Ровно 49 лет назад, в первый день ноября 1973-го, завершился чемпионат СССР по футболу, который с точки зрения места в турнирной таблице стал одним из самых успешных в истории алма-атинского «Кайрата», но при этом вспоминается как весьма неоднозначный. В тот сезон советские спортивные функционеры решили «отменить» ничьи и выявлять победителей матчей, завершившихся мирным исходом, с помощью пенальти. Новация в итоге не прижилась, но благодаря ей казахстанская команда пробилась в топ-10, а вратарь «Кайрата» Куралбек Ордабаев закончил чемпионат в статусе лучшего специалиста по отражению 11-метровых.

«Мирные» настроения

…В начале того десятилетия в первенстве СССР стала просматриваться тенденция к увеличению количества ничьих. Например, в 1970-м вничью закончились 29,91 процента матчей, проведённых в высшей лиге, в следующем сезоне – 31,25, ещё через год – 31,66. Тогда как в элитных дивизионах Англии, Германии, Испании, Голландии (они, наряду с советским и итальянским, входили в топ-6 сильнейших национальных лиг Европы) этот показатель в сезоне 1971/72 колебался от 25,8 до 27,1. В тот 1972-й год больше половины команд-участниц чемпионата СССР, включая всех призёров, завершили мирным исходом треть и больше своих матчей, а рекордсменом стал наш «Кайрат», поделивший с соперниками очки в 14 играх из 30 (42,0 процента).

Конечно, такая ситуация объяснялась в том числе сильным и довольно ровным составом участников первенства. Об этом свидетельствуют, например, такие факты: в 1970-м и 1971-м медали завоевали две совершенно разные тройки команд, а в 1972-м чемпионом и вовсе стала (впервые в истории) команда из областного центра – Ворошиловграда, ныне Луганска, никогда прежде не входившая в число призёров.

Однако в то же время руководители советского футбола усмотрели в росте количества ничьих отсутствие должной спортивной борьбы. И для такого вывода были довольно веские основания: нередко клубы, исходя из принципа «лучше синица в руках, чем журавль в небе», заранее соглашались разойтись миром, поделив очки поровну (в те времена в каждом матче на кону стояли не три очка, как сейчас, а два).

Трудно сказать, кому первому пришла в голову эта идея, но в начале 1973-го в регламент проведения чемпионата СССР было внесено важное дополнение: «Если 90 минут матча не принесут перевеса ни одной команде, то победитель будет выявляться с помощью серий одиннадцатиметровых ударов». На практике это означало следующее. В случае ничейного исхода назначаются пенальти, и команда, точнее пробившая их, получает одно очко, а проигравшая – ни одного. Как полагали инициаторы затеи, боязнь получить «баранку» заставит футболистов играть исключительно на победу, а значит, меньше станет матчей, в которых отсутствует должная спортивная борьба.

Забегая вперёд, скажем, что благодаря нововведению процент ничьих действительно упал, причём существенно – до 27,50, то есть приблизился к уровню, характерному для других ведущих европейских чемпионатов. Но при этом снизилась результативность: в каждой игре забивалось в среднем 2,28 мяча, на 0,07 меньше, чем годом раньше. Кроме того, большинство болельщиков, да и специалистов сочло крайне несправедливым, что в одних матчах командам начисляются в сумме два очка, а в других – лишь одно.

Дошло до фарса…

Поэтому в следующем 1974-м году организаторы чемпионата решили подкорректировать новшество, однако получилось только хуже. Теперь серии пенальти назначались только после 0:0, а, кроме того, их ограничили пятью ударами каждой из команд (в предыдущем сезоне они пробивались до тех пор, пока не определится победитель, поэтому иногда счёт достигал 10:9, 11:10). Причём в случае равного количества удачных попыток оба соперники получали по одному очку. В клубах быстро сообразили, что к чему, и если основное время завершалось нулевой ничьей, то противоборствующие стороны договаривались исполнять 11-метровые так, чтобы в итоге никто не проиграл. Ради этого футболисты, бывало, демонстративно били мимо ворот, голкиперы пускали «пенки»...

