Ровно десять лет назад Денис Тен стал призёром мирового первенства в фигурном катании – виде спорта, в котором казахстанцы никогда прежде, включая советские времена, даже не смели мечтать о чём-то подобном. А совсем скоро, 13 июня 2023-го, ему могло бы исполниться 30 лет. Могло бы, если бы не трагическая гибель от рук двух отморозков – в июле с.г. будет отмечаться 5-я годовщина этой печальной даты. Сегодня мы решили вспомнить о том, как наш замечательный спортсмен шёл к медали чемпионата мира.
Как всё начиналось...
Фигурное катание стало первым зимним видом спорта, включённым в олимпийскую програму: в 1908-м оно присутствовало на летних Играх (зимние начали проводить с 1924-го), и среди шести стран-участниц была Россия. В советские годы его тоже культивировали, но как бы изолированно от остальных стран, и впервые на чемпионат мира фигуристы из СССР поехали лишь в 1958-м. В Казахстане этот вид спорта начали развивать после войны, однако ни один представитель нашей республики так и не попал в национальную сборную Союза, не участвовал в первенствах Европы и мира, не говоря уже об Олимпийских играх.
С обретением независимости страна получила возможность сама делегировать спортсменов на крупнейшие международные соревнования. На дебютный для Казахстана чемпионат мира, который проходил в марте 1993-го, то есть ровно тридцать лет назад, поехали актюбинцы Сергей Умиров и Галина Какадий, которые заняли соответственно 37-е и 45-е (предпоследнее) места в мужском и женском одиночном катании. А танцевальный дуэт в составе алматинца Дмитрия Казарлыги и россиянки Елизаветы Стекольниковой, получившей гражданство РК, закончил соревнования 19-м.
Позже под флагом Казахстана выступали карагандинец Юрий Литвинов и его земляк Андрей Крюков в паре в россиянкой Мариной Халтуриной, но тоже без особых успехов. А после 2001-го семь подряд чемпионатов мира (они проводятся ежегодно) и две Олимпиады прошли без наших соотечественников – просто некого было посылать. Тогда как, скажем, узбекские фигуристы участвовали в них постоянно, причём нередко в трёх дисциплинах из четырёх. Словом, наше государство, по сути, исчезло с мировой карты этого одного из самых красивых видов спорта.
Вот на таком фоне и пробивался к вершинам Денис Тен. В том, чего он затем добился, конечно, велика заслуга его родителей, которые решились на большие жертвы, чтобы их сын смог заниматься фигурным катанием на серьёзном уровне. Семья жила на два города и две страны: Денис с мамой – в столице России, где им поначалу пришлось самим оплачивать труд тренеров и хореографов, снимать квартиру, причём в дорогом районе Москвы (чтобы жить ближе к месту тренировок), а отец с другим сыном – в Алматы. Но когда стало понятно, что подросток чрезвычайно талантлив и способен вырасти в настоящую «звезду», финансовую помощь стало оказывать государство – она начала поступать где-то с 2008-го, когда Денису исполнилось 15 лет. И примерно тогда же он громко заявил о себе на международном уровне.
Первый прорыв
В феврале 2009-го юный казахстанец поехал на третий для себя чемпионат мира среди юниоров (в нём могут участвовать фигуристы в возрасте от 13 до 19 лет) и стал по его итогам 4-м, то есть, остановился в одном шаге от пьедестала. Для сравнения: годом ранее он был только 16-м. Но ещё более ярко проявил себя Денис через месяц на дебютном для него взрослом мировом первенстве (до достижения 15 лет спортсмен не может выступать на взрослом уровне), которое проходило в Лос-Анджелесе. После короткой программы он шёл 17-м, но, великолепно откатав произвольную и получив за неё от судей 6-ю оценку дня, совершил рывок на общее 8-е место. Ему в числе очень немногих удалось, как говорят в фигурном катании, «поднять зал»: искушённая американская публика, стоя, аплодировала нашему соотечественнику. Кстати, на прокаты его вместе с личным тренером Еленой Водорезовой-Буяновой выводила взявшая над ним шефство Татьяна Тарасова.
Тот чемпионат мира одновременно был отборочным турниром к Олимпиаде-2010, и результат Дениса принёс Казахстану сразу две путёвки на зимние Игры в мужском одиночном катании. Столько же квот завоевали ещё пять стран, и лишь две – США и Япония – получили на одну больше.
На ОИ в канадском Ванкувере казахстанец выступил не столь удачно, как на ЧМ-2009, заняв 11-е место. Не сложились для него в том сезоне и другие главные соревнования: 9-я итоговая позиция на юниорском мировом первенстве, 13-я на взрослом ЧМ и 10-я на Чемпионате четырёх континентов (ЧЧК), собирающем фигуристов из Азии, Америки, Океании и Африки. И в конце зимы состоялся разрыв с Водорезовой-Буяновой. Видимо, пришло понимание: чтобы расти в профессиональном плане дальше, нужно что-то менять. В том числе и тренера.
Выбор пал на именитого американского специалиста Фрэнка Кэрролла, подготовившего Эвана Лайсачека, который на ОИ-2010 выиграл «золото» в борьбе с россиянином Евгением Плющенко. Тренировки и проживание в США стоили, конечно, дороже, чем в Москве, но спортивное руководство РК подержало стремление Дениса и согласилось оказывать ему необходимую финансовую помощь.
