60 лет назад, в 1963-м, был снят первый и, возможно, самый сильный по эмоциональному воздействию казахский фильм, посвящённый теме Великой Отечественной войны. Назывался он «Сказ о матери». Воплотившая на экране образ главной героини актриса Амина Умурзакова спустя год на всесоюзном кинофестивале получила приз за лучшую женскую роль. В то же время следует сказать, что в советский период в Казахстане создали на удивление мало художественных лент о войне, если, конечно, не считать те, которые появились во фронтовые годы благодаря эвакуированным в Алма-Ату кинематографистам с «Мосфильма» и «Ленфильма».

Материнская доля

С 1945-го до 1963-го, то есть почти за два десятилетия, на Алма-Атинской киностудии было снято более двадцати пяти художественных кинокартин. В том числе пять об установлении советской власти и гражданской войне, шесть о труде и быте сельчан (две из них посвятили подъёму целины), три, говоря по-современному, байопика – об Абае, Джамбуле и Чокане Валиханове, три на так называемую «производственную» тематику, три кинокомедии, четыре социальные драмы, один детский… И при этом ни одной о Великой Отечественной!

Между тем, в период оттепели, начавшийся в середине 1950-х, в СССР стали появляться фильмы, в которых войну показывали не столько через проявление героизма, сколько через драмы обычных людей. Пожалуй, «первой ласточкой» в этом отношении стали «Летят журавли» режиссёра Михаила Калатозова (1957-й) – единственная советская художественная кинолента, удостоенная Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля. Затем, в конце 1950-х – начале 1960-х, по экранам прошли столь же пронзительные «Баллада о солдате» и «Чистое небо» Григория Чухрая, «Судьба человека» Сергея Бондарчука, «Иваново детство» Андрея Тарковского…

Возможно, именно они, а особенно «Баллада о солдате», вдохновили 40-летнего кинорежиссёра «Казахфильма» Александра Карпова взяться за фильм о простой казахской женщине, живущей ожиданием ушедшего на фронт единственного сына. Он сам прошёл войну, а в 1956-м после окончания Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) приехал в Алма-Ату. Его дебютной картиной стала комедия «Наш милый доктор», в съёмках которой он помогал Шакену Айманову. Затем Карпов уже самостоятельно снял три фильма, а в одном даже выступил как актёр. С таким багажом он и подошёл к работе над «Сказом о матери».

Сценарий писали Александр Сацкий и Жумабай Ташенов. О втором мало что известно, а первый в 1962-м окончил сценарный факультет ВГИК и трудился на Киевской киностудии имени Довженко. Через десять лет он станет сценаристом знаменитого фильма «В бой идут одни старики», в основу сюжета которого легли в том числе воспоминания казахстанского лётчика, дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского. В числе актёров, занятых в картине, помимо Амины Умурзаковой, можно назвать Канабека Байсеитова (муж Куляш Байсеитовой), Бикен Римову, Серке Кожамкулова…

Хотя к тому времени в Казахстане уже появились цветные кинокартины (первая из них – вышедшая на экраны в 1955-м музыкальная комедия «Девушка-джигит»), «Сказ о матери» был снят на чёрно-белой плёнке. Это простой, вроде бы без особых изысков, но полный драматизма фильм. Имя главной героини ни разу не называется, тогда как, например, её единственного сына зовут Асан, а девушку, которую он любит, – Шолпан. Возможно, «обезличив» женщину, режиссёр тем самым хотел подчеркнуть, что её образ олицетворяет собой всех матерей, чьи дети ушли на войну.

От Асана давно нет писем, молодая аульная почтальонша, отчаявшаяся приносить похоронки («черную весть»), отказывается от этой работы, и делать её вызывается героиня Умурзаковой. Ведь она понимает, с каким нетерпением люди, особенно матери, ждут весточек с фронта. Женщина не умеет читать и поначалу просит школьников помочь ей разобраться с письмами, но постепенно осваивает грамоту. Однажды её вызывают в военкомат. Зритель остаётся в неведении, что конкретно ей там сказали о судьбе сына – то ли погиб, то ли пропал без вести. Тем не менее, она не впадает в отчаяние, продолжает надеяться и поддерживать надежду в сердцах других односельчан. Завершается фильм так: главная героиня приводит домой мальчика, эвакуированного из блокадного Ленинграда, с улицы слышны крики «Солдат идёт!», а вдали виднеется фигура парня в военной шинели – его лица не разглядеть, и каждая из женщин, в том числе мать Асана, надеется, что это её сын…

Съёмки закончили в 1963-м, а премьерный показ приурочили к Женскому дню 8 марта следующего года. На эту же дату пришлось 44-летие Амины Умурзаковой – она родилась в 1919-м недалеко от Семипалатинска, на территории, которую в тот период контролировало правительство «Алаш-Орды», а день её рождения записали произвольно, как тогда было принято. Нельзя сказать, что картина имела кассовый успех (впрочем, «Летят журавли» и «Баллада о солдате» тоже собрали не самую большую, по меркам советского кино, зрительскую аудиторию). Но зато она получила положительные оценки кинокритиков – с чисто художественной точки зрения фильм, несомненно, получился. Мало того, он и по сей день считается одним из лучших произведений, созданных казахстанским кинематографом за всю его историю. Ну, и, конечно, нельзя не отметить отличное исполнение главной роли.

