Некоторые казахстанцы уже давно воспринимают мир исключительно через призму ура-патриотизма и отсортировывают земляков на своих и чужих, выискивая в толпе то «великорусских шовинистов», то «манкуртов», то притаившихся «синофилов». Кто-то воспринимает их как героев, искренне болеющих за нацию, другие, наоборот, считают провокаторами, подверженными синдрому навязчивых состояний. Но почему-то никто не дает оценку тому, что под покровом идей национал-патриотизма кое-кто них пытается делать «свой маленький бизнес», а значит, ни провокаторами, ни героями такие персонажи уже априори являться не могут.
Их боднул «золотой телец»…
QMonitor недавно уже поднимал тему, касающуюся продолжателей и подражателей «языковых патрулей», расставив четкие и жесткие акценты в публикации «Национал-популизм в Казахстане: смесь агрессии и правового нигилизма». Продолжая начатый разговор, сегодня хотелось бы взглянуть на это явление с совершенно другого ракурса, поскольку все чаще возникает ощущение, что в рядах тех, кто пытается огнем и мечом насадить свои правила игры в языковой сфере, немало людей, силящихся таким нехитрым способом «сколотить капитал».
После приключений турецко-подданного Огыза Догана в Казахстане многие национал-популисты взяли на вооружение его методику и с камерой наперевес изо всех сил стали бороться с «отступниками», не владеющими государственным языком. Но очень скоро начали сдуваться и все реже выходить «в поле», чтобы поймать потенциальных жертв на живца. Оно и понятно: за «спасибо», без обеда и выходных кошмарить продавцов магазинов, кондукторов в автобусах, фармацевтов в аптеках, врачей в поликлиниках и полицейских на улицах, похоже, оказалось делом слишком уж утомительным. Так бы эта безумная охота и сошла на нет, но тут на небосклоне YouTube взошла «звезда» Куата Ахметова. Он быстро раскрутился и довольно успешно стал «зарабатывать» на новые «акции» методом асара. Это вдохновило выдохшихся было языковых «подвижников» на новые свершения, тем более что бизнес-стратегия была уже не просто разработана, но и успешно апробирована. И вот уже борьба за язык, за возрождение национальных традиций, за пересмотр отношения к советскому прошлому стала массово превращаться в обыкновенный товар, который, при умелом подогреве общественности, как оказалось, неплохо продается.
Одной из ярких представительниц нового движения «предпринимателей», поддерживающих национал-популистскую повестку, является жительница Усть-Каменогорска Жулдызай Форт - личность известная в узких кругах. Полиглот, владеющая 12 языками, психолог, позиционирующая себя как ярого защитника казахского языка и сама именующая себя «националисткой». Госпожа Форт не просто не гнушается прибегать к принципам краудфандинга в своей борьбе, она их активно пропагандирует, организуя сбор средств буквально под каждый свой чих. Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на ее громкоговорящий канал на YouTube «Антишовик. Антимәңгүрт», где слово «көмек» (помощь) и указание номера, привязанного к счету в Kaspi, встречаются гораздо чаще, чем любой иной контент.
Активно госпожа Форт собирает средства и через свой аккаунт в Facebook:
И все это преподносится под соусом «защиты прав казахов».
Да, Жулдызай Форт мнит себя «правозащитницей», но почему-то забывает при этом, что правозащитная деятельность – это ценностная ориентация…
Национал-популистам закон не писан?
Впрочем, не хотелось бы заплывать за буйки, поэтому ограничимся чистым анализом. А он однозначно наводит на мысль о том, что так много кричащая о защите гражданских прав госпожа Форт сама на эти права плюет с высокой колокольни, но при этом считает вполне себе допустимым принимать «пожертвования» на свою «противоправную» деятельность.
Она не единожды становилась фигурантом судебных дел. Но даже обыкновенную бытовуху умудряется превратить в «преследование» и «принуждение прекратить правозащитную деятельность». Подсчитать количество таких дел затруднительно, да, наверное, и сама госпожа Форт давно уже сбилась со счета. Впрочем, как-то она написала на своей странице в Facebook, собрав при этом не только приличную порцию комментариев в свою поддержку, но и деньги на оплату услуг адвоката, что «нужно заметить, что это четвертое дело, возбужденное в отношении меня за борьбу с шовинизмом».
Если не верить психологу-полиглоту на слово и покопаться в находящихся в свободном доступе документах, то станет очевидным, что ее «борьба с шовинизмом» порой приобретает весьма причудливые формы. Судите сами.
В 2016 году Жулдызай Форт напала на старшую по дому, в котором проживает сама. Как свидетельствуют материалы судебного дела, она «в грубой форме потребовала от нее ключи от подвала, а, получив отказ, умышленно схватив ее за капюшон, стала таскать, вследствие чего та ударилась об дверь квартиры и упала на колено. Вследствие совершенных противоправных действий Форт Ж. потерпевшей был причинен легкий вред здоровью». Суд признал ее виновной в совершении уголовного проступка (статья 108 УК РК) и назначил наказание в виде 120 часов общественных работ, но сразу же амнистировал по случаю юбилея независимости.
Если именно так госпожа Форт борется с «шовинистами», то это достойно того, чтобы снять шляпу вместе со скальпом. Причем приведенный пример – не единственный такого рода.
