Если вы живете рядом с горами, но для того, чтобы попробовать себя в горных лыжах, у вас до сих пор не хватало либо желания, либо смелости – этот текст для вас. Опытные горнолыжники вряд ли найдут здесь что-то новое. Но вот те, кто в условиях нашей стремительно изменившейся реальности и критического сокращения возможностей для развлечений ищет новых ощущений, возможно, и вдохновятся.

Мое первое знакомство с горными лыжами почти состоялось еще в ранней юности. До отвращения бодрые спортивные друзья привезли меня на одну из баз под Алматы, всунули мои ноги в какие-то тяжеленные негнущиеся ведра с заклепками и заставили ковылять в этих ведрах к тянущемуся далеко в горы металлическому тросу, который они называли бугелем. Когда до этого самого бугеля оставалось метров пять, он противно заскрипел, заскрежетал и остановился. Как выяснилось – до следующего лыжного сезона (дело было в марте). «Не судьба!» - фальшиво-печально развела я руками, тщетно пытаясь скрыть внутреннее ликование и облегчение.

Так бы и остались для меня горнолыжные развлечения красивой глянцевой картинкой и дополнительным патриотическим козырем в разговорах с иностранцами («Как, вы не знали? Возле Алматы есть прекрасные трассы!»), если бы не подросший сын. «Вот уеду учиться, - попенял мне отрок, - а на лыжах и не стоял ни разу. Это ж как жить возле моря  и плавать не уметь!».

Признав справедливость замечания, я засела за изучение вопроса. По итогам которого местом первой постановки на крыло, то есть на лыжню, был выбран Акбулак. Причин тому оказалось несколько. Во-первых, ехать до него целый час – значит, народу там точно меньше, чем на Чимбулаке (и меньше свидетелей моего позора, соответственно). Во-вторых, по отзывам выходило, что склон там не только пологий, но и очень широкий, что для чайников вроде нас вариант просто идеальный.

Опуская остальные малозначащие подробности, скажу сразу – встали мы на лыжи в первый же день. И не просто встали, но еще и поехали. И после этого проводили на склонах все выходные, оставшиеся до конца лыжного сезона. Потому что обнаружили: с восторгом, который испытываешь, летя вниз по искрящемуся под горным солнцем снегу, мало что может сравниться…

Итак, с чего же начинать, если вы совсем новичок?

ОБУЧЕНИЕ

Начните с поиска инструктора. При всех горнолыжных базах действуют школы, в которых работают люди, в чьи прямые обязанности входит ввести вас в этот дивный новый мир. Именно инструктор объяснит вам, как надевать ботинки и пристегивать к ним лыжи (сноуборд), как держать палки, как правильно стоять, ехать, поворачивать, тормозить и, главное, – падать. А потом снова вставать и снова ехать.

От вашего инструктора зависит, влюбитесь ли вы в лыжи или в сноуборд с первого дня, или решите, что это развлечение – не для вас. Поэтому подойдите к вопросу со всей тщательностью. Возможно, своего проверенного наставника порекомендует вам кто-то из знакомых. Если таковых не окажется – идите на сайт или в аккаунт выбранного курорта в соцсетях, смотрите список инструкторов и читайте отзывы. (Мы поступили именно так и ни разу об этом не пожалели).

 СНАРЯЖЕНИЕ

Возможно, мой дар убеждения настолько силен, что, дочитав до этого места, вы уже твердо решили стать звездой всех окрестных склонов. И все равно не торопитесь бежать за лыжами или доской в ближайший спортивный магазин. Во-первых, в любом «горнолыжном» городе великое множество пунктов проката, в которых вы можете взять в аренду абсолютно все – от перчаток и подшлемника до, собственно, лыж, ботинок и палок. Во-вторых, прокат оборудования есть непосредственно и на самих базах. Но и цены на аренду там, разумеется, повыше. Поэтому, если решите сэкономить, возьмите одежду в городе – только учтите, что она обязательно должна быть непромокаемой (см. выше про «падать»). А вот лыжи и ботинки или сноуборд для первого раза лучше все же подобрать вместе с инструктором. Запомните размер ботинок и длину лыж, и в следующий раз берите такие же – но уже по более гуманным ценам в городском прокате.

Кстати, если до этого вы не пользовались услугами купонаторов – самое время начать. Как правило, у них множество предложений от прокатчиков, что также позволит вам здорово сберечь свой бюджет.

ПРОЖИВАНИЕ И ПИТАНИЕ

Если вам повезло, и вы живете в Алматы, Усть-Каменогорске или неподалеку от Борового – можете эту часть пропустить. А вот если вы равнинный житель и за день обернуться туда-сюда не получится, следующая информация может оказаться полезной: при любом курорте обычно действует несколько отелей разной степени звездности. Самые дорогие отели, как правило, перечислены на сайтах горнолыжных баз. Цены в них разнятся от 20 до 35 тысяч тенге за стандартный номер в сутки в зависимости от региона. В бюджетных гостиницах можно разместиться подешевле, но не намного – за одного человека в 4-6 местном номере придется заплатить 8-9 тысяч.

