Ровно 15 лет назад, 8 августа 2008-го, в Пекине состоялось открытие XXIX летней Олимпиады. Её организаторы рассчитали так, чтобы церемония началась в 8 часов 8-го дня 8-го месяца 8-го года, – в Китае, который впервые принимал главные в мире спортивные соревнования, число 8 считается счастливым. На те Игры от Казахстана поехало наибольшее за всю историю количество спортсменов – 132 (этот рекорд вряд ли будет побит в обозримой перспективе), наша страна впервые пробилась в топ-20 по общему числу завоёванных медалей. Правда, спустя восемь лет МОК «отзовёт» почти треть наград, уличив нескольких казахстанцев в применении допинга.
Правдами и неправдами
Рекордное количество участников ОИ-2008 от Казахстана и то обстоятельство, что более половины их (71 из 132-х, или 53,8 процента) составили представительницы слабого пола, чего не случалось ни до, ни после, имели следующее объяснение. На те летние Игры в первый и в последний раз отобрались женские сборные РК по волейболу и гандболу, в составах которых было в общей сложности 25 девушек, тогда как мужская ватерпольная команда, участвовавшая в предыдущей Олимпиаде, преодолеть предолимпийскую квалификацию не смогла. Из этих 25 девушек 14 были натурализованными, то есть сменившими спортивное гражданство (российское, белорусское, украинское, узбекское) на казахстанское. А с учётом других видов спорта общее количество таких атлетов в нашей олимпийской делегации составило 24 – тоже своего рода рекорд (или всё же антирекорд?).
К слову, если волейболистки завоевали путёвку на ОИ в абсолютно честной борьбе, без чьей-либо помощи, то о гандболистках этого не скажешь. Отборочный азиатский турнир проходил за год до Олимпиады, местом его проведения был выбран Алматы. На кону стояла одна-единственная квота, которая, как ожидалось, достанется команде Южной Кореи, в ту пору одной из сильнейших в мире, серебряному призёру ОИ-2004. Но хозяева, то есть спортивные функционеры Казахстана, на полную включили «административный ресурс»: нашим девушкам в матчах с главными соперницами – кореянками и японками – откровенно и беззастенчиво подсуживали (автор этих строк воочию наблюдал за турниром). И в итоге их «вытащили» на первое место.
Ещё больший произвол творился на мужском азиатском турнире, который проходил в Кувейте и тоже завершился победой хозяев. В конце концов, Южная Корея потребовала аннулировать результаты отборочных соревнований и провести новые. Международная федерация гандбола после долгого разбирательства приняла решение переиграть мужской турнир и оставить в силе результаты женского. Корейским гандболисткам удалось буквально в последний момент заскочить на подножку поезда, уходящего в олимпийский Пекин, а там они показали, «ху из ху», добравшись до бронзовых медалей (пропустили вперёд себя только норвежек и россиянок), тогда как казахстанская команда, усиленная несколькими игроками из РФ, довольствовалась 10-м местом.
Перед той Олимпиадой министр туризма и спорта РК Темирхан Досмухамбетов, входивший в близкий круг главы государства, «пробил» существенное увеличение призовых сумм для будущих медалистов: теперь за «золото» полагалось 250 тысяч долларов (до этого было 150 тысяч), за «серебро» – 150 тысяч, за «бронзу» – 75 тысяч. Плюс за год до Игр составили список из трёх десятков атлетов, которые, как считалось, претендуют на места на олимпийском пьедестале, и им ежемесячно выплачивали до пяти тысяч долларов. То были «тучные» годы очень высоких цен на нефть и металлы, денег в страну поступало много, и их на спорт высших достижений не жалели. При этом явно обделяя систему ДЮСШ и в целом подготовки спортивного резерва, что аукнулось на последних Олимпиадах – летней 2020-го в Токио и зимней 2022-го в Пекине.