Фарс продолжался несколько туров, после чего Федерация футбола СССР решила прямо по ходу сезона отменить послематчевые пенальти, и процент ничьих опять увеличился, достигнув нового рубежа – 36,25. Абсолютный же рекорд был установлен в 1977-м, когда мирным исходом завершились 44,59 процента всех игр в высшем дивизионе. Сразу четыре команды-участницы чемпионата из шестнадцати свели к ничьей по 17 матчей из 30 (56,7 процента!), и среди них, наряду с московскими ЦСКА и «Динамо», а также бакинским «Нефтчи», оказался алматинский «Кайрат».

Терпеть дальше футбольная федерация не стала и со следующего сезона ввела лимит ничьих. Если какая-то команда перебирала его (в 1978-м и 1979-м он составлял 8 матчей, но потом был увеличен до 10, поскольку высшую лигу немного расширили, и игр стало больше), то за последующие ничейные результаты она очки не получала. Но и этому правилу клубы нашли противоядие – начали практиковать обмены «победами». То есть, заключали сделку: в первом круге один отдаёт другому два очка, а во втором получает ответную услугу.

Лимит был отменён в 1989-м, а чуть позже, уже после распада СССР, в чемпионатах уже постсоветских стран ввели трёхочковую систему, при которой играть вничью стало попросту невыгодно. Остаётся только догадываться, почему до этого не додумались раньше…

Неожиданный лидер

Но вернёмся к сезону-1973. «Кайрат» стартовал в чемпионате с домашней победы над московским «Динамо» – 1:0. Во втором туре в Алма-Ату приехал другой клуб из столицы СССР – «Торпедо». Основное время не выявило победителя, и командам впервые пришлось выяснять отношения в серии 11-метровых. Нужно сказать, что начинал матч в воротах «Кайрата» Виктор Шведков (ранее он провёл все 90 минут поединка с «Динамо»), но после перерыва его сменил Куралбек Ордабаев, который накануне во встрече дублирующих составов отразил два пенальти. Молодой голкипер сумел повторить это достижение и теперь. Тем самым он помог своей команде заработать одно очко, тогда как торпедовцы уехали ни с чем.

В следующей игре с ленинградским «Зенитом» на его поле Ордабаев занял место в воротах уже с первых минут. В основное время был зафиксирован счёт 1:1, а в послематчевой «лотерее» Куралбек снова дважды не позволил соперникам забить, что принесло «Кайрату» единственное остававшееся на кону очко. Затем казахстанская команда проиграла на выезде московскому ЦСКА (0:1), после чего вернулась в Алма-Ату, чтобы встретиться с другой армейской дружиной – из Ростова. 90 минут прошли без забитых голов, в серии пенальти наши футболисты ни разу не промахнулись, а Ордабаев отразил один удар.

В двух следующих турах «Кайрат» выиграл в основное время у донецкого «Шахтёра» дома (2:0) и у львовских «Карпат» в гостях (1:0), причём в последнем случае Ордабаев, отбив во втором тайме 11-метровый, помог команде сохранить победный счёт и заработать два очка. После этого казахстанский клуб неожиданно для всех возглавил турнирную таблицу чемпионата, что вызвало повышенный интерес и к нему, и персонально к удачливому голкиперу со стороны всесоюзной прессы. Очень популярный еженедельник «Футбол-Хоккей» (тираж составлял полтора миллиона экземпляров, при этом приобрести издание было крайне сложно) в одном из своих номеров предоставил слово наставнику «Кайрата» Артёму Фальяну.

Вот что он, в частности, сказал: «Одиннадцатиметровые мы отрабатывали на зарядке, во время тренировки и после неё. На юге я вместе с Сегизбаевым и Остроушко (помощники старшего тренера – прим. авт.) сделал своеобразное досье на игроков других команд, кто и как предпочитает эти удары выполнять, ведь пенальти там отрабатывали все. Позднее на установке оговаривали, что если дойдёт до пенальти, то кто примерно может бить их у соперника, и напоминали, как он любит бить. Но главное, конечно, в ином. Куралбек Ордабаев отличается особым, редким умением предугадывать направление удара. Да и специально тренируется…».

Новые подвиги

Однако затем «выскочку» поставили на место: в следующих семи турах все матчи «Кайрата» завершались в основное время, и он одержал лишь одну победу при шести неудачах. Особенно болезненными стали крупные поражения с одинаковым счётом 1:4 от ереванского «Арарата» в домашнем поединке и от ташкентского «Пахтакора», который всегда считался наиболее принципиальным соперником казахстанской команды, в гостях.

