В конце прошлого года в социальных сетях появилась инсайдерская информация о возможном смягчении лимита на «легионеров» в высшем дивизионе чемпионата Казахстана. Речь идёт о том, чтобы на поле в составе каждой из команд могли одновременно находиться не 6 иностранных футболистов, как было до сего дня, а 7. Это значит, что у казахстанских игроков будет ещё меньше шансов попасть в основные составы своих клубов. Насколько адекватна такая инициатива, если она действительно имела место? И вообще, каким могло бы быть оптимальное решение данного вопроса? Высказать своё мнение мы попросили Павла Черепанова, нашего постоянного футбольного эксперта, заслуженного тренера Казахстана.

- Павел Петрович, насколько мне известно, первым об этом сообщил один из лучших в нашей стране футбольных журналистов Айдын Кожахмет, обычно пользующийся надёжными источниками информации. По его утверждению, в роли инициаторов выступили три клуба, завоевавшие право участвовать в еврокубковых турнирах, – «Астана», «Тобол» и «Ордабасы», а все остальные, за исключением «Кайрата», поддержали их. Если соответствующее решение будет всё-таки продавлено, то чем оно чревато?

- Вы наверняка в курсе, что три года назад футболисты, являющиеся гражданами России, Беларуси, Армении и Кыргызстана, перестали считаться у нас «легионерами». Это было вызвано необходимостью привести регламенты в соответствие с соглашениями о Таможенном союзе и ЕАЭС, где прописано, что спортсменов из стран-участниц данного интеграционного объединения можно трудоустраивать без учёта ограничений, введённых с целью защиты национального рынка труда.

С того времени в матчах чемпионата Казахстана в составе каждой команды на поле одновременно могут находиться, помимо 6 «легионеров», 5 игроков, имеющих гражданство либо РК, либо других государств, входящих в Евразийский экономический союз. То есть, вполне допустима такая ситуация, когда на поле может не оказаться ни одного футболиста с казахстанским паспортом. Например, в минувшем сезоне были матчи, в которых за команды играли по девять-десять иностранцев.

На мой взгляд, даже существующий сегодня формат – это явная дискриминация местных футболистов, противоречащая усилиям правительства по борьбе с безработицей. В новых социальных, экономических и миграционных условиях он не отвечает интересам государства в области спорта. А если будет принято решение увеличить лимит на «легионеров» с 6 до 7, то ситуация лишь усугубится.

- Кто в этом заинтересован?

- Тема, касающаяся лимита, не нова – во многих странах она обсуждалась ещё полвека назад и до сих пор является предметом жарких дискуссий. В их основе лежат противоречия между интересами клубов, с одной стороны, и национальных сборных, с другой. Интересы клубов защищают профессиональные лиги, интересы сборных - национальные федерации, которые формируют команды и отвечают за их результаты на международных соревнованиях.

Федерации хотят, чтобы как можно больше местных футболистов получали игровую практику. Тогда как клубы занимают полярную позицию: чем большее количество иностранцев можно привлечь, тем меньше забот о воспитании собственного резерва, тем шире возможности для того, чтобы «пилить» бюджеты. Сторонники смягчения, а то и вовсе снятия любых ограничений на использование «легионеров» пытаются внушить всем, что лимит ведёт к снижению конкуренции и к увеличению затрат на местных игроков.

В Казахстане эти противоречия чётко просматриваются. Но не может быть честной конкуренции, когда идёт «игра в одни ворота» при явном численном и финансовом превосходстве иностранцев. Кстати, долги перед ними много раз становились причиной судебных разбирательств и санкций со стороны УЕФА.

- В октябре 2019-го тогдашний президент Казахстанской федерации футбола (КФФ) Адильбек Джаксыбеков, выступая на заседании её исполкома, заявил буквально следующее: «В перспективе не исключён вариант, когда мы расширим клубную квоту на заявку иностранных футболистов или вовсе перестанем ограничивать трансферный рынок, т.е. вообще отменим лимит на «легионеров». В этой связи возникает вопрос: может, в данном случае инициатива исходила как раз таки из самой КФФ, а представители клубов лишь озвучили её?

