникаций к важному для региона промышленному объекту. Его выиграла компания, которая обязалась выполнить строительно-монтажные работы качественно и в срок, но своих обещаний не только не выполнила, но и хорошо погрела руки, запустив их в бюджетные закрома и прикарманив более 100 миллионов тенге путем внесения в акты выполненных работ фиктивных данных. Махинации, конечно, быстро вскрылись, деньги были возвращены в бюджет, а покусившийся на государственное добро частник привлечен к ответственности.  

Казалось бы, хэппи-энд, и в этой истории можно ставить жирную точку. Но кто-то решил это ЧП регионального масштаба превратить в громкое шоу. Средством выступил уже упомянутый чиновник, в отношении которого были выдвинуты серьезные уголовные обвинения.

Несмотря на то, что проведением тендера и подписанием договора госзакупок занимался его предшественник, ему вменили оказание протекции проворовавшемуся подрядчику с целью «извлечения материальных благ», причем, в сговоре и группой лиц. Формальным поводом стали подписанные им на основе личного осмотра и выводов технадзора акты, в которых позднее были обнаружены фиктивно внесенные данные, что и позволило увести средства из бюджета. Умельцев шить по живому белыми нитками не остановило ни то, что выдвигаемые ими претензии, согласно нормам УПК, должны были рассматриваться исключительно в рамках гражданско-правовых взаимоотношений, ни то, что в данном конкретном случае чиновник в принципе не мог быть соучастником совершенного преступления, так как был уверен, что проект реализуется качественного, в полном объеме и в срок. В числе требований, которые предъявлялись к нему, как к кандидату на замещение должности руководителя управления, не значилось наличие специального технического образования, не говоря уже о навыках сметчика, или специалиста по технадзору. Да и должностные инструкции не требовали от него обнюхивать или замерять длину проложенных коммуникаций – для этого есть специалисты, не доверять выводом которых у чиновника оснований не было.

По логике, суд, памятуя о словах главы государства о том, что «если госслужащий ошибся при принятии решения, при этом не преследуя злого умысла похитить бюджетные средства или незаконно обогатиться за счет взятки, он не должен привлекаться к уголовной ответственности»,   должен был бы отпустить чиновника на все четыре стороны, тем более, что никакого сговора с кем-либо в его действиях усмотрено не было, а якобы испытываемое им желание незаконного обогащения разбилось о вступивший в законную силу приговор в отношении подрядчика проекта, в котором черным по белому записано, что тот незаконно завладел бюджетными средствами путем обмана заказчика в лице сотрудников управления, и никак иначе.

Но слишком уж крупной по региональным меркам рыбой оказался чиновник, а потому, даже не смотря на отсутствие состава преступления, все равно был признан виновным в умышленном злоупотреблении служебным положением, повлекшим тяжкие последствия, и приговорен к ограничению свободы и пожизненному лишению  права занимать должности на госслужбе.

Правовой паноптикум? Ничего подобного. Это уже обыкновенная практика, которая требует к себе пристального внимания руководства Верховного суда, правоохранительных органов. Наблюдающееся с их стороны бездействие фактически дезавуирует запущенный президентом мощнейший идеологический посыл о законности и справедливости для всех, невзирая на положение, происхождение и социальный статус. Если подобная порочная практика не будет экстренно пресечена, то такими темпами «компетентные» органы умудрятся в рекордные сроки похоронить идею «Справедливого Казахстана», а попутно под корень вырезать все сословие государственных служащих…