Мы предложили нашему постоянному футбольному эксперту Павлу Черепанову, заслуженному тренеру Казахстана, поделиться своим мнением относительно основных положений «Стратегии – 2034», которую утвердили на прошлогодней конференции КФФ и конечной целью которой назван выход национальной сборной РК в финальный турнир чемпионата мира. В прошлом номере QMonitor была опубликована первая часть его размышлений, а сегодня мы предлагаем вниманию читателей вторую, заключительную.
Можно ли измерить гордость болельщиков?
Читая Стратегию, я невольно вспомнил Ходжу Насреддина, который убедил падишаха в том, что если тот даст ему деньги, то он за 20 лет научит осла читать Коран. Умный Ходжа понимал, что за это время либо падишах помрёт, либо осёл сдохнет.
Разработчики документа обещают, что «к 2025 году количество играющих в футбол девочек/девушек/женщин должно быть не менее 100 тысяч, к 2030 году – 200 тысяч, к 2034 году – 300 тысяч». Фантастика! Ежегодно будут проходить подготовку 100 управленцев и 1000 тренеров. Будет ли для всех них работа? По каким программам они станут обучаться – тем, что базируются на «национальной философии футбола», которая пока остаётся чем-то туманным, не наполненным конкретным содержанием?
В Стратегии много цифровых показателей популистского толка, которых не должно быть в столь значимом документе. Например, есть такая опция: «к 2025 году не менее 25 процентов опрошенных должны гордиться результатами наших команд, а к 2034 году – 40 процентов». Надеюсь, что поводы для гордости успехами казахстанских футболистов будут, но сам такой способ оценки их достижений или неудач выглядит абсурдным, а попытка подобным образом, в процентах, изменить «уровень счастья» болельщиков – достойным внесения в Книгу рекордов Гиннеса.
Удивляет тот факт, что ни делегаты конференции КФФ, ни специалисты, ни тренеры, ни спортивные журналисты, присутствовавшие на утверждении Стратегии и на форуме «Футбол для всех», не задали ни одного вопроса относительно столь странных индикаторов-показателей и переноса старта реформ на отдалённый срок. Может быть, большинство даже не читали этот документ? А насколько внимательно ознакомились с ним члены исполкома КФФ, прежде чем утвердить его? Или они исходили из принципа массового спорта «главное – не результат, а участие»?
Судя по откровенным «ляпам» в тексте Стратегии, её разработчикам явно не хватило компетенций, необходимых для понимания специфики футбола вообще и казахстанского в частности. Такое ощущение, что эти люди могут подготовить аналогичный проект для всех игровых видов спорта или программу занятий физкультурой для работников большого предприятия. Понимают ли они, что «подвели под монастырь» президента КФФ и членов исполкома?
Есть в Стратегии такие положения, относительно которых вопросы обязательно должны были возникнуть, однако не возникли. Например, в прошлом году федерация планировала начать работу по ужесточению лимита на «легионеров», но в нынешнем, наоборот, смягчила его: теперь в составе каждой команды на поле одновременно могут находиться не шесть футболистов с таким статусом, как было прежде, а семь. Выходит, казахстанцам, белорусам, армянам, кыргызам и россиянам в основном составе отводятся лишь 4 места на всех. А значит, не исключено, что в каких-то матчах зрители не увидят на поле ни одного отечественного футболиста! Кто от этого выиграет? Только агенты, которые каждый год «вешают лапшу» про то, что «легионеры» повышают уровень конкуренции в национальном чемпионате, способствуют росту мастерства местных игроков, помогают поднять престиж Казахстана на международной арене.
Вместо реальной реформы, отвечающей интересам государства по защите своего рынка труда, в Стратегию включена формулировка, согласно которой долю игрового времени, проводимого на поле иностранными футболистами, к 2030 году ограничат 60 процентами. Правда, не говорится, как её станут высчитывать – отдельно за каждый матч или за весь сезон? Кто будет вести такую статистику – ПФЛК или нанятые клубами специально для этого сотрудники? И какие последствия ждут команду, если она, решая турнирную задачу, вдруг превысит этот лимит? Ей засчитают поражение?
Не сообщающиеся сосуды
Тема «легионеров» тем интереснее, что в КФФ, а особенно в ПФЛК любят рассуждать о «сообщающихся сосудах» между футбольными академиями, центрами подготовки и профессиональными клубами. Но из-за наплыва иностранцев горлышки этих сосудов стали столь узкими, что протиснуться в них не удаётся даже самым талантливым казахстанским игрокам. Была у нас большая группа таких футболистов 2000 года рождения – не смогла просочиться через отверстия «сосудов». А после смягчения лимита на «легионеров» они, можно сказать, вообще закупорились.
Это становится понятным из установки, что к 2025 году игрокам до 23-х лет в премьер-лиге должны предоставлять не менее 5 процентов игрового времени. Легко подсчитать, что речь идёт о не менее чем 135 минутах за сезон, включающий в себя 30 матчей чемпионата и розыгрыша Кубка РК. Причём имеются в виду все футболисты команды, которым не исполнилось 23. В сумме получается лишь полтора матча за целый год для игроков, вплотную приблизившихся к возрасту, когда они, по идее, должны превратиться в зрелых мастеров (как показывает мировой опыт, большинство футбольных талантов раскрывается в 23-27 лет). К 2030 году этот показатель должен увеличиться до 10 процентов. Надо бы выписать премию авторам такого предложения!
