В нынешнем году количество юношей и девушек, поступивших на первые курсы казахстанских вузов, вполне может достичь рубежа в 200 тысяч и даже превысить его. До исторического рекорда, который держится с уже далёкого 2004-го, дело вряд ли дойдёт, но все цифры, которые были после этого, почти наверняка будут превышены. Процесс превращения высшего образования в общедоступное и массовое на наших просторах не просто продолжается, но и получает дополнительное ускорение – причём здесь соответствующие ведомства действуют по принципу «все средства хороши».

Недавно были обнародованы итоги так называемого основного ЕНТ-2023, в ходе которого абитуриенты могли пройти тестирование дважды и соответственно выбрать при поступлении в вузы лучший из двух показанных результатов – это новшество ввели в прошлом году. Как сообщил заместитель министра науки и высшего образования Куаныш Ергалиев, из 162-х тысяч сдавших экзамены 135 тысяч, или 83,3 процента, сумели преодолеть пороговый уровень, а значит, могут быть зачислены в университеты – если не на бюджетные (бесплатные) места, то, как минимум, на платные. «Данный показатель увеличился на 16% по сравнению с прошлогодним ЕНТ», - не без удовлетворения отметил вице-министр, после чего добавил: «Средний балл составил 73 балла, что на 7 выше, чем в предыдущем году».

Стоит напомнить, что год назад из 154-х тысяч участников основного тестирования с пороговым значением справились 102 тысячи, или 66,9 процента (две трети). С тех пор ни «порог», ни формат проведения ЕНТ не претерпели особых изменений, а значит, судя по данным, которые озвучил вице-министр, налицо значительный прогресс в уровне знаний абитуриентов. Но мы-то прекрасно отдаём себе отчёт в том, что число юношей и девушек, набравших минимально необходимое для поступления в вузы количество баллов, можно легко регулировать – либо упрощая, либо, наоборот, усложняя тестовые задания.

Именно поэтому в разные годы доля проваливших ЕНТ менялась в очень широком диапазоне – от 9,6 до 39,3 процента. То есть на самом деле этот показатель никоим образом не отражает глубину и качество усвоения выпускниками школ учебной программы. Аналогично и со средним баллом: например, при максимуме в 125 он колебался от 71 до 87, при максимуме в 140 тоже сильно менялся и в ту, и в другую сторону. А повышение с прошлогоднего значения «66» до нынешнего «73» может быть лишь ещё одним свидетельством в пользу того, что профильное министерство просто решило создать абитуриентам режим наибольшего благоприятствования. Зачем это было нужно? Давайте разбираться.

В прошлом году немалая часть государственного образовательного заказа – главным образом, та, что была выделена на подготовку кадров для «инженерных, обрабатывающих и строительных отраслей» (не очень грамотная формулировка, но так написано в официальных документах) – осталась невостребованной. Причина в том, что молодых людей, согласных учиться на таких факультетах и при этом набравших 50 баллов, то есть минимум, требуемый для зачисления в университеты, оказалось существенно меньше, чем самих грантов.

Например, по специальности «механика и металлообработка» потенциальным первокурсникам собирались предоставить 1605 бюджетных мест, а приняли в вузы более чем в два раза меньше – 762. На «химическую инженерию и процессы» выделили 890 грантов, а получили их в итоге лишь 149 абитуриентов. Похожая ситуация и с такими специальностями, как «текстиль: одежда, обувь и кожаные изделия» – соответственно 900 и 187, «производство материалов (стекло, бумага, пластик, дерево)» – 190 и 27, «материаловедение и технологии» – 165 и 83… Список можно продолжить.

Было сорвано, причём безнадёжно, и выполнение адресно-целевого образовательного госзаказа, который касался двух западных областей – Мангистауской и Атырауской (эта новация, по всей видимости, имела целью снижение социальной напряжённости среди молодёжи самых протестных регионов). Из предоставленных им 10 тысяч грантов были «освоены» лишь около двух с половиной тысяч, или менее четверти. Причина та же – в прикаспийском крае оказалось явно недостаточно юношей и девушек, сумевших по итогам основного ЕНТ достичь порогового уровня в полсотни баллов.

