О так называемом западном лобби в Казахстане говорят давно, а в последнее время, особенно на фоне ослабления позиций РФ в ЦА, его «следы» эксперты видят повсюду. К примеру, в тех же требованиях национал-популистов отменить День Победы (якобы это не наш праздник) или в призывах подключиться к антироссийским санкциям. О том, за счёт чего и кого это лобби набирает вес и какое влияние оно оказывает на внутриполитические процессы в стране, рассуждает Арман Кудабай, журналист, преподаватель КазНУ им.аль-Фараби.

- Создаётся ощущение, что в условиях усиления антироссийских и антикитайских настроений в Казахстане стремительно растёт крен в сторону Запада. С чем вы это связываете?

 – Мне часто задают этот вопрос, в том числе друзья из России и стран Центральной Азии. Знаете, что я отвечаю? А чего вы ожидали, если значительное количество нашей молодёжи и даже моих сверстников обучались либо продолжают обучаться на гранты ЕС и США? Причём это не только зарубежные образовательные программы, но и стажировки по магистратуре и докторантуре, производственные практики и программы академической мобильности от отечественных вузов. Практически 90 процентов наших магистрантов выбирают для прохождения научной стажировки именно европейские страны и Штаты.

Одно время я жёстко выступал против идеи запретить деятельность в Казахстане приёмных комиссий российских вузов (с такой идеей носились наши национал-популисты) и искренне радовался тому, что казахстанцы по численности (около 70 тысяч!) занимают первое место среди иностранных студентов в РФ. Но потом понял ошибку российской стороны.

Главная её цель - заполучить лучшие кадры из числа приезжих. Связано это, прежде всего, с дефицитом собственных квалифицированных специалистов и даже нехваткой абитуриентов в отдельных вузах. Да и не секрет, что многие из тех наших граждан, кто едет учиться в Россию, сами планируют там осесть - получить ПМЖ, продолжить карьеру, в том числе в российских вузах. А чтобы у некоторых читателей не возникло соблазна поспекулировать на эту тему, скажу, что более половины эмигрирующих (в рамках образовательных программ) из Казахстана в РФ граждан – этнические казахи.

Тогда как западные образовательные программы предусматривают возвращение выпускников на родину. И дело тут вовсе не в опасениях относительно излишней иммиграции или нежелании брать «на содержание» выходцев из нашей республики. Как раз наоборот - это стратегия на будущее…

– А что в этом плохого? Казахстан получает квалифицированные кадры, прошедшие обучение по западным стандартам, а Россия решает свои проблемы…

– Да, по логике вроде именно так: Россия «переманивает» обученные по её собственным образцам «мозги» из Казахстана, а ЕС и США, наоборот, готовят для нашей страны кадры «по западным стандартам», как вы подчеркнули. Но во втором случае мы получаем не просто выпускников зарубежных вузов, а будущие лоббистские ресурсы Запада или, как я их ещё называю, последователей «прозападной партии». Только не надо утрировать, низводя этих людей до лиц, подписывающих украдкой некие секретные документы о «сотрудничестве». Речь идёт о «мягкой силе» как способе влияния на другие страны (концепцию «soft power» провозгласил ещё в начале 1990-х гг. профессор Гарвардского университета Джозеф Най).

А теперь добавьте к этой армии выпускников ещё и участников сотен программ по обучению, обмену, профстажировкам, академической мобильности – и вы поймёте, насколько мощной является эта «мягкая сила» Запада. Причём основная масса таких программ нацелена на так называемое «пост-обучение» (магистратуру, докторантуру и т.д.), а это уже нынешние и будущие преподаватели, то есть те, кто тесно работает с нашей молодёжью и кого принято именовать «лидерами мнения», «агентами влияния».

Увы, у России таких возможностей уже нет, хотя в бывшем СССР программы обучения и поддержки академкадров были гораздо шире. Вот и получается, что молодое и «среднее» поколение казахстанцев тяготеет к западным идеалам, а «пророссийскую партию» представляют в основном люди старшего поколения, получавшие высшее образование в советское время или защищавшие диссертации в ведущих вузах РФ. Иначе говоря, лоббистов от России, даже несмотря на то, что она обучает много казахстанских студентов, у нас в стране по сравнению с мощным потоком западной «мягкой силы», можно сказать, мизер.

