Воспитание физически здоровой нации, развитие детского и массового спорта, улучшение результатов казахстанских атлетов на международных соревнованиях – всё это начинается со школьных уроков физкультуры. Именно на них закладывается основа двигательной активности ребёнка, именно они призваны приобщить его и дать ему стимул к постоянным занятиям спортом. Как обстоит с этим в Казахстане, насколько такие уроки выполняют свою роль?
Где и как заниматься?
Совсем недавно, за полмесяца до начала нового учебного года, Казахстанский отраслевой профсоюз работников образования и науки выразил возмущение приказом министра просвещения РК от 3 августа с.г., согласно которому отныне при проведении уроков физкультуры классы не должны делиться на подгруппы (отдельно мальчики, отдельно девочки). Свою позицию он мотивировал тем, что такой шаг приведёт к значительному сокращению количества классных часов по этому предмету и что под угрозой увольнения окажутся тысячи учителей. А сами педагоги даже написали открытое письмо главе государства, утверждая, что решение Минпроса, помимо всего прочего, отрицательно скажется на качестве уроков.
Свой комментарий по этому поводу дал министр просвещения Асхат Аймагамбетов: «Ранее учителя физической культуры работали на 1,7-2 ставки. А теперь, когда в классе будут преподавать не два учителя, а один, средняя нагрузка на каждого составит 1,2 ставки. Понимаю, что некоторые коллеги хотели бы работать не на одну-полторы, а на две ставки. Но надо смотреть с точки зрения эффективности». После чего добавил: «В большинстве казахстанских школ одновременно в спортзале занимаются два-три класса. Если делить на две подгруппы и в каждый класс давать по два учителя, то в одном спортзале одновременно должны будут работать 6 учителей».
Очевидно, что когда в одном помещении занятия проводят шесть или пусть даже четыре педагога, как было до сего дня, – это явный перебор. От таких уроков пользы мало. Но… Хорошо, теперь, когда классы перестанут делить на подгруппы, количество учителей, одновременно работающих с детьми в спортзале, сократится вдвое. Но ведь число учащихся останется прежним – те же, допустим, три класса, в каждом из которых по 30 мальчиков и девочек (в общей сложности 90). Слишком мало пространства для полноценных занятий, да и в любом случае классы, даже если их не три, а два, будут мешать друг другу.
К столь плачевной ситуации привело то, что государство «проспало» бурный демографический рост в стране. За последние десять лет количество школьников в Казахстане увеличилось с 2,6 до 3,6 миллиона, или почти в полтора раза, а в крупных городах, например, в Алматы, – на 70 процентов. Это требовало ввода в эксплуатацию, как минимум, 800 новых типовых (в том числе со стандартными спортзалами) школ, а с учётом закрытия старых, располагавшихся в ветхих и аварийных зданиях, – более чем тысячи. Но фактически построено в разы меньше.
Как следствие, значительно увеличилось среднее количество учащихся в каждой из школ, и соответственно возросла нагрузка на спортзалы. Причём, скорее всего, в обозримой перспективе ситуация будет только усугубляться, ведь скоро в первые классы пойдут дети, появившиеся на свет в период «бэби-бума», пришедшегося на 2016-2022 годы: в этот период ежегодная рождаемость в стране увеличилась с 400 тысяч до 446 тысяч.
Словом, в Казахстане остро не хватает школьных спортзалов. А в 746 общеобразовательных учреждениях, в том числе в 657 сельских, как утверждается в Концепции развития физической культуры и спорта в РК до 2026 года, они вовсе отсутствуют. Также в этом документе говорится, что степень износа спортивного оборудования и инвентаря в школах республики превышает 60 процентов. Иными словами, в стране нет необходимой инфраструктуры для полноценного проведения уроков физкультуры.
Количество без качества
Зато учителей, ведущих эти уроки, много, даже слишком много. Согласно информации, содержащейся в Национальном сборнике «Статистика системы образования РК», два года назад в республике их насчитывалось 28,1 тысячи. Это больше, чем преподавателей математики (23,4 тысячи), русского языка (23,7 тысячи) и многих других предметов. В количественном отношении они уступают только учителям казахского и английского языков. А недавно министр просвещения, давая вышеупомянутый комментарий, сообщил, что школьных педагогов-«физкультурников» у нас уже 30 тысяч.