Однако первый сезон, проведённый под руководством нового наставника, принёс болельщикам казахстанского фигуриста сплошные разочарования. В то время, как соперники успешно осваивали прыжки в четыре оборота, он как будто перестал прогрессировать. И после московского чемпионата мира 2011-го, на котором Денис довольствовался 14-м местом, Татьяна Тарасова сказала как отрезала: «Вот казах Денис Тен, который раньше тренировался у нас. Он ушел и за сезон не сделал ничего. Ничего нового не выучил, а был талант. Был талант – и до свидания. Уже нет».
«Серебро», равнозначное «золоту»
Но, как выяснилось, Татьяна Анатольевна рано списала его со счетов. Осенью 2011-го, в начале следующего сезона, на турнирах престижной серии «Гран-при», которые принимали Канада и США, он впервые исполнил четверной «тулуп» и оба раза стал 5-м. А спустя несколько месяцев на чемпионате мира во французской Ницце занял 7-е место. Впрочем, по сумме баллов Денис довольно много проиграл и завоевавшему второй год подряд «золото» канадцу Патрику Чану, и двум другим призёрам-японцам, в том числе 17-летнему дебютанту Юзуру Ханю. Последний в будущем станет двукратным олимпийским чемпионом, а также первым в мире фигуристом, преодолевшим рубеж 100 баллов в короткой программе, 200 баллов в произвольной композиции и 300 баллов в сумме.
Перед ЧМ-2013 Денис, хотя и котировался уже довольно высоко, в числе главных претендентов на медали не значился. Тем более что за полтора месяца до этого он неудачно выступил на ЧЧК, не попав даже в первую десятку. Но на мировом первенстве, проходившем в Канаде, казахстанец предстал во всей красе. В короткой программе он, безупречно выполнив четверной «тулуп», каскад из двух прыжков в три оборота и все другие элементы, заработал вторую оценку – 91,56. Показавшему лучший результат Чану наш фигурист проиграл 6,81, причём за сложность и технику исполнения оба получили примерно одинаковые баллы, а вот за так называемые компоненты (там оценки более субъективные) судьи дали канадцу существенно больше. Крайне неудачно откатал Ханю, считавшийся главным соперником Чана в борьбе за «золото», – лишь 75,94 балла и 9-е место.
Спустя два дня, 15 марта, мужчины-одиночники вышли на лёд с произвольной программой. Ханю, не попавший по итогам короткой в топ-6, выступал в предпоследней группе из шести фигуристов. Он сумел реабилитироваться и, набрав в сумме 244,99, вышел в лидеры. Но вскоре его результат улучшил испанец Хавьер Фернадес, будущий двукратный чемпион мира, – 249,06. Затем на суд арбитров и зрителей представили свои программы другие участники, однако обойти Ханю и Фернандеса им не удалось. Наконец, настал черёд Чана. При не самой высокой базовой сложности он ещё и допустил несколько ошибок – на тройных «лутце» и «акселе», на одном из каскадов, но, тем не менее, получил за своё выступление более высокую оценку, чем испанец и японец (опять же благодаря компонентам). А в сумме Чан оторвался от них почти на 20 баллов.
Затем на лёд вышел Денис. Базовая сложность элементов у него была пониже, чем у Ханю с Фернандесом, и сопоставимой с тем, что предложил Чан. Зато откатал он свою программу вдохновенно и идеально – ни одной помарки и при этом много бонусов за великолепное качество исполнения. В итоге судьи расщедрились на самую высокую оценку дня – 174,92. В сумме вышло 266,46. Всего 1,3 балла не хватило Денису, чтобы стать чемпионом мира. Возможно, проходи то первенство не в Канаде, на родине Чана, а в какой-то другой стране, нейтральной для обоих, исход их противостояния был бы иным.
Послесловие
Через год этот же квартет будет сражаться за медали Олимпиады. На пьедестал почёта поднимутся Ханю, Чан и Тен, а Фернандес, проигравший Денису всего 1,2 балла, окажется четвёртым лишним. Впрочем, на мировом первенстве 2015-го испанец возьмёт реванш, оставив Ханю с «серебром», а Тена с «бронзой». Кстати, разрывы между ними будут незначительными: 273,90 – 271,08 – 267,2. Тогда как ставший 4-м американец Джейсон Браун наберёт в сумме почти на 20 баллов меньше, чем Денис. А месяцем раньше казахстанец станет чемпионом четырёх континентов, установив личный рекорд по оценкам, полученным и за короткую, и за произвольную программы, а также в сумме – 289,46 (почти на 30 баллов больше, чем серебряный призёр из США).
ЧМ-2015 был последним успешным турниром в карьере казахстанца. Потом у него начнутся проблемы с ногами, не выдержавшими огромных нагрузок. Тем временем вырастет новое поколение фигуристов, выполняющих в ходе одной программы по пять-шесть прыжков в четыре оборота. На Олимпиаду-2018 Денис поедет, по сути, в «разобранном» физическом и психологическом состоянии. А через пять месяцев его не станет…