Проходящий в эти дни в Катаре чемпионат мира стал настоящим праздником футбола, который привлёк внимание всех: специалистов, тренеров, болельщиков и даже людей, обычно далёких от «игры миллионов». На его фоне любое спортивное событие местного масштаба остаётся в тени и по этой причине не получает того общественного внимания, которого заслуживает. Так произошло и с дебатами на тему «Есть ли будущее у казахстанского футбола?», которые были организованы на телеканале Jibek Joly («Жибек жолы», бывший KazakhTV), который входит в состав телерадиокомплекса президента РК. Заслуженный тренер Казахстана по футболу Павел Черепанов делится мыслями, которые навеяло на него это обсуждение.
В глубоком кризисе
В дискуссии, модератором которой стал Денис Кривошеев, помимо известных специалистов и журналистов, приняли участие заместитель генерального секретаря Казахстанской федерации футбола (КФФ) Александр Кеплин и президент Профессиональной футбольной лиги (ПФЛК), член исполкома КФФ Рохус Шох. То, что это ток-шоу не получило широкого отклика, возможно, объясняется тем обстоятельством, что в футбольной среде укоренилось мнение: КФФ «сама с усами». В лучшем случае оппонентов могут выслушать, но не услышать.
Между тем, обсуждение получилось довольно интересным. Участники открыто говорили о причинах того плачевного состояния, в котором оказался спорт №1. Как следствие, зрители получили ответы на многие острые и неудобные вопросы. Прозвучали любопытные оценки. Скажем, по словам известного журналиста Айдына Кожахмета, «наш футбол плохо пахнет», а бывший голкипер национальной сборной, член политсовета партии «Аманат» Давид Лория, поддержав его, добавил: «Казахстанский футбол токсичен».
Одну из главных причин участники дебатов видят в крайне нерациональном использовании и в банальном воровстве финансовых средств, направляемых на содержание профессиональных клубов. Об этом говорилось на протяжении многих лет, но главы регионов, руководители спорта в центре и на местах закрывали глаза на происходящее. В конце концов, президент страны два года назад дал поручение урезать бюджетные расходы, выделяемые клубам ПФЛК.
Со слов Александра Кеплина, в КФФ считают, что эта проблема вызвана, прежде всего, нехваткой квалифицированных менеджеров, а потому федерация планирует срочно провести обучающие курсы. Выходит, в клубах и главном «штабе» отечественного футбола нет профессиональных работников? А спортивной общественности все эти годы внушали, что они есть.
Далее Кеплин сообщил, что в настоящее время над разными проектами федерации работают десятки специалистов, в том числе из УЕФА и ФИФА. Об одном проекте заместитель генсека рассказал подробно. Оказывается, перед этими десятками специалистов поставлена задача доказать государству давно известную аксиому, что футбол отвлекает детей от наркотиков, влияния «улицы» и способствует укреплению здоровья (?). Как говорится, удивительное рядом. Так и хочется спросить: какие еще прожекты есть у федерации и кто конкретно (поимённо) этим занимается. В этой связи вспоминается поучительное изречение выдающегося китайского стратега и мыслителя Сунь-цзы: «О мастерстве полководца судят по старательности и умению его подчиненных».
В чем же заключается основная причина кризиса казахстанского футбола? Она буквально валяется на земле, под ногами. Но прежнее руководство федерации смотрело только за горизонт. Как бы по наследству туда же смотрит и нынешнее. Не случайно болельщики в социальных сетях говорят о футбольных «васюках».
Разруха – в головах
Можно привести достаточно много фактов, которые показывают, почему «наш футбол плохо пахнет». Причина системного кризиса, на мой взгляд, заключается в менталитете тех людей, которые им руководят, причём на всех уровнях. В чём это проявляется? Например, в том, что всегда можно по взаимной договорённости «обеспечить» нужный результат, превратив, скажем, матчи на Кубок Казахстана в разменную монету. Или через агентов повлиять на действия (либо бездействие) того или иного футболиста в предстоящей игре. Или выставить резервный состав на матч, результат которого позволит третьей стороне стать чемпионом либо получить пропуск в еврокубковый турнир. Или организовать группу команд в пользу интересов одной из них. По сути, это своего рода ОПГ с футбольной спецификой.
Можно пренебречь регламентом, расширив число команд в лиге, или созвать экспертную комиссию для оправдания судейских «косяков». Бывают удивительные совпадения, когда четвертую жёлтую карточку получает именно тот футболист, который так необходим в следующей игре с командой, лидирующей в чемпионате. Особая «песня» - зарплаты, которые руководители клубов не выдают футболистам в течение многих месяцев, вынуждая их искать счастья у букмекеров. Достаточно посмотреть котировки матчей, не только в низших лигах, чтобы понять масштабы такого интереса. Конторы борются за свою прибыль, но и они бессильны, когда одна команда пропускает гол на первых минутах, а потом «героически» добивается победы.