Судя по их возрастному составу (почти половине не исполнилось 34-х лет), немалая часть этих преподавателей пришла в школы относительно недавно. Дело в том, что в последние годы специальность «подготовка учителей физкультуры» стала очень привлекательной для молодёжи. Например, в нынешнем году проходные баллы для завоевания по ней государственного гранта составили 122 (общий конкурс) и 119 (сельская квота). Это очень высокие показатели. У будущих «физруков» конкурс был выше, чем даже на такие специальности, как «менеджмент и управление», «финансы и банковское дело», «право» (юриспруденция), которые всегда считались наиболее престижными в глазах абитуриентов, при вполне сопоставимом количестве выделенных бюджетных мест.
Кстати, согласно прошлогоднему приказу министра о распределении государственного образовательного заказа, в 2022-м планировалось выделить по этой специальности 250 грантов. Но фактически их получили 380 человек, или в полтора раза больше, в том числе 253 – по сельской квоте. Вот приедут через четыре года новоиспечённые педагоги в аулы («грантники» обязаны по окончании вуза отработать положенный трёхлетний срок), а там спортзалы либо перегружены, либо их нет вовсе, плюс явно недостаточно спортивного инвентаря. И как им работать? Очень много молодёжи обучается по этой специальности и на платной основе.
Между тем, даже те 30 тысяч учителей физкультуры, которые уже работают в общеобразовательных учреждениях Казахстана, – это слишком много. Несложно подсчитать, что на каждого из них приходится в среднем по 120 учеников. Для сравнения: в советское время в школах, где обучались 800-1000 детей, обычно работали, самое большее, по три-четыре педагога этого профиля. То есть, нагрузка на каждого из них была вдвое выше – 200-250 учеников.
Но кто осмелится заявить, что преподавание физкультуры тогда было поставлено хуже, чем сейчас? Скорее, наоборот: с точки зрения физического воспитания подрастающего поколения СССР в целом и советская образовательная система в частности могут служить образцом – неслучайно та страна была одним из мировых лидеров и по проценту молодёжи, вовлечённой в занятия спортом, и по числу побед на крупнейших международных соревнованиях. А в основе этого лежала как раз таки грамотная организация уроков физкультуры.
Да, с позиций дня сегодняшнего школьная спортивная инфраструктура в СССР оставляла желать лучшего. Но для того времени она была относительно неплохой – во всяком случае, если и уступала существовавшей в странах Запада, то ненамного. За прошедшие с тех пор тридцать лет мир в этом плане шагнул далеко вперёд, тогда как мы топтались и продолжаем топтаться на месте. А в чём-то даже отступили назад. Если же говорить о методике преподавания физкультуры, о квалификации учителей физвоспитания и их отношении к своему делу, в целом об организации спортивной жизни в школах, то ситуация стала намного хуже. Хотя и педагогов, как уже сказано, стало больше, и уроки проводятся чаще (в ту пору их было два в неделю, а сейчас три). Как говорят казахи, «саны бар да, сапасы жоқ» – «есть количество, но нет качества».
Такой вывод подтверждается и статистикой. В сентябре 2018-го на заседании правительства обсуждался вопрос, связанный с состоянием физкультурной и спортивно-массовой работы, и возглавлявший тогда Министерство культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы привёл следующие цифры. В ходе сдачи тестов по бегу, прыжкам, плаванию, подтягиванию на перекладине и т.д. из без малого пяти миллионов казахстанцев, принявших в ней участие (главным образом, школьников и студентов), нормативы президентского и национального уровней выполнили лишь 318 тысяч, или 6,4 процента, начального – 371 тысяча, или 7,5 процента. Все остальные, а это свыше четырёх миллионов (86 процентов) не справились даже с минимальными требованиями. Вряд ли с тех пор ситуация сильно изменилась…