Награды с допингом и без
Перед казахстанской делегацией стояла задача завоевать, как минимум, две награды высшей пробы. Ожидалось, что чемпионами Олимпиады вернутся боксёр Серик Сапиев, добывший годом ранее золотую медаль мирового первенства, и штангист Илья Ильин, на тот момент сильнейший в весовой категории до 94 кг. Но первый, похоже, не выдержал нервного напряжения и в четвертьфинале проиграл тайцу Манусу Бунчамнонгу. После этого главной надеждой стал Бахыт Сарсекбаев, выступавший в следующем весе до 69 кг. И он справился с задачей, победив всех пятерых соперников, в том числе кубинца Карлоса Банто Суареса (в финале), который ранее остановил Каната Ислама, казахского боксёра, представлявшего Китай. Ещё одну медаль, бронзовую, нашей стране принёс Еркебулан Шыналиев (до 81 кг). Недавно в СМИ и в соцсетях появились публикации про него: он жаловался на жизнь, на невнимание к себе и даже демонстративно отдал кому-то все свои награды.
Что касается Ильина, то ему удалось добраться до верхней ступени пьедестала почёта. Выполняя вторую попытку в рывке, он травмировал предплечье, был вынужден пропустить третью, а в следующем упражнении толкал штангу уже на обезболивающих уколах и, тем не менее, набрал в сумме 406 кг – на три больше, чем ставший серебряным призёром поляк Шимон Колецки. Из четырёх наших девушек-тяжелоатлеток, поехавших на Олимпиаду, домой с медалями вернулись три: Ирина Некрасова (до 63 кг) и натурализованная россиянка Алла Важенина (до 75 кг) – с серебряными, Мария Грабовецкая (свыше 75 кг) – с бронзовой. А Майя Манеза, получившая гражданство Казахстана незадолго до Игр, на помост так и не вышла – как объяснили, из-за травмы.
Завоевание такого количества наград (добавьте сюда 4-е место Владимира Седова, недавно покончившего жизнь самоубийством, и 5-е Бахыта Ахметова) многие тогда объясняли тренерскими талантами знаменитого турецкого специалиста Энвера Туркелери, который работал со сборной Казахстана в качестве консультанта. Однако впоследствии вскрылась другая подноготная. Перепроверка проб, взятых на ОИ-2008 у наших штангистов-призёров, с использованием уже новейших методов выявления допинга, показала наличие в них запрещённых стероидов – у всех, кроме Важениной, которая готовилась к Олимпиаде отдельно от других. Алла даже выиграла от этих разоблачений, поскольку её досталось «золото», отобранное у победившей в её весе, но позже дисквалифицированной китаянки. Но к тому времени она уже снова была гражданкой России, куда вернулась через год после Игр в Пекине. Остальным же нашим тяжелоатлетам пришлось расстаться с наградами.
Наибольший вклад в медальную копилку Казахстана внесли борцы. В вольной борьбе отличились выступавшие в самых тяжёлых весах Таймураз Тигиев и Марид Муталимов, которые получили соответственно «серебро» и «бронзу». Подняться выше обоим помешали их соотечественники – тоже, как они, уроженцы Северного Кавказа, но представлявшие Россию. В женской борьбе единственную медаль, бронзовую, нашей стране принесла другая натурализованная спортсменка (хотя и родившаяся в Шымкенте) Елена Шалыгина, которая по сей день выходит на ковёр и несколько месяцев назад приняла участие в чемпионате Азии. По итогам соревнований «греко-римлян» на третью ступень пьедестала поднялись Нурбахыт Тенизбаев и Асет Мамбетов.
Однако и в борьбе, пусть и в меньшей степени, чем в тяжёлой атлетике, впоследствии из-за допинговых разоблачений пришлось переписывать результаты. В числе прочих лишились права считаться олимпийскими призёрами Мамбетов и Тигиев (брата последнего, Сослана, который выступал за Узбекистан, постигла та же участь). Тогда как Тенизбаев, напротив, сменил «бронзу» на «серебро». Позже он сделал карьеру на государственной службе, а на днях его назначили акимом одного из районов Алматинской области.
Житкеев, Рыпакова и другие
Были у нас надежды на медаль и в лёгкой атлетике. «Вечно бронзовый» десятиборец Дмитрий Карпов, призёр предыдущей Олимпиады и двух чемпионатов мира, находился в оптимальном возрасте и, казалось, имел все шансы на завоевание награды. Но уже в первой дисциплине – беге на 100 метров – он получил повреждение, после чего снялся с соревнований.
