Отечественные предприниматели пожаловались на чрезмерное фискальное давление и отсутствие стабильности налогообложения, следствием чего стало снижение инвестиционной привлекательности Казахстана и темпов развития бизнеса. Свои предложения по решению этих проблем и созданию предсказуемых условий работы они озвучили 27 октября в ходе Правительственного часа в Сенате на тему «Основные подходы и концептуальные вопросы налоговой политики и модернизации налогового администрирования в новом Налоговом кодексе в рамках реализации Послания президента народу Казахстана».
В частности, с требованиями к новой системе налогообложения выступили представители таких сфер как обрабатывающая промышленность, нефтегазовый, горно-металлургический и агропромышленный комплексы. Как подчеркнул заместитель исполнительного директора Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Максим Кононов, текущий уровень налоговой нагрузки для сектора добычи металлических руд превышает 50 процентов (с учетом последнего повышения ставок НДПИ). Это больше аналогичных показателей ряда стран (таких как Чили, Австралия, Перу, Китай и других), и существенно снижает привлекательность отрасли ГМК в борьбе за инвестиции.
В свою очередь глава Комитета обрабатывающей промышленности президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Тахмина Нагуманова сообщила, что сегодня в стране лишь 104 тысячи субъектов занимаются производством, но для них не предусмотрено применение налоговых стимулирующих мер. «Имеющиеся льготы по инвестконтрактам, по свободным экономическим зонам предоставляются крупным налогоплательщикам. Фактически – это разрешительный порядок предоставления льгот, и он не работает на привлечение инвестиций в обрабатывающий сектор экономики. Специальных налоговых режимов для этой отрасли нет. Более того, в принятом розничном налоге нет общих классификаторов экономической деятельности (ОКЭД), которые относятся к обрабатывающей промышленности. В этой связи мы предлагаем распространить режим розничного налога на соответствующие предприятия», - цитирует Нагуманову пресс-служба палаты.
Со своими предложениями по улучшению ситуации с налогообложением в Казахстане также выступил председатель правления Союза независимого бизнеса Берик Заиров. По его словам, основными проблемами, с которыми сталкиваются малый и средний бизнес – это наличие различных видов платежей, порог по НДС, большое количество налоговых режимов и ограничение по видам деятельности. «Мы предлагаем сократить количество специальных налоговых режимов до трех, оставив спецрежим для самозанятых/ИП, упрощенную декларацию и розничный налог. Кроме того, предлагаем отменить ограничения по видам деятельности с целью избежания путаницы в части толкования ОКЭД и обязательную регистрацию в качестве плательщика НДС для предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы для МСБ», - пояснил Заиров.
Как считает заместитель председателя Сената Ольга Перепечина, наиболее проблемный блок Налогового кодекса – это налоговое администрирование, поэтому он должен быть полностью обновлен. Во-первых, акцент будет сделан на стимулирование бизнеса к расширению налогооблагаемой базы, а именно налоговые льготы должны быть направлены на получение реального мультипликативного эффекта. Во-вторых, налоговая нагрузка будет перенесена на более высокодоходные отрасли и усиление отдачи от богатых слоев населения, что обеспечит справедливое ее распределение.
В целом Налоговый кодекс планируется переориентировать на сервисную модель, которая будет сопровождать предпринимателя от момента регистрации бизнеса до его официального закрытия. Если обобщить все предложения от депутатов Сената и бизнес-сообщества, то картина вырисовывается следующая: стабильность и предсказуемость налогового законодательства; стимулирование геологоразведки; поддержка обрабатывающей промышленности, в том числе распространение режима розничного налога на данную отрасль; отсрочка уплаты НДС при импорте металлопродукции; продление действия механизма уплаты НДС на импорт методом зачета; сохранение действующих налоговых режимов для сельхозтоваропроизводителей и личных подсобных хозяйств; снижение доли теневой экономики.
Как сообщил министр национальной экономики Алибек Куантыров, планируется повышение ставки НДС с 12 до 16 процентов, что предполагает дополнительные поступления в бюджет в размере 2-2,4 трлн тенге. «Данная сумма сопоставима с объемами гарантированных трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет. Дополнительные доходы позволят нам сократить размер этих трансфертов. Тем самым мы усилим накопительную функцию Национального фонда. Это очень важная задача. Мы должны сохранить Нацфонд для будущего поколения», - заявил глава МНЭ.