Сложившийся за долгие годы коррупционный менталитет как раковая опухоль поразил казахстанский футбол – от премьер-лиги до команд центров подготовки.
Считаю важным остановиться на выступлении Рохуса Шоха и уже потом поговорить о том, как лечить хроническую, глубоко запущенную болезнь. Президент ПФЛК озвучил планы по созданию юношеской лиги. Необходимость такого шага он объяснил тем, что сейчас в нашей стране нет «футбольного лифта» или «сообщающихся сосудов» между командами премьер-лиги и клубными центрами подготовки. Последние обязаны готовить квалифицированный резерв, который сейчас отсутствует. От себя добавлю, что по «сообщающимся сосудам» сегодня течёт не мастерство, а раковые клетки казахстанской футбольной ментальности.
Юношеская лига – дело, конечно, хорошее. Но единственный вариант, который позволит вылечить пациента по имени «отечественный футбол», - это, если продолжать использовать медицинскую терминологию, оперативное вмешательство. В противном случае создаваемая лига постепенно умрет. Она превратится в обычное соревнование, которых и так много. Не поможет и самая современная инфраструктура, в которой КФФ видит главную панацею. Это как в ситуации, когда пациент с насморком обращается к врачу: «Доктор, Вы меня можете вылечить»? – «Могу»– «Тогда почему не лечите»? – «Кабинета нет».
Не дело врача – строить поликлинику и обустраивать в ней кабинет для себя. Этим должны заниматься другие, в том числе государство. Нужно быть реалистами: новых стадионов ждать придется долго. А бесконечные разговоры об инфраструктуре лишь отвлекают от решения очень важных и неотложных задач, без чего невозможно поступательное развитие футбола в стране.
Восстановить доверие и интерес
Есть метод «лечения», который не потребует ни одного тенге, – нужны только понимание глубины кризиса и «политическая воля» руководства КФФ. Речь идёт об изменении регламента и системы проведения соревнований во всех лигах – таким образом, чтобы каждый матч (подчеркиваю, каждый) стал очень важным для любой из участвующих команд, чтобы она была поставлена в условия, когда «сливать» игры станет себе дороже.
Менталитет первичен, поэтому его оздоровление является первостепенной задачей. И если оно начнётся, то в таком случае будут востребованы управленцы и тренеры, способные организовать эффективную воспитательную работу, качественный учебно-тренировочный процесс и систему контроля за динамикой подготовленности футболистов.
Главная цель реформы соревнований - восстановить доверие общественности к отечественному футболу, продемонстрировать его морально-нравственную чистоту. Только тогда он станет привлекательным в глазах широких слоёв населения, обретёт популярность в массах, что мы наблюдаем на примере многих других стран. Сильный должен играть с сильным, а слабый должен стремиться стать сильным. Следование этому принципу позволит за относительно короткий срок повысить мастерство казахстанских игроков.
Повышение качества футбола, его зрелищности станет важной предпосылкой для роста к нему интереса со стороны бизнеса и телевидения, поскольку продать можно только качественный продукт. Главное, что привлекает болельщиков на стадионы и к экранам телевизоров, – интрига, уровень мастерства футболистов, их самоотдача, то, что каждый матч по-своему важен. Чем больше таких игр, тем выше зрительский интерес. В этом и заключается единство основных целей реформы соревнований: спортивной, антикоррупционной и коммерческой.
Используя такой подход, успешный путь развития футбола прошли Швейцария, Бельгия, Дания. Например, датская сборная за пять лет, начиная с 2016-го, поднялась в рейтинге ФИФА с 50-й позиции на 9-ю. В названных странах давно поняли, что «гладкая» система соревнований, в два или три круга, не способствует быстрому росту мастерства футболистов из-за ряда недостатков, которые описаны в «Википедии»:
«1. Если, начиная с какого-то тура, одна из команд значительно оторвётся в очках от остальных, турнир приобретает предсказуемость, теряет остроту и конкуренцию.
2. По мере приближения к концу турнира растёт количество матчей, частично или полностью не имеющих турнирного значения, — вне зависимости от их результата турнирное положение одного или обоих участников не может существенно измениться.
3. Возникает проблема договорных матчей — близким по силам участникам бывает выгоднее договориться о ничьей, чем играть «на выигрыш», рискуя проиграть и потерять очки. Вероятность договорного матча возрастает, если для одного из участников матч не имеет турнирного значения.
4. С точки зрения зрелищности (а значит, и источников финансирования) турнир проигрывает более динамичным схемам, если участники заметно различаются по силе. Значительная часть встреч проходит между соперниками явно несравнимой силы и оказывается предсказуемой».
Это точный слепок с чемпионатов Казахстана, которые проходили по одному сценарию на протяжении трех десятков лет!
А что дальше?
Есть такое крылатое выражение: «Если звезды зажигаются, значит, это кому-то нужно». И наоборот, если их не зажигают, значит это тоже кому-то нужно. Последнее предположение можно заменить, при этом суть не изменится: хорошо ловить рыбку в мутной воде…