То же и с общепитом. Ресторанов и кафе на горнолыжных курортах множество, а потому вывести средний чек по стране не получится. Впрочем, меньше, чем на 5000 за человека, рассчитывать вряд ли стоит – если, конечно, вы не решите ограничиться чашкой чая после дня, проведенного на свежем воздухе.

ЯЗЫК

В горных лыжах и сноуборде, как и в любом другом виде спорта, огромное количество специальных терминов. Некоторые из них вы, скорее всего, услышите от своего инструктора на первом же уроке, так что попробуйте их запомнить, чтобы не хлопать растерянно глазами, пытаясь понять, какого бугеля вас посылают на гондолу.

Бугель – точнее, бугельный подъемник, один из самых простых вариантов подъемника, обычно предназначенный для начинающих. Если в детстве вам доводилось качаться на палке, привязанной к веревке, то это почти оно же. Только вместо крепкой ветки, с которой обычно спускалась веревка, здесь будет движущийся трос. Поэтому за «качелю» надо хвататься быстро. Плюс – вы в лыжах! Зато вверх по склону они будут ехать практически без вашего участия.

ККД – канатно-кресельная дорога. И раз уж мы начали сравнивать подъемники с аттракционами, самое время вспомнить карусель «Ромашка». Вы – по-прежнему в лыжах – запрыгиваете в кресло, закрываете замок и едете наверх, наслаждаясь живописными видами.

ГКД – гондольно-кресельная дорога. Тут все просто. Сняли лыжи, сели в воздушный трамвайчик, полетели.

Траволатор – еще проще, чем бугель. Эскалатор без ступенек. Вы могли видеть такие в настоящих больших аэропортах. Только там они расположены горизонтально, а в горах – под уклоном.

Ски-пасс – пластиковая карта, ваш пропуск на подъемник. Кстати, когда будете покупать или брать в аренду куртку, обязательно проверьте наличие специального кармашка для ски-пасса на рукаве: это позволит вам проходить через турникет, не роясь в карманах. Махнули рукой перед считывающим устройством – сезам открылся.

Плуг – поставьте ноги в два раза шире плеч (особо плечистые – в полтора). Теперь заверните носки внутрь. Слегка присядьте, согнув колени. Представьте, что на вас надеты лыжи. Представили? Поздравляю, вы освоили стойку «плуг», на которой осуществите свой первый в жизни спуск с горы.

Кант – металлическая кромка поверхности сноуборда или лыж. Закантовка – это увеличение угла между кантом и склоном, раскантовка, соответственно – наоборот. Инструктор объяснит подробнее, но термины все же запомните.

Трассы – различаются по степени сложности, бывают зеленые, синие, красные и черные. Зеленые – для таких же лыжников и сноубордистов, где вы учитесь не столько ездить, сколько ехать. Не переживайте, это ненадолго. Возможно, к концу первого занятия вы уже перейдете на синюю. Они тоже легкие, но на них стоит задержаться. А вот когда почувствуете себя совсем уверенно, инструктор сам благословит вас на красную. С черными, думаю, и без объяснений все понятно.

Хели-ски – то, что вы будете теперь смотреть вместо новостей, ток-шоу и сериалов – и мечтать когда-нибудь осуществить. Вообразите: вертолет садится на вершине горы, вы спрыгиваете из него на девственный и нетронутый снег и несетесь по отвесному склону вниз, виртуозно объезжая огромные валуны и запорошенные ели… Но это потом. А пока давайте еще раз потренируем плуг.

Это – не полный список казахстанских горнолыжных курортов. Но с его помощью можно определиться с местом катания и прикинуть примерный бюджет.

Курорт

Расположение

Ски-пасс на 1 день*

(будни/ выходные)

Инструктор

(для 1 человека)

Аренда снаряжения (полный комплект на 1 день)

Прокат одежды (комплект** на 1 день)

Шымбулак

Алматы, 13 км по пр. Достык от пр. Аль-Фараби

7600/11400

(при покупке онлайн скидка – 15%)

13500 за 1,5 часа

5000-9000

6000

Акбулак

42 км от Алматы, с. Рыскулова, Талгарский р-н

6000/8500

15000 за 1,5 часа

6000

5000

Ой-Карагай

20 км от Алматы, Талгарский р-н, ущелье Ой-Карагай

4500/7000

7000 за 1 час в будни, 10000 в выходные

7000-10000

6000

Нуртау

35 км от Усть-Каменогорска, 8 км от с. Бобровка

5500/8000

6000 за 1 час в будни, 9000 в выходные

8500

7000

Алтайские Альпы

36 км от Усть-Каменогорска

3000/6500

6000 за 1 час

3000-4000

-

Эдельвейс

10 км от Риддера

Сезон еще не открыт, цена неизвестна

Сезон еще не открыт, цена неизвестна

5000

5000

Elikti Park

25 км от Кокшетау

9000

7000 за 1 час

5000

4000

 

* В цену не включена стоимость пластиковой карты, разная на всех курортах. За нее, как правило, платят один раз за сезон.

Также можно брать ски-пасс на 2 или 4 часа. Многие курорты предлагают скидки для различных категорий катающихся – детские, молодежные, семейные абонементы и т.д.

** Как правило, включает в себя только куртку и штаны. За шлем, подшлемник, очки и перчатки надо платить отдельно – от 500 до 2500 тенге за единицу.  

Фото Максима Золотухина