На каком языке представители подрастающего поколения должны получать школьное образование? Накануне начала нового учебного года в казахстанских, особенно в казахскоязычных, СМИ и в соцсетях появилось немало публикаций на эту тему. Их авторы выражали озабоченность тем, что по-прежнему довольно много родителей-казахов отдают своих детей в русские классы. В этой связи снова прозвучало недовольство существованием в стране смешанных школ, а кое-кто и вовсе предложил радикальные способы решения проблемы.
В числе прочих на эту тему выступило издание «Айқын», которое входит в холдинг «Нур-медиа», принадлежащий главной провластной партии «Аманат». Автор статьи сетует по поводу слишком большого, как он считает, количества смешанных школ в Казахстане и приводит высказывание учёного, доктора филологических наук Мекемтаса Мырзахметулы, будто бы заявившего, что они «превратились в фабрики по увеличению числа шала-казахов».
Насколько это соответствует истине? Если соответствует, то почему такое происходит? В чём проблема? В том, что само существование смешанных школ «провоцирует» родителей на то, чтобы отдавать детей в их русские классы? Или же в том, что обучающиеся на казахском языке, общаясь во внеурочное время с русскоязычными сверстниками, начинают разговаривать на «великом и могучем» (именно на это упирают многие радетели за «ана тілі»?). К сожалению, автор статьи ничего конкретного на сей счёт не сказал и довольствовался цитатой, якобы принадлежащей Алихану Букейханову: «Увеличение количества смешанных школ – один из способов уничтожить нацию как нацию».
Возможно, лидер «Алаш-Орды» и говорил такое, хотя это ещё нужно проверить, но сам он, если верить написавшему про него книгу доктору исторических наук Виктору Козодою, учился именно в школе подобного типа (хотя, конечно, система обучения была другой) – русско-киргизской в Каркаралинске вместе с родившимся там знаменитым генералом Лавром Корниловым. То же самое относится к Мустафе Шокаю, который получил начальное образование в Перовске, ныне Кызылорде, – там такие учебные заведения официально именовались русско-туземными. В современном Казахстане оба они считаются наиболее выдающимися деятелями национально-освободительного движения.
Однако вернёмся в день сегодняшний. Действительно, большинство казахских детей, получающих образование на русском языке (два года назад их было в обшей сложности 417 тысяч), ходят в смешанные школы – таких учащихся тогда насчитывалось 290 тысяч. Но что конкретно предлагают люди, протестующие против существования этих учебных заведений, не совсем понятно (обычно они лишь предъявляют претензии, а вот чётко сформулированных предложений от них не дождёшься)? Сделать их чисто казахскими? В таком случае куда девать не только эти 125 тысяч учащихся «титульной» национальности, но и около 600 тысяч представителей других этносов, обучающихся в русских классах таких школ? Тем более в условиях острейшего дефицита ученических мест.
Например, в Астане на учреждения смешанного типа приходится более половины всех школьников, в Алматы – около трети, а в Шымкенте – почти две трети (согласно данным за 2021-й). Между тем, в этих городах учебные классы уже переполнены, земельных участков под новое строительство, особенно в районах с многочисленными «человейниками», не хватает, население вследствие притока значительного количества внутренних мигрантов (в прошлом году на ПМЖ в Астану и Алматы перебрались около 300 тысяч жителей других регионов) растёт очень быстрыми темпами. В такой ситуации отказ от смешанных школ приведёт к настоящему хаосу и к тому, что для немалой части детей получение среднего образования на языке, который они или их родители считают предпочтительным, станет недоступным. А это уже нарушение конституционных прав граждан.
Примерно в те же дни главная официальная казахскоязычная газета республики «Егемен Қазақстан» посвятила рассматриваемой теме статью, в которой появление новых смешанных школ в одном из регионов страны преподнесено, напротив, как большое достижение. На этот факт как на положительный пример сослался и автор упомянутой публикации в «Айкыне», при этом, напомню, выступивший резко против таких учебных заведений в целом. С чего бы это вдруг?
Всё объясняет заголовок – «Орыс мектебімен қоштасқан облыс» («Область, простившаяся с казахскими школами»). Оказывается, в Улытауской области, которая была образована чуть больше года назад и которой в качестве акима руководит Берик Абдыгалиулы, бывший мажилисмен, ещё недавно возглавлявший международное общество «Қазақ тілі» и вообще известный защитник интересов родного языка, три остававшиеся в регионе русские школы недавно сделали смешанными. Два таких учебных заведения в городе Сатпаеве и одно в Каражале открыли набор в казахские классы.