По его словам, «низкая ставка НДС по сравнению с основными экономическими партнерами делает выгодным экспорт товаров из этих стран в Казахстан. Увеличение ставки НДС, в первую очередь, увеличит нагрузку на импортные товары. Для производства и переработки продовольственных товаров в Казахстане созданы выгодные условия налогообложения НДС. Также ряд продавцов применяет режим розничного налога, где тоже предусмотрено освобождение от НДС. Данные льготы будут сохранены. Кроме того, предлагается повышение ставки КПН (корпоративный подоходный налог) для сырьевого и финансового секторов, а также сферы игорного бизнеса до 25-30 процентов».
Кроме того, Алибек Куантыров рассказал о рассматриваемом вопросе увеличения ставки ИПН для доходов по заработной плате в размере более 480 МЗП в год (40 млн тенге). Проводится работа по вопросу налогообложения предметов «роскоши», введению дополнительных акцизов на импортную дорогостоящую алкогольную и табачную продукцию, пересмотру подходов по налогообложению имущества, оптимизации специальных налоговых режимов, повышению эффективности налоговых льгот.
Плюс министр подчеркнул, что сохраняются налоговые режимы для агропромышленного комплекса, а для новых проектов в обрабатывающей промышленности будут предоставлены льготы на три года. Он также добавил, что в настоящее время порядка 900 тысяч налогоплательщиков имеют право на использование режима розничного налога. При расширении перечня ОКЭД количество налогоплательщиков данного режима вырастет еще на 100 тысяч.
Напомним, что, согласно поручению президента, новый Налоговый кодекс (действующий был принят в 2017 году) должен заработать в 2025 году и создать благоприятные условия для бизнеса, сохранить при этом высокую налоговую отдачу. Сейчас госорганы, эксперты, бизнес-сообщество и Национальная палата предпринимателей «Атамекен» ведут совместную работу по его разработке. В рамках перезагрузки налоговой политики Касым-Жомарт Токаев потребовал от правительства и парламента смелых и выверенных решений.
«Предприниматели справедливо жалуются на сложную процедуру возврата НДС, что серьезно ухудшает инвестиционный климат в стране. Правительству следует оперативно устранить эту застарелую проблему. Нужно, наконец, упорядочить налоговые льготы. Они должны стать адресным инструментом экономического стимулирования. Недополученные налоги – это непостроенные больницы, дороги и школы. Следует критически проанализировать и сократить объем налоговых льгот минимум на 20 процентов. Оставшиеся преференции должны предоставляться по четким правилам, без привязки к отдельным проектам и персонам», - заявил президент, выступая 1 сентября на открытии очередной сессии Парламента с Посланием народу Казахстана.
Что касается налогового администрирования, то, считает он, следует обеспечить переход на сервисную модель взаимодействия между фискальными органами и налогоплательщиками. Цель – не наказать, а предупредить. «Необходимо провести полную цифровизацию налогового контроля и на 30 процентов сократить формы налоговой отчетности. Можно и нужно как минимум на 20 процентов уменьшить общее количество видов налоговых и иных обязательных платежей в бюджет. Там, где нет значимой фискальной отдачи, следует исключить их полностью, остальные можно объединить. Свою востребованность показала инициатива по внедрению розничного налога. Учитывая положительный опыт, правительство расширит сферу его охвата в два раза. Предстоит также ускорить введение прогрессивного налогообложения», - раздал поручения компетентным органам глава государства.
Как отмечают специалисты, количественные показатели динамики МСП пока не переросли в рост качественных показателей. Основными проблемами являются отраслевые и региональные диспропорции, недостаточность собственных финансовых ресурсов, низкая финансовая устойчивость, закредитованность, короткий жизненный цикл, отсутствие стратегических подходов, слабая инновационная активность. Поэтому, на их взгляд, следует разработать дифференцированный подход к налоговым ставкам исходя из отраслевых приоритетов, то есть для тех отраслей, которым требуется поддержка государства. При этом субъектам, работающим в сфере производства и сельского хозяйства, предоставить более щадящие ставки. Плюс, полагают они, назрела необходимость проработать рычаги повышения ответственности для субъектов МСП во избежание бессистемного использования налоговых льгот, предоставляемых государством. На макроуровне это позволит укрепить экономику и будет способствовать повышению налоговых поступлений в бюджет.