Еврокубковый сезон 2022/23, в котором самое интересное ещё даже не начиналось, для футбольных клубов Казахстана уже давно завершился. Наши команды дружно выбыли из борьбы на ранних стадиях, показав удручающий результат, едва ли не худший за всю историю, что найдёт отражение в таблице коэффициентов УЕФА, являющейся своего рода барометром состояния клубного футбола в той или иной стране. И случился этот провал в год юбилея – 20-летия дебюта Казахстана в еврокубковых турнирах.
В минорных тонах
В апреле 2002-го нашу страну приняли в Союз европейских футбольных ассоциаций – УЕФА. Если национальной сборной РК пришлось ждать участия в официальных матчах, проводимых под её эгидой, целых два года, то перед клубными командами сразу же был зажжён зелёный свет. И 17 июля, менее чем через три месяца после вступления Казахстана в УЕФА, столичный «Женис» взял старт в квалификации Лиги чемпионов, самого престижного еврокубкового турнира, сыграв с «Шерифом» из молдавского Тирасполя. Этот матч и положил начало европейскому этапу в истории отечественного клубного футбола.
Первый блин вышел комом. На поле соперника «Женис» проиграл со счётом 1:2, в ответной игре забил три мяча, но потом сам пропустил два и в итоге выбыл из дальнейшей борьбы. Спустя месяц в квалификации второго по значимости клубного турнира – Кубка УЕФА (с 2009-го он станет называться Лигой Европы) дебютировали «Атырау» и алматинский «Кайрат», которые тоже не смогли преодолеть даже стартовый раунд.
Да и в следующие годы наши команды, за редким исключением, проигрывали первым же своим соперникам. А сезон 2004/05 они и вовсе пропустили, причём произошло это по воле Футбольного союза Казахстана, который мотивировал такое решение их «несоответствием минимальным обязательным финансовым и инфраструктурным критериям лицензирования УЕФА». Год спустя по аналогичной причине из трёх команд, получивших право участвовать в еврокубковых турнирах, к ним была допущена лишь одна.
Впоследствии эту проблему худо-бедно удалось решить, но результаты казахстанских клубов по-прежнему оставляли желать много лучшего. На протяжении первых девяти лет они общими усилиями набирали в зачёт таблицы коэффициентов УЕФА в среднем менее одного балла за сезон – ненамного больше, чем клубы таких европейских футбольных «карликов», как Сан-Марино, Фареры, Андорра, Мальта… Лишь однажды, в 2009-м, им удалось преодолеть отметку «1». Да, случались отдельные всплески – например, успех костанайского «Тобола» в Кубке Интертото-2007 (был одно время такой турнир, предварявший квалификацию Кубка УЕФА), но набранные в нём очки не шли в «страновой зачёт».
К концу «нулевых» годов Казахстан поднялся в таблице коэффициентов УЕФА, в которой суммируются результаты пяти последних сезонов, на 42-ю позицию среди 53-х стран. Вроде бы какой-никакой, но прогресс, однако нужно учитывать, что ниже располагались страны с очень слабыми национальными чемпионатами. Тогда как в нашу премьер-лигу на волне бума нефтяных цен пришли большие деньги (государственные), а вместе с ними и довольно дорогостоящие иностранные игроки. Если исходить из размеров бюджетов, которыми оперировали футбольные клубы, то казахстанский чемпионат к тому времени вошёл уже в топ-20 Европы. Чему 42-е место в таблице коэффициентов, конечно, никак не соответствовало.
Нельзя не сказать и о далеко не всегда серьёзном отношении наших команд к участию в еврокубковых турнирах. Один только пример. В 2010-м тому же «Тоболу» доверили представлять Казахстан в квалификации Лиги Европы вместо столичного «Локомотива», который не был к ней допущен. Руководство и тренерский штаб клуба сначала отказались, мотивировав это тем, что расходы на перелёты (вообще-то сущие копейки для «Тобола», получившего в тот год от акимата около 10 миллионов долларов США) не предусмотрены статьями расходов. Потом всё же согласились, но в первом же круге, по сути, отдали оба матча скромному «Зриньски» из Боснии, чей бюджет был раз в десять меньше. Зато затем, прикупив дорогостоящих «легионеров» (чего не было сделано перед еврокубковыми играми), осенью того же года «Тобол» впервые завоевал «золото» национального первенства. Примечательно, что и в нынешнем сезоне «европейский поход» костанайского клуба, действующего чемпиона страны, был остановлен всё тем же «Зриньски».