Зато удивила, в хорошем смысле этого слова, 23-летняя Ольга Рыпакова. Осваивать тройной прыжок она стала лишь за два года до Игр (прежняя специализация – прыжки в длину и семиборье), но в Пекине так распрыгалась, что в финальной стадии четыре раза улучшала личный рекорд, доведя его до 15 метров 11 сантиметров. Чтобы было понятно: на последней Олимпиаде, состоявшейся пару лет назад, серебряная медалистка в лучшей своей попытке приземлилась на отметке 15.01. А на Играх 2008-го рубеж в 15 метров преодолели сразу пять участниц, и Рыпакова заняла 4-е место – неожиданное высокое, но безмедальное. Впрочем, много позже пробы, взятые у двух её соперниц, россиянки и гречанки, дали положительные результаты, и теперь Ольга считается серебряным призёром тех Игр.
Медаль такого же достоинства, но непосредственно в Пекине, завоевал дзюдоист Асхат Житкеев, боровшийся в полутяжёлом весе до 100 кг. На церемонии открытия предыдущей Олимпиады-2004 он нёс знамя Казахстана, а на самих соревнованиях выступил неудачно – по его собственному признанию, «перегорел». Теперь же Асхат со своим тренером решили не расплескивать нервную энергию понапрасну и приехать в столицу Китая за день до начала схваток. Первые три поединка он выиграл чисто, «иппоном». Соперником в полуфинале стал голландец Хенк Грол – и снова чистая победа. А вот в поединке за «золото» казахстанец уступил Тувшиянбаяру Найдану. Последний стал первым в истории Монголии олимпийским чемпионом (во всех видах спорта), а Асхат принёс нашей стране первую олимпийскую медаль в дзюдо.
Таким же казахстанским «первопроходцем», но в таэквондо, можно назвать Армана Чилманова. Начал турнир он неудачно – с поражения от греческого бойца. Но поскольку тот добрался до финала, то наш соотечественник получил шанс побороться в утешительных боях за «бронзу». В решающем поединке ему противостоял кубинец Анхель Матос, олимпийский чемпион 2000-го, правда, в весе полегче. В середине заключительного раунда при счёте 3:2 в свою пользу Матос попросил медицинской помощи. В отведённые регламентом 60 секунд он не уложился, и рефери из Швеции объявил победителем казахстанца. Взбешённый таким решением кубинец нанёс ногой удар по лицу судьи, разбив ему губу, за что получил пожизненную дисквалификацию. Медаль, полученная Чилмановым, до сих пор остаётся для нашего таэквондо первой и последней на Олимпиадах.
Если говорить о других видах спорта, то неплохие результаты наши соотечественники, а точнее, соотечественницы, показали на стрельбище. Например, «винтовочница» Ольга Довгун пробилась в финалы в обеих своих дисциплинах – в стрельбе на 10 метров из «пневматики» и на 50 метров из трёх положений. Оба раза она закончила соревнования 6-й. Но если от неё ждали высоких мест (всё-таки на протяжении многих лет Довгун считалась одним из мировых лидеров, а своё выступление в Пекине сама она оценила как неудачное), то выход в финал в стрельбе на траншейном стенде 43-летней Елены Стручаевой стал приятным сюрпризом. Мало того, она была очень близка к медали и упустила эту возможность лишь в дополнительной серии выстрелов. Стоит отметить также 5-е место Алии Юсуповой в личном первенстве гимнасток-«художниц».
Казахстанская делегация вернулась домой с 13 наградами – 2 золотыми, 4 серебряными и 7 бронзовыми, что было расценено как успех. Но после всех допинговых разоблачений осталось лишь 9 медалей, в том числе 2 золотые (Сарсекбаев и Важенина), 3 серебряные (Житкеев, Тенизбаев и Рыпакова) и 4 бронзовые (Шыналиев, Муталимов, Шалыгина и Чилманов). И это, скорее всего, уже окончательные цифры, поскольку срок хранения взятых на той Олимпиаде проб истёк в августе 2018-го…