В середине лета 1964-го в Ленинграде проходил первый «номерной» всесоюзный кинофестиваль (до этого состоялись три нерегулярных). По его итогам призы за лучшую женскую роль получили Амина Умурзакова за «Сказ о матери», Екатерина Савинова за лирическую комедию «Приходите завтра» и литовская актриса Вия Артмане за драму «Родная кровь», а за лучшую мужскую – Николай Черкасов и Анатолий Папанов. В одном из выпусков киноальманаха, которые обычно демонстрировали перед художественными сеансами, показали, как награждают Умурзакову и Савинову.

Мало, очень мало…

После 1963-го и вплоть до развала Союза «Казахфильм» выпустил около полутора сотен полнометражных и короткометражных художественных лент – в среднем по шесть ежегодно. И из этих почти 150 работ лишь пять посвящены Великой Отечественной, а ещё столько же так или иначе затрагивают эту тему. Для советского кинематографа, частью которого был казахский, столь низкий процент выглядит удивительным.

В 1966-м режиссёр-фронтовик Мажит Бегалин, потерявший на войне руку, взялся за фильм о героях-панфиловцах. В основу сценария лёг роман Александра Бека «Волоколамское шоссе», но когда часть материала уже была отснята, писатель выразил неудовольствие увиденным – ему, по словам Бегалина, не понравилось «слишком сильное выпячивание героизма именно казахских воинов». Поэтому дальше пришлось опираться на книгу Бауыржана Момыш-улы «За нами Москва», и такое же название получила сама кинолента. На роль Бауыржана режиссёр пригласил киргизского актёра Асанбека Умуралиева, а в образе генерала Панфилова предстал очень популярный в то время Всеволод Санаев.

Через три года тот же Бегалин снял картину «Песнь о Маншук», рассказывающую об отважной казахской девушке, с которой он служил в одной стрелковой бригаде. В работе над фильмом приняли участие Андрей Михалков-Кончаловский и его младший брат Никита Михалков: первый написал сценарий, а второй сыграл главную мужскую роль. В образе Маншук Маметовой предстала Наталья Аринбасарова, под которую в общем-то и писал сценарий Михалков-Кончаловский, на тот момент ещё её муж, а матери героини – Фарида Шарипова, позже удостоенная звания народной артистки СССР (Умурзакова его так и не получила). На 4-м всесоюзном кинофестивале в 1970-м Аринбасарова за эту работу получила второй приз в номинации «Лучшая женская роль», а первый достался Татьяне Дорониной, сыгравшей в мелодраме «Три тополя на Плющихе».

В 1972-м Нурмахан Жантурин, больше известный как актёр, и Гук Ин Цой сняли фильм «Лесная баллада», в основу которого легла документальная повесть Ади Шарипова «Дочь партизана» о судьбе 10-летней казахской девочки, дочери офицера: она остаётся одна на оккупированной немцами территории. Баглан Ержанова, исполнительница роли маленькой Айгуль, получила специальный диплом на всесоюзном кинофестивале 1973-го, который проходил в Алма-Ате.

Следующей художественной картины о войне от «Казахфильма» пришлось ждать целых тринадцать лет: в 1985-м киргизский режиссёр Болот Шамшиев снял на нашей киностудии ленту «Снайперы» об Алие Молдагуловой и её боевых подругах Главную роль сыграла Айтурган Темирова, тоже представительница киргизского кинематографа, жена Шамшиева, внешне очень похожая на свою героиню. Кстати, уже в годы независимости в отечественных СМИ можно было увидеть фотографию Темировой в этом образе, подписанную «Алия Молдагулова».

В конце того же 1986-го на экраны вышел едва ли не единственный снятый «Казахфильмом» приключенческий фильм о событиях Великой Отечественной – «Тройной прыжок «Пантеры» режиссёра Лейлы Аранышевой. Сюжет такой: на территорию Казахстана, куда война не добралась, немецкое командование забрасывает свой десант. Съёмки проходили преимущественно в Кзыл-Орде и её окрестностях. Главную роль исполнил известный в прошлом боксёр Абдрашид Абдрахманов, первый чемпион СССР в этом виде спорта из Казахстана. Правда, фильм получился не самым удачным.

Кроме того, в начале 1980-х на экранах появились фильмы о событиях в тылу – «Солёная река детства» и «Долгий млечный путь». Первый повествует о старике и трёх подростках, которые переправляют на лодках по полноводной и бурной Сырдарье грузы, необходимые для фронта. Второй – о том, как в 1944-м из Казахстана перегоняли тысячи голов крупного рогатого скота на Украину, в помощь освобождённому от фашистов Донбассу.

Было ещё несколько картин, в которых звучит эхо войны. В 1966-м Шакен Айманов по сценарию Олжаса Сулейменова снял киноленту «Земля отцов». В центре повествования – старик-казах, который в первое послевоенное лет едет на место гибели сына, чтобы перевезти его прах на родину. Фильм «Возвращение сына» Шарипа Бейсенбаева (1977-й) рассказывает о том, как русская женщина, потеряв в годы войны своего ребёнка, нашла его спустя тридцать лет – мальчика воспитала казашка. Главные роли сыграли замечательные актрисы Лидия Смирнова и Бикен Римова. Также вспоминается «Сестра моя Люся» Ермека Шинарбаева (1985-й), где тоже обыгрывается аналогичная тема.

Вот, пожалуй, и всё…