И примеры такого рода можно приводить долго. Пожалуй, в тот период лишь «Актобе» более или менее достойно представлял наш клубный футбол.
Первый прорыв
Но, начиная с сезона 2013/14, Казахстан стал быстро подниматься в таблице коэффициентов УЕФА. И к концу десятилетия, в 2020-м, располагался уже на 24-й строчке – выше, чем Польша, Румыния, Венгрия, Болгария, Словакия и целый ряд других стран, где исторически в футбол играли лучше. А если брать постсоветское пространство, то Казахстан был уже 3-м – после России и Украины. И это уже в гораздо большей степени соответствовало тем огромным суммам, которые ежегодно вкладывались в содержание профессиональных футбольных клубов акиматами и квазигосударственными структурами.
Здесь нужно сказать, что с сезона 2009/10 и по сей день ежегодно в еврокубковых турнирах от нашей страны участвовали и участвуют четыре команды – три призёра национального первенства и обладатель Кубка РК (либо команда, занявшая 4-е место по итогам чемпионата). И в 2013-м благодаря двум из них Казахстан заработал в зачёт таблицы коэффициентов 3,125 балла – больше, чем за две предыдущие еврокубковые кампании, вместе взятые. Если рассматривать тот сезон отдельно, то этот показатель стал 26-м в Европе.
Особенно впечатлил карагандинский «Шахтёр». Двумя годами раньше тогдашний аким области и будущий премьер-министр Серик Ахметов, руководивший на общественных началах и региональной федерацией футбола, вдвое увеличил бюджет клуба, доведя его до восьми миллионов долларов, и поставил перед ним задачу стать сильнейшим в стране, а также достойно выступить в Европе. Это позволило усилить состав команды (хотя нужно заметить, что финансовые возможности «Актобе» и «Тобола» были выше), в том числе квалифицированными «легионерами». И в том же 2011-м «Шахтёр» под началом главного тренера Виктора Кумыкова впервые завоевал «золото» первенства РК. Через год он повторил этот успех. А в 2013-м с ещё более внушительным бюджетом в 13 миллионов долларов «выстрелил» и на «европейском фронте».
Пройдя двух соперников в квалификации Лиги чемпионов, карагандинский клуб оказался в одном шаге от выхода в групповой раунд самого престижного турнира. Следующие пол-шага он сделал, победив дома шотландский «Селтик» (2:0). Но в ответном матче не удержал это преимущество, а в уже компенсированное судьёй время попустил третий, решающий, мяч (0:3). Тем не менее, «Шахтёр» получил право играть в групповом раунде второго по статусу турнира – Лиги Европы, что стало историческим достижением для казахстанского футбола. Правда, там он довольствовался двумя ничьими при четырёх поражениях.
Хорошо провёл ту еврокубковую кампанию и «Актобе». В квалификации Лиги Европы он победил трёх соперников, а в противостоянии за выход в групповой этап уступил не нуждающемуся в представлениях киевскому «Динамо». Именно команды Караганды и Актюбинска заработали для Казахстана львиную долю очков в том первом успешном для нас сезоне.
В следующем году ни одному из наших клубов не удалось пробиться в групповой раунд. Но зато они набрали больше очков в зачёт таблицы коэффициентов УЕФА –3,375 балла. Это был, наверное, первый и последний случай, когда каждый из четырёх представителей Казахстана внёс более или менее достойный вклад в общую копилку. А «Астана» и «Актобе» добрались до стадии «плэй-офф», за которой уже маячила перспектива участия в Лиге Европы.
