Активисты «языковых патрулей» в Казахстане продолжают свои рейды. В соцсетях то и дело появляются снятые ими видеоролики, на которых они требуют от работников магазинов, аптек, медучреждений отвечать им или обслуживать их исключительно на государственном языке. Но обычно такие случаи ограничиваются обсуждением и реакцией на местном уровне. А вот недавняя история с поездкой одного из «патрульных», жителя Павлодара, в город Риддер соседней Восточно-Казахстанской области вызвала куда более широкий резонанс и поддержку со стороны даже некоторых депутатов парламента.
Месяц назад, в начале нового учебного года, стали распространяться слухи о якобы закрытии единственной в Риддере чисто казахской школы. Вскоре председатель Комитета по обеспечению качества в сфере образования Министерства просвещения РК Ернур Дауенов разъяснил, что эта информация не соответствует действительности. На самом деле учащиеся школы, которых чуть больше пятисот, по просьбе родителей, обеспокоенных аварийным состоянием здания, временно переселены в другую, причём её статус, педагогический состав, ученический контингент сохранены. Также представитель Минпроса сообщил, что для «Шанырака» в рамках госпрограммы «Комфортная школа» будет построен новый учебный корпус, сдача которого в эксплуатацию запланирована на следующий год.
Вообще, ажиотаж, связанный с «Шаныраком», нагнетается уже не первый год. И, наверное, властям Восточно-Казахстанской области, города Риддера давно следовало уделить более пристальное внимание ситуации вокруг этого образовательного учреждения, чтобы не давать поводов для разного рода спекуляций на очень болезненную языковую тему. Да, они выступали с какими-то объяснениями, что-то обещали, но как-то неубедительно. И, как следствие, этим воспользовались люди, для которых данная тема стала не просто средством привлечения к себе внимания, но и, можно сказать, бизнесом.
Вот зачем павлодарский «патрульный» Диас Кузаиров отправился в другую область, в Риддер, который находится почти в десяти часах езды от его родного города, потратил своё время, понёс какие-то дорожные расходы? Да затем, чтобы потом разместить в Интернете видеоролики, сопроводив их подписями «Каспи Голд көмек маңызды 87054194085 Диас К». Мол, очень нужна финансовая помощь – перечисляйте деньги на указанный номер телефона. Эти видео посмотрели от 48 до 52 тысяч человек. Если хотя бы каждый десятый из них отправит по тысяче тенге, то наберётся 5 миллионов. Правда, активно смотрящие такие сюжеты и щедрые на выражения поддержки (в комментариях) «борцу за ана тілі», похоже, очень скупы, когда дело касается денежных пожертвований. Либо у Кузаирова слишком большие аппетиты. Поэтому он то и дело выступает с обращениями такого рода:
В Риддере наш герой с двумя своими соратниками (или подельниками?) заходил в кабинеты акимата, маслихата, городского отдела образования и зачем-то местного филиала партии «Аманат», где требовал отвечать ему непременно на государственном языке, предъявлял претензии за его незнание. Кое-кому он настоятельно рекомендовал оставить занимаемые ими должности и передать их другим, тем, кто владеет казахским. Его собеседники, преимущественно немолодые женщины, оказались вежливыми, некоторые – даже чересчур: вместо того, чтобы задать встречный вопрос: «А кто ты такой, чтобы учить нас?» и попросить покинуть кабинет, не мешать работать, чуть ли не лебезили перед «патрульными». Но после того, как последние завершили свою «миссию» и отправились восвояси, в полицию Риддера поступило заявление от нескольких работников аппарата акима города, которые сообщили, что «трое неизвестных лиц стали требовать разговаривать с ними на государственном языке, тем самым разжигая рознь по национальным признакам».
Сообразив, что его могут привлечь к ответственности, Кузаиров обратился за поддержкой к единомышленникам. Разумеется, те, кто называет себя национал-патриотами, а их становится всё больше, подняли «защитника казахского языка» на щит и заодно обвинили власти в преследовании «настоящего гражданина Казахстана». Не остались в стороне и парламентарии, имеющие схожие взгляды. Так, 5 октября мажилисмен Ермурат Бапи сообщил на своей страничке в «Фейсбуке»: «Мы, группа депутатов, сегодня приняли специальное заявление в поддержку Диаса Кузаирова. Оно будет опубликовано завтра». Что мешало опубликовать сразу, непонятно. Может, требовалось заручиться согласием вышестоящих кураторов?
Пока депутаты тянули с заявлением, Кузаиров выступил с покаянной речью. В ней он, зачитывая заранее составленный текст, принёс извинения работникам государственных органов за причинённые им неудобства и отвлечение их от работы, а также попросил своих подписчиков не заострять внимание на этническом происхождении сотрудников госорганов. Мало того, самый известный участник «языкового фронта», организатор движения «Тіл майданы» Куат Ахмет, сейчас скрывающийся от уголовного преследования в Турции, разместил видео, в котором Диас обвиняет его, Куата, в разжигании межнациональной розни и даже в создании неких ячеек с целью подрыва внутриполитической стабильности в Казахстане.
Но не будем отвлекаться на разборки между «патрульными» и сосредоточимся на самом явлении. Судя по тем видеорепортажам, которые разместил в Интернете наш теперь уже раскаявшийся «батыр», основной целью его поездки в Риддер была вовсе не судьба школы. Главное, чего он хотел, – это продемонстрировать, что в преимущественно русскоязычном городе (славяне составляют почти 75, тогда как казахи – немногим более 20 процентов его населения) чиновники неказахского происхождения не владеют или плохо владеют государственным языком. Поэтому Кузаиров отказывался от переводчиков, которых ему везде предлагали, и требовал ответов на казахском именно от русских. После чего предъявлял им претензии, допытывался, когда они выучат язык. Он прекрасно понимал, что такие сюжеты пользуются повышенным интересом со стороны национально озабоченной части казахстанцев, и пытался с выгодой для себя монетизировать этот самый интерес.
Но с чего Кузаиров и ему подобные решили, что они имеют право проверять, владеют ли работники акиматов, маслихатов государственным языком, требовать от них его знания? Для таких случаев есть соответствующие госорганы. И если граждане чем-то озабочены или недовольны, если они не получили ответы либо услуги на том языке, на котором обратились, если им кажется, что их дискриминируют по языковому признаку, то никто не может отказать им в праве сигнализировать в эти структуры, настаивать на принятии необходимых мер. А то, чем занимались в Риддере «патрульные», наделившие себя функциями, которые закреплены за государственными органами, называется одним словом – «самоуправство».
Ответственность за такого рода действия предусмотрена 389-й статьей Уголовного кодекса РК, где записано: «Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законодательством Республики Казахстан порядку, осуществление своего действительного или предполагаемого права, оспариваемого другим лицом или организацией, наказывается штрафом в размере до 80 месячных расчетных показателей, либо исправительными работами, либо привлечением к общественным работам на срок до восьмидесяти часов, либо арестом на срок до двадцати суток».
Ну ладно, что взять с активистов «языковых патрулей»? Они в большинстве своём люди юридически неграмотные (в противном случае избрали бы другие, законные методы). Но чиновники, депутаты – они-то должны были объяснить пришельцам, что те не имеют права ходить в рабочее время по кабинетам акимата, маслихата, присвоив себе чужие функции. А если слова не возымеют действия, то звать полицию. Откуда такая робость, обычно несвойственная им в общении с населением? Да, власть должна уметь разговаривать с гражданами, но она должна и уметь ставить на место тех, кто зарывается, считает себя выше закона, – иначе это уже не власть, и уважать её никто не станет…