Сейчас она в социальных сетях активно делится информацией о том, что в Усть-Каменогорске проходит очередной гражданский процесс, в котором она выступает в качестве ответчика. Как оказалось, ее обвиняют в «противоправной деятельности по распространению недостоверной информации, создающей угрозу нарушения прав и причинения вреда». Ни к государственному языку, ни к регулярно совершаемым госпожой Форт языковым «рейдам» предъявленный ей иск не имеет никакого отношения. Касается он «призывов к свержению власти, выражающих угрозу совершения противоправных действий», которые были обнаружены в ее многочисленных публикациях в Сети. Но она снова переворачивает ситуацию с ног на голову, заявляя, что так ей пытаются отомстить за «деятельность по защите прав казахов на беспрепятственное пользование родным языком на родине».
Трудно представить, чтобы человек, имея два высших образования и владея более чем десятком языков (а, судя по биографии Жулдызай Форт, так оно и есть), не был способен сложить буквы в слова и понять их суть. Но именно это она сегодня и демонстрирует, втягивая казахстанцев в свою игру с националистическим подтекстом. Для чего?
Убеждения на продажу?
Ответа на этот вопрос нет, есть только предположения. Исходя из того, что бизнес Жулдызай Форт в сфере предоставления образовательных услуг и психологии по каким-то причинам стал трещать по швам (на это красноречиво намекает находящаяся в свободном доступе информация о налоговых отчислениях), можно предположить, что теперь она пытается монетизировать свои национал-популистские устремления, перенимая опыт у более успешных товарищей. Впрочем, повторимся, это только предположение. Хотя, так ли уж оно безосновательно?
Несколько лет назад в газете «Рудный Алтай» вышел большой и обстоятельный материал о Жулдызай Форт, который не только рассказывал о ее непростой судьбе и умении держать удар, но и содержал явный намек (если исходить из ее же собственных слов), что к своим соплеменникам она относится весьма скептически.
Тогда она мечтала выйти замуж за иностранца (Форт – фамилия по второму мужу, который живет в Германии и к которому она собиралась переехать, однако не сложилось) и рассуждала так: «Англичане, скандинавы агрессивные, но сдержанные, американцы добрые, открытые. Ближе нам по менталитету немцы». А вот казахи, похоже, до высоких стандартов госпожи Форт явно не дотягивали. Как резюмировал тогда автор публикации, «женщина убеждена, что мы не будем по-настоящему счастливы с нашими местными мужчинами до тех пор, пока не поставим перед ними высокие требования, так, как это давно уже сделали европейские дамы».
Но с тех пор, как говорится, много воды утекло. Больше за иностранца Жулдызай Форт, видимо, замуж так и не вышла, зато нашла применение «второсортным» казахским мужчинам – они теперь оплачивают ее расходы, радостно делясь чеками в Facebook …
Эффект аффекта
Недавно в одной из публикаций QMonitor была довольно подробно проанализирована «деятельность» представителей национал-патриотического движения, как они сами его называют, и сделан однозначный вывод: среди них нет пассионариев. Так и хочется добавить, что бессребреников тоже. Будь по-другому, та же Жулдызай Форт, расхваливающая свой собственный метод обучению языкам, давно бы уже не финансовую помощь в социальных сетях просила, а организовала бы бесплатные курсы для тех, кто не владеет казахским. Но вместо этого мы имеем то, что имеем, и охарактеризовать это приличными словами язык не поворачивается.
Совсем недавно в отношении госпожи Форт был подан еще один гражданский иск. Поводом стал ее очередной «рейд», в ходе которого под прицел камеры попали сотрудники усть-каменогорского торгового дома «Жулдыз». Завершился «рейд» ожидаемо – видеороликом на YouTube-канале госпожи Форт под названием «Шовинизм в ТД г.Оскемена», обращением в управление по развитию языков акимата Восточно-Казахстанской области, в котором она сообщала о якобы имевшем месте нарушении сотрудниками торгового дома языкового законодательства и требованием принять соответствующие меры.
В управлении обращение рассмотрели, но никаких фактов нарушения языкового законодательства не выявили, о чем и уведомили Жулдызай Форт. Но нужен ли был ей этот ответ? Ролик она все равно не удалила. А, между тем, он превратил ее канал в самое настоящее аутодафе. На героев видео посыпались не только оскорбления, но и угрозы. Самые «невинные» из них – «поездка за город в багажнике» и напоминание о том, как с такими же «шовинистами» поступили в одесском «Доме профсоюзов» с намеком, что неплохо было бы повторить. Сама же Жулдызай Форт, которая якобы «правозащитница», только подбрасывала дровишек в костер, ставя лайки под комментариями …
Поставить точку под всем вышесказанным сначала хотелось традиционно – рассуждениями о мире, согласии, уважении и прочих ценностях, которые во многих из нас до сих пор живы и которые ни при каких обстоятельствах тем, кто считает себя «гомо сапиенс», не позволяют переступать черту вседозволенности. Но тут вспомнились строки из предисловия, написанного Эрнестом Хемингуэем к его же роману «Прощай, оружие!». Они, наверное, куда более точно и емко характеризуют деятельность организаторов языковых «рейдов»: «… те, кто затевает, разжигает и ведет войну, — свиньи, думающие только об экономической конкуренции и о том, что на этом можно нажиться. Я считаю, что все, кто наживается на войне и кто способствует ее разжиганию, должны быть расстреляны в первый же день военных действий доверенными представителями честных граждан своей страны, которых они посылают сражаться»…