Взлёт и падение
На протяжении пяти следующих сезонов подъём Казахстана в таблице коэффициентов обеспечивала, по сути, одна «Астана». За этот период она принесла в сумме 14,750 балла из 19,250 (три четверти), заработанных нашими командами. Тогда как вклад всех остальных составил лишь 4,500 – примерно столько же набрали за эти пять сезонов страны-аутсайдеры, такие, как Гибралтар, Уэльс, Косово и другие с их очень слабыми национальными чемпионатами. Доминировала «Астана» и на внутреннем фронте, завоевав шесть раз подряд «золото» первенства РК. Что, впрочем, неудивительно, если вспомнить, что благодаря «крыше» в лице ФНБ «Самрук-Казына» она ежегодно получала порядка 30 миллионов долларов. С таким бюджетом можно играть в любой европейской лиге – ну, может, за исключением входящих в топ-5 вроде английской, испанской…
В 2015-м столичный клуб добился нового исторического – разумеется, для Казахстана – достижения, пробившись в групповой раунд Лиги чемпионов и оказавшись в компании 32-х сильнейших команд Европы. Причём и там «Астана» не выглядела мальчиком для битья: она отобрала очки у всех трёх соперников, в том числе у мадридского «Атлетико», который затем играл в финальном поединке за титул и уступил «Реалу» только в серии пенальти. В том сезоне Казахстан набрал рекордное количество баллов в зачёт таблицы коэффициентов – 4,625 (21-й показатель в Европе). Из них 3,250 принесла «Астана», а 1,125 – алматинский «Кайрат», добравшийся до «плэй-офф» Лиги Европы.
Спустя год две наши команды проиграли первым же своим соперникам, ещё одна оступилась в следующем круге, и только «Астана» снова дошла до группового раунда, но теперь уже второго по значимости турнира. Примерно то же самое происходило и на протяжении трёх следующих лет. А лучшего своего результата в Лиге Европы столичный клуб добился в сезоне 2017/18, когда, заняв 2-е место в группе, вышел в 1/16 финала, где проиграл португальскому «Спортингу».
Пять подряд выходов в групповые раунды (последний раз это случилось в сезоне 2019/20) позволили «Астане» и самой высоко взобраться в европейском клубном рейтинге, где она одно время была 57-й, и страну поднять на 24-ю позицию в таблице коэффициентов. Ведь каждый такой выход приносит немало дополнительных бонусов, плюс появляется возможность сыграть дополнительные и гарантированные шесть матчей, а значит, набрать больше очков.
Но за восхождением последовало падение. В 2020-м в связи с обрушившейся на мир пандемией УЕФА решил, что на квалификационных стадиях каждое противостояние будет состоять не из двух матчей, как обычно, а из одного. Жеребьёвка сложилась для казахстанских команд довольно удачно: большинство их принимало соперников на своём поле. Тем не менее, они провалили ту еврокубковую кампанию, набрав общими усилиями в зачёт таблицы коэффициентов лишь 1 балл и опередив по этому показателю клубы только четырёх стран – Сан-Марино, Андорры, Лихтенштейна и Исландии.
В 2021-м наши команды реабилитировались – 2,875. А вот нынешний еврокубковый сезон снова провели крайне неудачно, заработав лишь 1,125 (если не считать пандемийный год, то худший результат за последние двенадцать лет). Это всего лишь 48-й показатель среди 55 европейских стран. В 14 матчах с далеко не самыми сильными соперниками четыре казахстанских клуба одержали лишь 3 победы при 3-х ничьих и 8 поражениях. Разница забитых и пропущенных мячей тоже удручающая: 8 – 18. Действующий чемпион страны «Тобол» и прежний наш флагман «Астана» умудрились проиграть с просто неприличной разницей в счёте – 1:5 и 0:5.
В текущей таблице коэффициентов Казахстан опустился на 30-ю строчку, а следующий сезон начнёт либо с 35-й, либо с 36-й позиции, пропустив вперёд себя такие страны, как Молдова, Латвия, Финляндия, Словения, Ирландия и, возможно, Косово.
Подъём, наблюдавшийся в 2013-2020 годах, был обусловлен, прежде всего, огромными финансовыми вливаниями в футбольные клубы со стороны государства. При этом деньги шли, главным образом, на достижение сиюминутных результатов. Не было создано той основы, которая может служить залогом будущих успехов. И потому теперь, когда на государственном уровне принято решение ограничить аппетиты профессиональных спортивных клубов, откат на прежние позиции выглядит более чем закономерным…