Наверное, уже все успели «налюбоваться» на фотографии, которые запечатлели небезызвестного Кайрата Закирьянова в его собственном рабочем кабинете, заставленном шкурами и чучелами убитых зверей. Теперь президент Казахской академии спорта и туризма пытается оправдаться, но делает это крайне неуклюже, вываливая на свет божий новые дискредитирующие его подробности.
На первый взгляд, такое поведение выглядит странным. Человек вроде бы многое повидал, занимал высокие должности: был ректором вуза, заместителем акима области, работал в администрации президента (АП) РК, имеет всевозможные ученые степени и звания. После появления фотографий мог бы дать понять, что он тут ни при чем – например, сказать, что сам никакого зверья не убивал, а шкуры получил в подарок. Или вовсе проигнорировать общественное мнение, как это у нас обычно и делают, и общаться только с соответствующими органами, если у тех возникнут к нему вопросы. Но он начинает публично говорить явно лишнее и еще больше подставляется. Чем это можно объяснить?
Полагаю, тем, что Кайрат Кайруллинович искренне считает: добывать таким образом трофеи и даже использовать в этих целях деньги возглавляемого им вуза (если верить СМИ, он сам сообщил, причем с гордостью, что благодаря его связям охота на африканского льва обошлась академии в 30 тысяч долларов вместо 70 тысяч) – поступок не просто позволительный, но и красящий настоящего мужчину. Потому он не может взять в толк, с чего это вдруг все на него ополчились. И не понимая до конца, в чем его обвиняют, он говорит в свою защиту то одно, то другое, тем самым лишь подкидывая поводы для новых возмущенных комментариев.
Впрочем, чему тут удивляться, если Закирьянов выдает за доблесть (внимание!) отправку на межэтнические разборки с возможным кровопролитием совсем молодых ребят, судьбы которых ему и его тогдашнему патрону доверили их родители и государство. Эта история заслуживает подробного рассказа.
Три с половиной года назад, в августе 2017-го, Кайрат Кайруллинович решил со страниц нашей газеты рассказать о своем прежнем «шефе» и вроде бы достойном человеке Ережепе Мамбетказиеве, которому вскоре должно было исполниться 80 лет. Это бывший министр образования РК (в середине 1990-х), а до того ректор Восточно-Казахстанского государственного университета, непосредственный руководитель Закирьянова, работавшего в ту пору проректором, правой рукой Мамбетказиева. Один из фрагментов статьи был посвящен событиям, связанным с межнациональным конфликтом, который случился осенью 1992-го в Усть-Каменогорске после того, как несколько чеченских парней в общежитии арматурного завода зарезали четверых казахов (по версии следствия, в ходе совместного распития спиртных напитков). Вот как описывал в своем очерке то, что происходило в те дни, Закирьянов:
«Население взбудоражено, город как на пороховой бочке. В той ситуации наш ректор, он же член коллегии областного акимата, не стал отсиживаться в углу, как это делают многие. В тот день вечером Ережеп Альхаирович зашел в мой кабинет:
- Ну что, так и будем сидеть? Ведь нас режут как баранов.
- А что нам делать? – растерялся я.
- Надо идти в общежитие и поднимать студентов. Пусть выходят на площадь.
Ну раз так – я свое дело сделал: молодежь – студенческая и рабочая (и мы вместе с ними) вышла на площадь. А все только и ждали этого сигнала – город поднялся и стихийным маршем с кольями и камнями в руках пошел на Овечий ключ (место компактного проживания чеченской диаспоры – прим. ред.), а оттуда навстречу вышли вооруженные дробовиками люди…».
Как известно, тогда противостояние и возможное кровопролитие предотвратили спешно стянутые к этому району усиленные наряды милиции и подразделения внутренних войск, которые остановили жаждавшую мести толпу.
Первая мысль, которая пришла мне в голову после прочтения, была такая: неужели автор не понимает, что подставляет героя своего очерка? Станет ли трезвомыслящий ректор, несущий ответственность за студентов, в том числе перед родителями этих парней и девушек, перед государством, рисковать их жизнями? И не возмутится ли Мамбетказиев такой публикацией в нашей газете?