В нынешнем году на подготовку бакалавров, которым предстоит в будущем трудиться в «инженерных, обрабатывающих и строительных отраслях», выделили даже чуть больше грантов, чем в прошлом, – в общей сложности 18.744. По многим специальностям, включая те, где год назад имел место большой недобор студентов, объём госзаказа остался примерно на том же уровне. Скажем, на «механику и металлообработку» выделили 1700 мест, на «химическую инженерию и процессы» – 943, на «текстиль: одежда, обувь и кожаные изделия» – 750, на «производство материалов (стекло, бумага, пластик, дерево)» – 220, на «материаловедение и технологии» – 174 и т.д.

Адресный заказ для регионов сократили вдвое – до 5 тысяч, и теперь он распространяется не только на запад страны, но и на густонаселённые (Туркестанская) и созданные в прошлом году области. При этом нужно иметь в виду, что Мангистау, Атырау и Туркестан традиционно демонстрируют низкий уровень знаний школьников – это касается и ЕНТ, и тестирования, проводимого в рамках международного исследования PISA, и других форм как внешней, так и внутренней оценки знаний учащихся.

А чтобы не случилось, как в прошлом году, когда осталась невостребованной значительная часть грантов, выделенных на подготовку инженеров и технологов, на облегчение доступа к высшему образованию для молодёжи отдельных регионов, соответствующие ведомства вполне могли пойти на изменение степени сложности тестовых заданий. Это не утверждение, а лишь предположение. Но очень похоже на то, что именно так и было. Попутно упростилось поступление в вузы и для тех, кто даже не мечтает о государственных грантах и согласен учиться на платной основе, в том числе на факультетах, не связанных с инженерией.

Мало того, у всех абитуриентов ещё до основного ЕНТ были две возможности преодолеть пороговый уровень – в январе и марте. Ещё одна будет предоставлена в августе. В сумме пять попыток. И даже если все они окажутся неудачными (а это может означать только одно – что такие выпускники школ либо не имеют никаких способностей к усвоению учебных предметов, либо откровенные лодыри), вузы всё равно распахнут перед «аутсайдерами» свои двери: их могут зачислить на платные отделения. Правда, условно: в следующем году они должны будут снова принять участие в ЕНТ (опять же им дадут несколько попыток), чтобы набрать минимум баллов, необходимый для продолжения обучения в университетах.

В прошлом году на первые курсы поступили в общей сложности 163,5 тысячи юношей и девушек. Среди них были и вчерашние школьники, преодолевшие пороговый уровень, а также зачисленные условно, и те, кто уже имеет высшее образование, и выпускники колледжей. К слову, последние, если они собираются учиться в вузах по специальностям, аналогичным тем, которые они получили в системе ТиПО, могут быть приняты без сдачи ЕНТ: им достаточно пройти собеседование, которое проводят приёмные комиссии самих университетов. А эти комиссии вряд ли станут сколь-нибудь строго относиться к таким абитуриентам – ведь вместе с ними в высшие учебные заведения придут дополнительные деньги.

Если учесть, что в нынешнем году по итогам основного ЕНТ право быть зачисленными в вузы получили на 32 тысячи человек больше, чем в прошлом, что количество окончивших колледжи тоже увеличилось, то можно дать такой прогноз: казахстанские университеты этой осенью примут в сумме от 190 до 200 тысяч первокурсников. Это будет самая большая цифра за последние тринадцать лет. Рекордным же остаётся 2004-й год, когда на первые курсы поступили 221,7 тысячи молодых людей. Но в тот период вузов у нас насчитывалось в полтора раза больше, чем сейчас (181 против 120), они были даже в райцентрах, занимая там небольшие помещения, и принимали студентами всех подряд – лишь бы платили.

При сохранении нынешней тенденции рекорд почти двадцатилетней давности может пасть уже в ближайшие годы…