- Мне в это трудно поверить. Дело в том, что в «Стратегии-2034», которую презентовал 28 февраля прошлого года на конференции КФФ Адилет Барменкулов, избранный тогда же новым президентом федерации, содержится установка уже с 2022-го начать работу по ужесточению лимита на «легионеров».

Скорее всего, предложение исходило от отдельных клубов, руководители которых входят в совет Профессиональной футбольной лиги Казахстана (ПФЛК). Очень удобно иметь под рукой таких «советников», чтобы появлялись подобные пожелания и просьбы. Они снимают с президента лиги любую ответственность, а по Уставу именно он является единственным органом управления ПФЛК.

Кстати, не все знают, что в Уставе лиги не прописана задача по подготовке футболистов для сборных команд Казахстана (!?). Согласно регламентам соревнований, её полностью переложили на клубы: дескать, раз они выступают в чемпионате, то с них и спрос. Но у клубов свои заботы, и их мало интересуют проблемы национальной и других сборных. Например, они не предоставляют абсолютно никакой информации о текущем функциональном состоянии «сборников», об их здоровье, возможных травмах. Не вижу, чтобы тренеры-«легионеры», впрочем, как и наши наставники, были озабочены интересами сборных команд.

Клубы заняты только своими турнирными вопросами, решая их такими способами, которые не позволяют футболистам достичь европейского уровня в плане качества подготовки.

- И где же выход?

- Во-первых, в грамотном решении всех вопросов, связанных с учебно-тренировочной работой в клубах. Судя по результатам последних лет, проблем там хватает.

Во-вторых, в использовании такой системы проведения соревнований, которая заставит футболистов в каждом матче выкладываться, что называется, по полной. Это необходимое условие для повышения мастерства казахстанских игроков и реальный путь к достижению клубными командами и сборными стабильно-положительных результатов. Только так можно поднять уровень футбола и в целом спортивный престиж страны, а не «святой» верой в легионеров сомнительного уровня, которые за три десятка лет так и не научили нас играть.

В-третьих, в применении такой системы лимита, которая позволит обеспечить «сборников» необходимой игровой практикой; создать условия для честной конкуренции как среди иностранцев, так и среди казахстанцев; не на словах, а на деле иметь «футбольный лифт» для воспитания нового поколения игроков, которые будут способны выйти на мировой уровень. Именно так сформулированы главные задачи на ближайшую перспективу в упомянутой «Стратегии-2034».

- И какая система лимита, на ваш взгляд, является наиболее оптимальной с точки зрения решения этих задач?

- Моё предложение, которое известно федерации, заключается в следующем. В каждом матче одновременно можно задействовать на поле не больше пяти игроков-иностранцев, включая россиян, армян, белорусов и кыргызов. Они получат возможность избавиться от статуса «легионер» только по истечении двух лет выступлений за любой клуб казахстанской премьер-лиги при условии, что примут участие не менее чем в 50 процентах матчей. Это закроет для них такую лазейку, как экстренное принятие гражданства РК с целью обойти лимит.

Отдельно нужно сказать о позиции вратаря. В течение трех лет её может занимать футболист с любым гражданством, а после истечения этого срока – только казахстанец. Это станет стимулом для поиска и воспитания квалифицированных голкиперов из числа местных ребят.

Что мы получим в итоге?

Во-первых, удастся минимизировать вероятность появления в наших клубах «легионеров» низкого уровня, и при этом будут соблюдены условия соглашений ТС и ЕАЭС о равных возможностях в плане трудоустройства.

Во-вторых, будет честная конкуренция за место в основном составе.

В-третьих, клубы будут вынуждены усилить работу с резервом. В составах казахстанских команд появятся талантливые молодые футболисты, призванные стать тем самым новым поколением игроков мирового уровня, воспитать которых планирует федерация согласно основной задаче «Стратегии 2034».