Эти вопросы я и задал Закирьянову во время нашего разговора по телефону, добавив: «Если бы вы с ректором как взрослые люди, как руководители сами пошли в этот Овечий ключ и потребовали от старейшин диаспоры выдать убийц или бы сами попытались задержать их и выдать в руки представителей правоохранительных органов - тогда другое дело. Но вы, судя по написанному, сыграли роль провокаторов. А если бы началась серьезная заваруха и кто-то из студентов погиб или получил увечья? Ведь их кровь была бы на вашей совести. Я бы на вашем месте убрал этот эпизод из очерка, тем более что он ставит под сомнение репутацию Мамбетказиева как человека с государственным мышлением, о чем вы пишете выше. Ведь настоящий государственник не станет решать проблему такими методами».
Ответ Закирьянова меня, честно говоря, обескуражил: «В той ситуации иного выхода не было. Ережеп Альхаирович – из воинственного рода Адай, мужественный человек, ничего не боится и в тот день проявил настоящий патриотизм. Я несколько лет назад написал об этом в своей книге, и он отнесся благожелательно». Вот даже как: оказывается, послать юнцов с кольями и камнями в руках против горячих кавказских парней, вооруженных огнестрельным оружием, – проявление мужества и патриотизма (!?).
Посчитав, что героизация таких действий недопустима, я все-таки убрал этот фрагмент из окончательного варианта статьи. А спустя некоторое время полная ее версия, приуроченная к юбилею бывшего министра, появилась в известной газете «Дат» (в сентябре 2017 года). Убедиться в этом можно, пройдя по ссылке СО ВРЕМЕНЕМ НА КОРОТКОЙ НОГЕ | общественная позиция (datnews.info). Мне вот любопытно было бы узнать, кто-нибудь из людей, прочитавших очерк в его несокращенном виде, задался такими же вопросами, как и я?
Кстати, через год после тех событий, в октябре 1993-го, Мамбетказиев стал министром образования РК, а в кресло ректора ВКГУ пересел Закирьянов, который спустя еще пару лет перебрался в АП, где заведовал сектором в отделе внутренней политики и, проработав там три года, возглавил другой вуз, теперь уже республиканского уровня.
Интересно, сколько людей с таким мышлением и с таким пониманием патриотизма на протяжении всех этих почти тридцати лет независимости занимались образованием и воспитанием подрастающего поколения, формированием внутренней политики в нашей стране? И нет ли доли их вины в том, что произошло год назад в Кордайском районе, в последовавшем за этой трагедией всплеске самой настоящей ксенофобии? Ведь погромщики и убийцы, в основном молодые парни, а затем и те, кто защищал (кое-кто даже героизировал) их в соцсетях, тоже оправдывали эти действия «справедливым» чувством мести, тоже были уверены: только так можно и нужно ставить на место другие этносы, «не уважающие и обижающие настоящих хозяев этой земли». Сначала «наших бьют!», а потом «око за око, зуб за зуб!».
Культ силы и даже насилия, насаждаемый такими людьми в нашем обществе, – вот что самое опасное. Кстати, и на роль кумиров, тех, кем казахам нужно гордиться, чьи примеры должны вдохновлять нацию, они выдвигают таких исторических персонажей, которые оставили след в памяти человечества тем, что утопили в крови целые страны и народы.
Тот же Закирьянов, кандидат математических наук, решивший вдруг посвятить себя написанию книг о далеком прошлом, вот уже много лет через СМИ, которые охотно предоставляют ему слово, активно и даже навязчиво пропагандирует «положительный» образ Чингисхана как мудрого государственника. Ну и, конечно, «сотрясатель вселенной», как уверяет Кайрат Кайруллинович, был казахом, причем из рода найман – того самого, к которому принадлежит и Закирьянов. Такое «родство», видимо, повышает его собственную самооценку. В то же время безжалостное уничтожение войсками Чингисхана культурных и научных центров (вместе с их населением) той эпохи на территории Казахстана, особенно Отырара и его знаменитой библиотеки, Закирьянов, похоже, не считает чем-то страшным. Хотя, по идее, как ученому (а для настоящего ученого культ знаний должен быть превыше всего и, тем более, культа силы) ему бы следовало не реабилитацией варваров заниматься, а оплакивать эти потери. Потери, которые так и не были восстановлены за следующие несколько столетий правления чингизидов и обернулись тем, что казахи, в конце концов, оказались на задворках мировой цивилизации.
Думаю, понятно, какие ценности и какие представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», насаждают эти люди, которых в нашей стране становится все больше и ряды последователей которых тоже растут. На этом фоне шкуры и чучела убитых зверей и птиц в кабинете «хозяина» вуза выглядят почти невинным хобби…