Параллельно в районе, носящем то же название, что и вся область, в Улытауском, как сообщает автор публикации, полностью прекращён приём документов в русские классы смешанных школ (до сего дня там было три таких образовательных учреждения). При этом в районе проживают около семисот русских, украинцев, немцев... Неужели они все скопом, как и часть казахов, прежде делавшая выбор в пользу русскоязычного образования, согласились на то, чтобы их малыши, которым в нынешнем году или в скором будущем предстоит пойти в школы, обучались на казахском? Или здесь не обошлось без использования административного ресурса? В этой связи напрашивается сравнение с Аральском, райцентром в Кызылординской области: в городе ещё лет двадцать назад оставалось менее сотни неказахов, но, тем не менее, в единственной смешанной школе по сей день есть русские классы, и спрос на них сохраняется.
Автор статьи в «Егемен Қазақстан», приветствуя превращение теперь уже бывших русских школ в смешанные, в то же время высказывает сожаление по поводу того, что учебных заведений с разными языками обучения в Улытауской области всё ещё остаётся немало. С этим обстоятельством он напрямую связывает довольно большое количество казахских детей, получающих образование в русских классах, – например, в Жезказгане они составляют почти 40 процентов ученического контингента, осваивающего школьные знания на «языке соседней страны».
Издание «Qazaq uni» («Голос казаха») опубликовало текст выступления своего учредителя и идейного вдохновителя Казыбека Исы, который сегодня заседает в Мажилисе, на недавнем республиканском августовском совещании в Туркестане. Сначала депутат парламента, известный, главным образом, своими постоянными требованиями убрать из 7-й статьи Конституции РК 2-й пункт, касающийся статуса русского языка, раскритиковал министра просвещения и курирующую эту сферу вице-премьера за то, что их речи были как раз таки на этом языке (у первого наполовину, у второй полностью). А затем он тоже задался вопросами: «почему казахские дети ходят в русские классы?», «зачем нам смешанные школы?» и тоже для пущего эффекта процитировал деятеля «Алаш-Орды», но другого – Жусипбека Аймауытова: «Ребёнок, получивший русское воспитание, не будет служить своей нации».
Прозвучало из его уст и такое предложение: «Директорами смешанных школ нужно назначать таких передовых просветителей, не знающих русский язык, как Аятжан Ахметжанулы. Если бы Аятжан каждый год возглавлял по одной такой школе, сколько школ можно было бы сделать национальными?!». Речь идёт о человеке, который руководил столичными гимназиями, компанией Qazbilim.kz, но стал известным на всю республику после вызвавшей широкий резонанс публикации под заголовком «Я искренне сочувствую казахстанцам, отдающим детей в русские классы». В ней он заявил, что у русскоязычного образования в нашей стране нет будущего, что оно по качеству значительно уступает казахскоязычному. А впоследствии не раз повторял эти тезисы.
Кстати, Аятжан Ахметжанулы тоже дал о себе знать – на днях он разместил в «Фейсбуке» пост, в котором удручённо констатировал, что, оказывается, в Костанайской области родители лишь 29 процентов малышей, собирающихся в нынешнем году впервые переступить школьный порог, выбрали казахские классы. По данным автора, в этом регионе 60 процентов обучающихся на русском языке составляют «наши черноглазые дети». Реакцию Аятжана можно понять: на протяжении уже нескольких лет он справлял поминки по русскоязычному образованию в Казахстане, а оно, как выясняется, живёт себе и здравствует. Завершается публикация сакраментальными вопросами: «Ағайын, не істейміз? Қалай ел боламыз?» - «Что будем делать, братья? Как мы станем нацией?».
Появились в «Фейсбуке» и откровенно радикальные призывы. Например, один из общественных деятелей, весьма активный и популярный в социальных сетях, назвал «национальной трагедией» то, что, по его подсчётам, в Астане 35 процентов казахских детей-первоклассников будут получать образование на русском языке. А вывод он делает такой: «Предотвратить эту трагедию можно прямо сейчас - просто запретить казахам учиться в русских школах. И всё. Это то, о чём мы - национал-патриоты и просто разумные люди - пишем уже много лет» (текст написан на русском языке).
Между прочим, автор называет себя специалистом по международному праву, Другие комментарии, полагаю, будут излишними…