Тогда ещё никто не знал, что клуб из столицы Армении устремился к первому (и единственному) своему чемпионству. Кстати, основание под его триумф в том 1973-м было заложено во второй половине предыдущего десятилетия при самом непосредственном участии уже упомянутого Фальяна, который позже возглавил «Кайрат». Именно он вывел «Арарат» в высшую лигу, именно при нём начал раскрываться талант Андриасяна, Заназаняна, Месропяна, Казаряна, Бондаренко, Абрамяна и других лидеров команды того, чемпионского, созыва.

Если в первых семи играх «Кайрат» набрал 9 очков, то в следующих семи – лишь два. В итоге он откатился с 1-го места на 11-е. А следующая серия пенальти с его участием состоялась лишь в начале второго круга первенства, в 17-м туре. В этот день он принимал в Алма-Ате ташкентский «Пахтакор». Перед перерывом Сергей Рожков вывел хозяев поля вперёд, но в середине второго тайма в ворота, которые защищал Ордабаев, судья назначил пенальти, реализованный Абдураимовым. Зато в послематчевой «лотерее» Куралбек сумел отразить последний удар, тем самым принеся «Кайрату» победу в центрально-азиатском дерби.

Спустя неделю наша команда гостила в Москве у «Динамо». В конце первой половины встречи при счёте 1:1 Ордабаев не позволил забить с 11-метровой отметки форварду сборной СССР Еврюжихину. А незадолго до финального свистка он травмировался, и его вынужденно заменил Шведков. Казалось, москвичи получили преимущество, ведь их ворота защищал Пильгуй, признанный по итогам того года лучшим голкипером Союза, к тому же неплохой специалист по отражению пенальти (во многом благодаря ему «Динамо» стало третьим после «Кайрата» и «Днепра» по числу побед, одержанных в послематчевых сериях). Однако Шведков более чем достойно заменил Ордабаева, отразив два удара, тогда как от Пильгуя и его одноклубников в тот день удача отвернулась.

Рекорд на века

Этот успех вдохновил нашу команду на две следующие победы (уже в основное время) над «Торпедо» и «Карпатами», благодаря чему она к середине августа поднялась на 8-е место. Но потом был домашний поединок с «Днепром», в котором снова были назначены пенальти, и на сей раз Куралбек впервые не сумел отразить ни одного удара, а «Кайрат» записал в свой пассив первую проигранную серию. Первую и последнюю.

Следующие послематчевые «лотереи» пришлись на 24-й и 25-й туры, состоявшиеся во второй половине сентября, и оба раза «Кайрат», ворота которого защищал Ордабаев, брал верх – соответственно над «Шахтёром» и «Зенитом». А в игре 28-го тура с ЦСКА пост №1 доверили третьему голкиперу Владимиру Черненко, для которого это был дебют в высшей лиге. Точной информацией о том, сколько пенальти он отбил, да и отбил ли вообще, автор этих строк не располагает, но счёт оказался в пользу «Кайрата», игроки которого реализовали четыре попытки из пяти, тогда как армейцы – только три.

В следующем, предпоследнем, туре наша команда принимала киевское «Динамо», которое ещё сохраняло шансы в борьбе за «золото» с «Араратом» (киевлян тренировал Александр Севидов, тремя годами ранее вернувший «Кайрат» в высший дивизион). Основное время завершилось вничью, а, когда начались 11-метровые, своё веское слово снова сказал Ордабаев. И то же самое произошло в заключительный игровой день первенства, 1 ноября, когда в Алма-Ату приехала ворошиловградская «Заря», чемпион СССР предыдущего года.

В общей сложности казахстанский клуб выяснял отношения с соперниками в сериях пенальти после 11 матчей из 30 сыгранных. Соотношение побед и поражений составило 10-1 – абсолютно лучшая статистика в лиге. В тройку лучших по этому показателю также вошли «Днепр» (8-1) и московское «Динамо» (7-3). Успехи в послематчевых «лотереях» принесли «Кайрату» 10 очков из 26 заработанных им в ходе чемпионата, что позволило ему во второй раз в истории пробиться в топ-8, заняв итоговое 9-е место. А Куралбек Ордабаев, отразив за сезон рекордные 13 пенальти, навечно списал своё имя в летопись советского футбола...