Кстати, меня всегда удивляют причитания отдельных коллег по поводу того, что, мол, в СССР казахам не давали возможности защищать диссертации – при этом 80-90 процентов их же собственных защит проходили в Москве, Ленинграде, Новосибирске и т.д. Не думаю, что казахам в этом плане было труднее, чем тем же узбекам, кыргызам или грузинам... Я к тому, что сегодня необязательно ехать защищать диссертации в Россию, однако соответствующие программы поддержки, координирования и продвижения, думается, всё-таки нужны…

Пока же остаётся констатировать, что РФ, по сути, оголяет своё идеологическое пространство в ближнем зарубежье, тогда как Запад, несмотря на экономические и логистические трудности, продолжает вкачивать деньги в «лобби» (образовательные, научные, технологические и информационные) за рубежом.

– Как всё это влияет на политику, ведь речь идёт о научной и образовательной сферах?

– По этому поводу есть хорошее высказывание немецкого государственного деятеля Отто фон Бисмарка: «Германию создал прусский школьный учитель». Разумеется, сегодня можно по-разному толковать значение этих слов, но одно остаётся несомненным - роль преподавателя и наставника нам ещё предстоит оценить по достоинству…

Завершая обучение и становясь теми самыми преподавателями и руководителями различных подразделений в родных альма-матер, выпускники зарубежных программ оказываются в положении, когда их профессиональные связи с иностранными коллегами ограничиваются только той страной, где они проходили обучение. Как следствие, 80-90 процентов профессоров, приглашённых для чтения лекций, проведения мастер-классов и тренингов в отечественных вузах, - это представители западных стран. Плюс они часто выступают в роли непосредственных руководителей диссертаций и научных публикаций.

К слову, мне часто делают замечание, что я игнорирую встречи с американской профессурой. На что я спрашиваю: а почему только американцы? Почему к нам не приезжают россияне, белорусы, узбеки, кыргызы и прочие? В последнее время стали редкостью даже немцы, французы, китайцы или японцы, которые прежде нет-нет да наведывались в наши вузы. Создаётся ложное представление, что, кроме США, больше нигде нет достойных лекторов…

– Вы действительно полагаете, что приезжие лекторы способны менять мировоззрение наших граждан?

– Вы глубоко ошибаетесь, если считаете, что иностранные лекторы касаются сугубо академических тем. Недавно я побывал на одной из таких встреч, где приглашённый профессор, казалось бы, лишь краешком затронул тему российско-украинского конфликта, но успел (на вопрос из зала о допустимости другой точки зрения) без обиняков заявить о «путинской пропаганде»... При этом просьбу более конкретно аргументировать свою позицию он оставил без ответа.

Чтобы не допускать подобного, думается, и нужен баланс. Молодые люди должны иметь доступ к разной информации, в том числе от разных преподавателей, а также возможность самостоятельно и свободно её анализировать, сопоставлять и делать выводы. К примеру, я давно уже не спрашиваю американских гостей про ту же Великую Отечественную войну и Вторую мировую, поскольку знаю, что они скажут и как преподнесут…

Это что касается непосредственного воздействия. Относительно же «мягкой силы» приведу косвенный пример. Только в этом году я прочёл на страницах отечественной прессы новости о проведении в Шымкенте (!) этнофестиваля (!) под названием «Great Qazaq Games», а в Астане гастрономического фестиваля «Astana food fest» и благотворительного музыкального фестиваля «Біз біргеміз fest»… Невольно задаёшься вопросом: неужели «Қазақ Ұлы Ойындары» (Великие казахские игры) или «Астана тағам түрі мейрамы» (Астанинский праздник угощения) звучат хуже? Я уже молчу о заполонивших казахстанское образовательное пространство «кастингах», «квестах», «кейс-стори», «тимбилдингах» и т.д., вместо которых, думается, без особых затруднений можно было бы найти аналоги на родном языке…