Молодых «сидельцев» на скамейке запасных будет много. Им не дадут даже этих 5-10 процентов игрового времени. Вырастут ли из них исполнители мирового уровня? Не лучше ли вернуться к введению квот для молодых футболистов, то есть к практике, которая существовала в период с 2007-го по 2015-й? Если бы не она, то, возможно, мы бы не узнали про таких игроков, как Дмитрий Шомко и многие другие.
Разумеется, не обошли стороной авторы Стратегии и вопросы, связанные с детским футболом, созданием необходимой инфраструктуры. В частности, говорится, что в 2030 году, как минимум, 40 процентов государственных средств, выделяемых спорту №1, пойдут на развитие академий и воспитание молодых игроков. А к 2034-му эта доля должна удвоиться. Но сколько это будет в денежном выражении? Где гарантия, что государство вообще продолжит финансировать футбол?
Федерация, легко «жонглируя» несуществующими деньгами, надеется, что в обозримом будущем футбол станет интересен бизнесу, что к 2034 году 80 процентов клубов перейдут в частные руки, а финансовые ресурсы, выделяемые государством футболу, будут направляться на воспитание юных игроков. Получится ли в реальности такой сценарий, неизвестно, тогда как готовить резерв нужно уже сегодня.
Есть сведения, что на каждого футболиста в центрах подготовки расходуется примерно 1,0 – 1,2 миллиона тенге, или 2,1 – 2,3 тысячи долларов в год. Это на форму, мячи, инвентарь, зарплату тренеров, участие в соревнованиях. Получается от 630 до 880 тысяч долларов на каждый центр, в зависимости от количества занимающихся детей. Примерно такую же сумму тратит клуб казахстанской лиги на трансфер, перелёты, зарплату, премиальные и содержание одного «легионера» средней руки. И ещё: если каждый клуб сократит количество «легионеров» хотя бы на одного, то на сэкономленную за 4-5 лет сумму можно будет построить футбольный манеж. 14 клубов – 14 манежей. Однако это никому не нужно, поскольку клубное начальство ежегодно меняется и потому думает только о дне сегодняшнем – как бы быстрее «освоить» выделенный акиматом бюджет и себя при этом не обделить. А некоторые, наиболее «активные» в этом плане, становятся объектом внимания со стороны контролирующих и правоохранительных органов.
Разруха в головах
О реформе футбольного судейства в Стратегии ничего не сказано. Но всё ли здесь так хорошо, в чём КФФ пытается убедить общественность? Не нужно быть юристом, чтобы понять: судьи и инспекторы не должны входить в один комитет. Необязательно быть провидцем, чтобы сделать вывод: «жана футбол» не построить без честного судейства. В Европе наши арбитры безупречно обслуживают матчи, а вот у себя в стране часто совершают так называемые результативные ошибки. Несколько дней назад «Спортс.кз» привёл факты, говорящие о том, что руководители клубов собирают с футболистов «оброк» для передачи его судьям, и последние вынуждены «ошибаться» даже в столице. Не означает ли это, что места команд в итоговой турнирной таблице заранее определены, а уже давно напрашивающийся переход на прогрессивную систему проведения соревнований не осуществляется потому, что он может спутать карты участникам этого «процесса»?
В Стратегии озвучена тема, значение которой трудно переоценить. Расскажу один случай, он объяснит, о чём идет речь. В прошлом году в Таразе на первенстве страны среди юношей команда одной известной футбольной академии заняла второе место. Всё шло к тому, что она станет чемпионом, но из-за нелепой ошибки ребята проиграли последний, решающий матч. На церемонии награждения они срывали с себя медали, бросали их и грамоты на землю, топтали ногами, причём то же самое делал и тренер. Этот возмутительный случай наглядно показывает, что в деле воспитания нового поколения футболистов первостепенное значение имеет ментальность. Иначе говоря, то, как человек понимает жизненные ценности, насколько он им следует, как относится к порученному делу, к товарищам по команде, к самому себе и ко и всему остальному.
Поэтому можно только приветствовать позицию федерации относительно необходимости изменить мышление у многих людей в казахстанском футболе. Ответственность за реализацию этой установки лежит на КФФ, и, судя по тексту Стратегии, она готова достичь цели: «Успех реформ, в первую очередь, зависит от профессионализма и управленческого опыта команды лидеров во главе Федерации». Вот только непонятно, все ли члены исполкома входят в эту самую команду лидеров. Дальше говорится, что лидеры «для достижения поставленных целей готовы к продуманным и решительным действиям, когда это потребуется, несмотря на отсутствие консенсуса».
В отчетах журналистов с форума «Футбол для всех», который в декабре прошлого года проводила КФФ, сообщалось, что президент ФК «Ордабасы» был против смягчения лимита на «легионеров», которое к тому же противоречит букве и духу Стратегии. В таком случае почему в этом вопросе не было решительных, а, главное, продуманных действий лидеров? Ведь Стратегия является главным концептуальным документом КФФ, по сути, её «конституцией», принятой и утверждённой самими этими лидерами.
Резюмирую. Не сложилось ли у вас впечатление, что Стратегия, с одной стороны, и реальные дела, с другой, «живут», не пересекаясь, в разных измерениях? Федерация не торопится приступать к реформам, ведь впереди ещё целых одиннадцать лет, которые она надеется спокойно пережить. Оппозиции, которая бы дышала в спину и будоражила своими требованиями, нет, никто не ставит перед КФФ неудобные вопросы – сплошное послушание и всеобщее «одобрям-с». А значит, можно забалтывать проблемы, строить воздушные замки и кормить футбольную общественность «завтраками»…