Есть профессии, которые в любом обществе имеют особую ценность и будут востребованы им всегда, даже если всё вокруг станет оцифрованным и компьютеризированным. Поэтому им в любые времена государство должно оказывать повышенное внимание и активную поддержку. Одна из них – педагогическая. Очевидно, что чем результативнее труд учителя, преподавателя, наставника, тем больше в стране образованных и компетентных людей, тем она успешнее и конкурентоспособнее.

При этом очень важно, чтобы педагогическую профессию юноши и девушки, которым предстоит вхождение во взрослую жизнь, выбирали не, так сказать, по остаточному принципу (например, потому, что полученные ими в школьных стенах знания не позволяют поступить по гранту на другие специальности, считающиеся более престижными), а осознанно. И чтобы в педвузы шли преимущественно, говоря языком советских лет, отличники и ударники, поскольку им, хорошо освоившим школьную программу, легче дастся и вузовская. Соответственно из них вырастут более грамотные и квалифицированные педагоги.

Отсюда вытекает необходимость популяризировать эту профессию среди представителей подрастающего поколения, повышать степень её привлекательности в их глазах, что, в свою очередь, подразумевает осуществление целого комплекса мер. Они касаются профориентационной работы среди учащихся школ, формирования государственного образовательного заказа на подготовку специалистов, повышения доходов и в целом улучшения условий жизни педагогов (в наш прагматичный век для молодёжи, «обдумывающей житьё», очень важно знать, какие перспективы материального плана их ждут в будущем), отношения к ним со стороны общества. В Казахстане наиболее активная фаза реализация таких мер пришлась на последние пять лет. И сегодня уже можно говорить о несомненной положительной динамике, которая нашла отражение, прежде всего, в «качестве» абитуриентов, делающих выбор в пользу профессии учителя.

Пять лет назад в Казахстане началась работа над проектом Закона «О статусе педагога» (он был принят в 2019-м). В его концепции констатировалось: «Средний балл на получение гранта по педагогическим специальностям в 2018 году составил 78–84 из 140 возможных (наиболее низкий балл среди специальностей). Более того, подавляющее большинство обучающихся (70-80%) поступают на педагогические специальности на платной основе с еще более низким баллом – 50».

А теперь посмотрите на результаты прошлогодней вступительной кампании. Минимальный порог для того, чтобы получить возможность за государственный счёт обучаться в вузе на учителя математики, составил 124 балла из 140 возможных. Это по общему конкурсу, а поступавшим по сельской квоте необходимо было набрать 118. Ненамного меньшее количество баллов потребовалось по итогам ЕНТ для завоевания образовательных грантов будущим учителям музыки – 123, физкультуры – 122, английского – 120, казахского языка и литературы, а также физики – по 113. Примерно такие же минимумы для зачисления на бюджетное обучение были на специальностях, которые казахстанская молодёжь всегда считала самыми престижными, – «международные отношения и дипломатия», «менеджмент и управление», «финансы и банковское дело», «юриспруденция».

Довольно высокий конкурс был и среди тех, кто выбрал другие направления педагогической деятельности. Скажем, будущим учителям химии, чтобы рассчитывать на гранты, нужно было набрать не менее 97 баллов, биологии, русского языка и литературы – 93-х, информатики – 92-х. Кстати, для поступления даже на платные отделения тем, кто решил пойти в эту профессию, требовалось на ЕНТ правильно выполнить, как минимум, 75 тестовых заданий из 140. Тогда как большинству остальных, за исключением будущих медиков, достаточно было преодолеть отметку в 50.

Словом, можно сказать, что выпускники, получившие в школах хорошие базовые знания, начали менять своё отношение к учительской профессии, которая ещё относительно недавно считалась малопрестижной, непривлекательной для молодёжи с точки зрения жизненных перспектив. И это крайне важная тенденция, позволяющая надеяться на то, что с каждым годом в общеобразовательные учреждения будет приходить всё больше и больше молодых специалистов, которые по мере обретения и накопления практического опыта могут стать высококвалифицированными педагогами, способными дать учащимся качественные знания.

Безусловно, здесь непосредственное влияние оказал тот самый комплекс мер государственной поддержки, о котором говорилось выше. Прежде всего, речь идёт о том, чтобы учитель перестал восприниматься как человек, еле-еле сводящий концы с концами и вынужденный браться за любую подработку, чтобы прокормить свою семью. Ежегодно правительство на 25 процентов повышает заработные платы педагогов (нынешний 2023-й тоже не стал исключением), и если в 2017-м их средний уровень в целом по системе образования составлял 64,9 процента от зарплаты среднестатистического казахстанца, то сейчас этот показатель достиг 85 процентов. А утверждённый в конце 2021-го национальный проект «Образованная нация» предусматривает, что в ближайшие годы средняя зарплата в этой сфере будет, как минимум, не меньше, чем средняя по всем отраслям.

Также можно вспомнить уже упомянутый закон «О статусе педагога», вступивший в силу четыре года назад и чётко установивший права, социальные гарантии и ответственность работников системы образования. Учителей, преподавателей освободили от выполнения функций, не входящих в перечень их профессиональных обязанностей, от лишней нагрузки. Им установили различные доплаты, стимулирующие их к получению дополнительного образования и к повышению квалификации. Предусмотрели возможность предоставления педагогам в приоритетном порядке мест в детских дошкольных учреждения, выплат компенсаций за расходы на аренду жилья и коммунальное обслуживание, а также на санаторно-курортное лечение.

В различных регионах страны местные власти реализуют льготные программы предоставления жилья, охватывающие в том числе и педагогических работников. Где-то практикуется выдача жилищных сертификатов, где-то используют иные механизмы. Скажем, в самом крупном городе страны действует льготная молодёжная ипотека «Алматы жастары». Так вот, начиная с нынешнего 2023 года, акимат решил ежегодно включать в список её получателей по 50 молодых учителей.

Всё это очень важно в плане популяризации профессии педагога и повышения её престижа в глазах подрастающего поколения. Ведь если учитель имеет стабильный и хороший заработок, постоянную крышу над головой, если ему не нужно искать источники дохода где-то на стороне, если его никто не дёргает, не отвлекает от основной работы, если он приходит в школу с хорошим настроением, не отягощённый грузом житейских проблем, то дети всё это прекрасно видят и чувствуют. А значит, педагогическая профессия начинает у них ассоциироваться с чем-то надёжным и привлекательным, с тем, чему можно посвятить жизнь.

Безусловно, большое значение с этой точки зрения имеет и моральное поощрение. Ежегодно лучшие учителя и преподаватели страны награждаются государственными орденами и медалями, нагрудными знаками «Почётный работник образования Республики Казахстан». А в прошлом году Министерство просвещения РК решило учредить почётный знак «Ұстаздық қызметіне адалдығы үшін» («За верность профессии»). Его будут вручать педагогам, чей стаж составляет более 25 лет….